5891
19 октября 2021 в 11:30
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Какие шоу смотрят дети по всему миру? Собираем топ по рейтингам

В 2021 году самым популярным детским шоу в мире стал российский хит «Маша и Медведь». Вместе с VOKA заглянули в рейтинги, посмотрели на других фаворитов аудитории и нашли немало интересного: современные истории про щенков-героев, аргентинские приключения клоуна-фокусника и самый популярный YouTube-канал для ребят помладше.

«Свинка Пеппа»

Сейчас этот меметичный британский сериал неизменно возглавляет рейтинги самых популярных детских шоу, а в 2021 году уступает только российскому хиту «Маша и Медведь». Мультфильм побывал в эфире 180 стран мира, переведен на более чем 40 языков и стал настоящим культом в Китае: только за счет жителей этой страны в 2018 году студия Astley Baker Davies заработала больше $1 млрд.

Однако 17 лет назад давать зеленый свет мультсериалу со странной, похожей на фен, свиньей никто не спешил: продюсерам в первую очередь был нужен трехмерный персонаж, которого легко можно было бы трансформировать в любой мерчендайз. Плоское розовое недоразумение с глазами на одной стороне лица выглядело как добровольная капитуляция всех бизнес-планов.

Впрочем, менеджеров Nickelodeon это не отпугнуло, наоборот, сетка вещания нуждалась в проекте, рассказывающем о семье. Свинка Пеппа забавно фыркала, плюс ко всему была девушкой — в то время телевидению недоставало феминизма, хотя запрос уже был.

Приключения героини авторы в лице сценариста Невилла Эстли, его соавтора и режиссера Марка Бейкера и продюсера Фила Дэвиса брали напрямую из жизни: слушали истории своей подруги о маленькой дочке Лили, ее взаимоотношениях с родителями и миром, любимых играх и шалостях. Малышка также подарила Пеппе свой голос и в каком-то смысле стала консультантом проекта, например, подтвердила идею, что детям приятнее смотреть мультфильмы, где есть не только ребенок, но и мама с папой. Время доказало — авторы не ошиблись.

«Щенячий патруль»

У канадского сериала про организованную банду щенков на страже спокойствия не было проблем с самого начала: с 2013 года мультфильм неизменно набирает обороты, приключения 10-летнего Райдера и его псов смотрят в 160 странах, что позволяет ему входить в тройку самых популярных сериалов для детей в мире, а вместе с мерчендайзом франшиза приносит создателям больше $300 млн ежегодно.

Секрет «Щенячьего патруля» можно без труда разложить на ингредиенты — в этом уравнении достаточно очевидных, но доведенных до абсолютного исполнения переменных.

Цикличный сюжет ежесерийно воспроизводит по сути одни и те же ситуации: в городке Бухта Приключений случается ЧП, но отряд собак мальчика Райдера неизменно спасает положение. У героев яркие образы, словно придуманные для игрушек «Хэппи Мила»: немецкая овчарка — полицейский, бульдог с арсеналом строительных машин, далматинец-пожарный. При этом у каждой собаки уникальная будка-трансформер, выполняющая и роль транспорта. Наконец, мультфильм изобилует запоминающимися песенками и речовками — детишки гарантированно напевают их, пока не открывают для себя современный рэп или кей-поп.

При этом «Щенячий патруль» нашел возможность здорово выделиться на фоне умиротворенных семейных историй в духе «Свинки Пеппы» или «Телепузиков»: по своей сути он все-таки ближе к приключенческому боевику, где псы изображают из себя настоящих супергероев. Идея, кстати говоря, нашла продолжение и в недавнем полнометражном фильме франшизы, который, не уступая сериалу, здорово показал себя в прокате.

