«Хотелось заниматься чем-то творческим». 28-летний белорус бросил хорошо оплачиваемую работу и стал айтишником

25 октября 2021 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: Влад Борисевич

«Хотелось заниматься чем-то творческим». 28-летний белорус бросил хорошо оплачиваемую работу и стал айтишником

Александру Ярмаковичу 28 лет. Не так давно молодой человек уволился с крупнейшего предприятия по добыче калийных удобрений и перешел в IT. Сейчас парень работает моушен-дизайнером в компании BP Mobile. На переобучение и поиск новой работы ушел год. Мы расспросили Александра, каково было кардинально менять профессию, с какими трудностями пришлось столкнуться и где больше зарабатывают.


«Было много случаев, когда приходилось рисковать головой»

— Александр, расскажите о себе: откуда вы, где и на кого учились, кем работали до того, как перейти в IT?

— Я родом из Солигорска. После школы решил продолжать обучение, поступил в БНТУ по «солигорскому» направлению, учился на горного инженера. После университета по распределению попал в «Беларуськалий». В то время в компанию таким же образом, как и я, прошло девять человек — среди них оказались как местные, так и ребята из Минска. Я отработал в «Беларуськалии» пять лет.

— Чем именно приходилось заниматься, в чем заключалась основная работа?

— Все пять лет я проработал мастером на подземном горном участке, то есть каждый рабочий день проводил в самой шахте. В какой-то момент меня назначили руководителем смены. Если упростить, то каждую смену в шахте должен находиться человек, отвечающий за безопасность всех остальных, координирующий действия команды. Им как раз и является такой сотрудник.

— Работа в шахте считается опасной?

— Да. Причем и физически, и морально. За пять лет были случаи, когда приходилось рисковать своей головой, люди на смене также оказывались в не самых приятных ситуациях. Например, в прошлом году произошла авария: на моем участке машина врезалась в стену. Водитель погиб, еще семеро человек долго пролежали в больнице.

«Выбор небольшой: либо шахта, либо IT»

— Каким образом перешли в IT: ходили на курсы, учились сами? Какая сфера привлекла больше всего?

— Выбор был небольшой: либо уходить из шахты и переходить куда-то на менее оплачиваемую работу, чего не очень хотелось, либо IT. Мне тогда нравилась сфера моушен-дизайна, анимации в целом. За несколько месяцев до увольнения, в начале августа прошлого года я уже точно определился, что хочу работать в этой области.

После этого на протяжении года я учился. Один раз был на платных курсах, но особого толка они не привнесли. Там все было в общих чертах, более углубленно пришлось заниматься самому. На самом деле почти все материалы можно найти в свободном доступе — на том же YouTube. А еще я обращался к людям, которые какие-то работы уже делали, — задавал им вопросы. Так и обучался.

— Только учились или параллельно пытались куда-то устроиться?

— BP Mobile — мое первое официальное место работы после увольнения из «Беларуськалия». Целенаправленными поисками я занялся в этом мае, а попал в компанию в августе. Получается, трудоустроился ровно через год после того, как закончился контракт в «Беларуськалии». Правда, за полгода до моего прихода сюда также устроился мой друг, так что про основные особенности я знал заранее. Когда поступило предложение, уже не сомневался.

— На собеседовании как-нибудь по-особенному реагировали, когда узнавали, что вы бывший шахтер?

— На самом деле нет. В IT многие приходят из абсолютно разных сфер. То, что я работал в шахте, бэкграунда мне не дало. Хотя, конечно, ребятам здесь оказалось интересно узнать, почему я ушел из той «узкой» сферы.

— Помните, что больше всего изначально поразило в IT-компании?

— Атмосфера. Здесь ты работаешь спокойно, в своем темпе, на тебя особо никто не давит. Раньше приходилось жить в ритме, когда постоянно подгоняют, растут нормы выработки, не хватает рабочих рук.

— А что показалось самым трудным?

— Не могу сказать, что что-то показалось самым трудным, на самом деле. Скорее казалось необычным, что здесь спокойная атмосфера и темп работы, комфортные условия. Как человеку, пришедшему из другой сферы, мне это было в новинку первое время.

«Хотелось заниматься чем-то творческим»

— Расскажите подробнее про вашу новую профессию. Что такое моушен-дизайн, если объяснять простыми словами? Почему выбрали именно эту сферу, а, скажем, не «классическую» для входа в IT специализацию тестировщика?

— Простыми словами, моушен-дизайн — это процесс создания анимационных роликов, чаще всего рекламных. Такие ролики называются креативы, их продолжительность — в среднем от 10 до 15 секунд. Задача моушен-дизайнера — создавать такие ролики, чтобы они заинтересовали пользователя и побудили его скачать продукт. К примеру, в приложении появилась новая функция — вместе с командой вы продумываете идею ролика, после чего моушен-дизайнер берется за разработку креатива на основе этой идеи.

С самого начала, еще на стадии размышлений о новой работе я понимал: хочется заниматься чем-то творческим, где пригодится умение фантазировать. То есть тем, что будет приносить удовольствие. Случайно наткнулся на рекламу каких-то курсов на YouTube. Из этой рекламы я узнал, что существует такая сфера — моушен-дизайн. Начал искать, что она из себя представляет, какие навыки нужны. Наверное, эта реклама была судьбоносной — сферой я заинтересовался и осознал, что решил для себя главный вопрос: хочу в «моушены»!

— Какими проектами сейчас занимаетесь? Что дается легче всего, а что для новичка кажется самым трудным?

— В настоящий момент работаю над рекламным роликом для приложения Smart Cleaner. Это приложение для очистки и оптимизации памяти телефона, можно удалять дубликаты фото и видео плюс еще куча полезных функций. Проще всего сделать основу для ролика, на это уходит 20% времени. Остальные 80% уходят на «шлифовку»: оценка общей динамики ролика, плавности анимации, также нужно внимательно проверять все мелочи и детали. В какой-то момент глаза привыкают к твоему видео, и нужно иногда отвлечься, чтобы, вернувшись к ролику, замечать детали.

Еще совсем недавно то, чем я сейчас занимаюсь каждый день, казалось чем-то непостижимым и страшным, чтобы попробовать себя в этом. Это постоянный процесс обучения: каждый день ты узнаешь что-то новое, какие-то приемы и фишки, которые будешь применять в своих роликах. Сфера очень сильно развивается — приходится развиваться вместе с ней.

— А как еще можно развиваться в этой области, какие есть карьерные перспективы?

— Я еще в самом начале пути, и сейчас меня больше всего интересует развитие профессиональных навыков. В перспективе можно стать тимлидом (руководителем команды. — Прим. Onlíner), тут уже больший акцент на менеджмент. Если говорить в целом, то развиваться можно в разных направлениях. Хочешь — можешь заниматься играми, хочешь делать спецэффекты для кино — пожалуйста.

«По деньгам я примерно на том же уровне, что и был»

— А при какой профессии вы можете больше позволить себе — работая шахтером или уже в IT? Вопрос не про конкретные суммы, а скорее про общий уровень жизни.

— Скажем так: перспектив сейчас, мне кажется, побольше. У меня еще идет испытательный срок, после его окончания ожидается пересмотр заработной платы. Но в целом сегодня я примерно на том же уровне, что и был.

— Не появилось планов по релокейту?

— Серьезно об этом не задумывался. Мысли такие посещают, но до конкретных действий пока не доходит. Тем более что только недавно из Солигорска пришлось перебраться обратно в Минск. Там такую работу мне вряд ли бы удалось найти.

— Можете посоветовать что-то людям, которые также решили сменить специальность и уйти в IT?

— Если появилось такое желание, то начинайте что-то делать, пробовать себя даже в маленьких проектах. И еще: я пять лет откладывал деньги, но не знал на что — в итоге жил на них год, пока переобучался. Поэтому обязательно нужна подушка безопасности как минимум на полгода, чтобы был запас времени на обучение и поиск новой работы.

13.3" 2560 x 1600 IPS, 60 Гц, несенсорный, Apple M1 3200 МГц, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серый
13.3" 2560 x 1600 IPS, 60 Гц, несенсорный, Apple M1 3200 МГц, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серый
15.6" 1920 x 1080 IPS, 144 Гц, несенсорный, AMD Ryzen 5 5600H 3300 МГц, 16 ГБ, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti 4 ГБ, без ОС, цвет крышки темно-серый

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Антон Мерзляков. Фото: Влад Борисевич
Без комментариев