«Улица Сезам»

Нет ничего родней старых друзей Хрюши и Степашки, но нельзя не признать величие кукольного шоу «Улица Сезам», которое выходит на экраны аж с 1969 года: это абсолютный рекорд длительности среди детских шоу. Удивительно, но спустя более чем 50 лет сериал все еще на коне и в 2021 году занял четвертое место в мировом рейтинге самых популярных передач для ребят помладше.

Может быть, не совсем понятный нашему зрителю проект разрабатывался с благородной целью: авторы сериала, в частности продюсер Джоан Ганз Куни, хотели помочь восполнить пробелы в образовании детей из малообеспеченных семей. Многочисленные исследования подтверждают, что с задачей команда «Улицы Сезам» справилась отлично: ребята, увлекающиеся этим шоу, лучше показывают себя в грамматике, больше знают о том, что такое ВИЧ и СПИД, и куда ближе к вопросам гендерного равенства. И это только несколько областей, в которых сериал успешно расширяет знания и кругозор аудитории.

В свое время «Улица Сезам» разрушила стереотип о том, что телевизор способен научить детей только плохим вещам, вроде джинглов из рекламы пива. Одновременно с тем, как шоу изучало вопросы из школьной программы, оно с момента своего создания было фантастически инклюзивным: в сериале всегда было место людям разных рас, религий и слоев общества. Сейчас в нем без проблем можно увидеть наркозависимую женщину и ее ребенка — и аудиторию это совсем не шокирует, ведь проект всегда был своеобразным порталом во взрослый серьезный мир в безвредных декорациях и сюжетах.

Не менее важно и то, что проект в свое время запустил моду на образовательные детские шоу. И хотя это не стало повальным трендом для большинства компаний в мире, влияние «Улицы Сезам» на индустрию ощущается до сих пор.

«CoComelon: Песни для детей»

Пятерку самых популярных детских мультфильмов 2021 года закрывает идеологический наследник «Улицы Сезам» в максимально современном формате. Проект CoComelon начал подавать первые признаки жизни в 2006 году в виде канала на только-только появившемся YouTube — его анонимные авторы помогали детям увлекательно изучать алфавит.

Спустя 15 лет шоу с оригинальным названием ThatsMEonTV сменило несколько названий, попробовало себя в разных форматах, стало самым популярным аккаунтом с детским контентом на платформе (сейчас на него подписано 119 миллионов человек) и расширило влияние до таких стриминговых монстров, как Hulu или Netflix. А в 2019 году проект обзавелся и полноценным сериалом «CoComelon: Песни для детей».

Мультфильм сразу же стал безусловным хитом, а в 2020 году вырвался в безоговорочные лидеры среди детских шоу на Netflix и оказался одним из самых популярных запросов на платформе в принципе. Переход в другой формат не сильно изменил концепцию CoComelon — это все те же веселые стихотворения и песенки с образовательными элементами, открывающие для детей мир цифр, букв, звуков животных и бытовых вопросов вроде похода в школу или детский сад со всеми сопутствующими приключениями. Все это подается через незамысловатый сюжет с главным героем Джей-Джеем и его братьями и сестрами.

Шоу, конечно, не хватает какой-то дополнительной глубины или нестандартных экспериментов: дети старше 5 лет наверняка устанут от однообразных серий с песнями-плясками. Зато ребят помладше от экрана почти невозможно оторвать, о чем красноречиво сообщают актуальные рейтинги.

«Плим Плим»

Этот мультфильм в рейтингах самых популярных детских шоу выглядит диковинкой не меньше, чем YouTube-проект CoComelon: «Плим Плим» начинался как аргентинская серия детских песен, но затем быстро перерос в целый сериал с необычным героем — клоуном и фокусником. Со временем возникла и необходимость дублирования на английский язык — аудитория продолжает расти.

Идеологически мультфильм отталкивается от учений Шри Шри Рави Шанкара, индийского йога, духовного лидера и основателя фонда «Искусство жизни», поэтому пропагандирует близкие ему ценности: честность, братство, уважение к ближним и окружающей среде в целом. Этим занимается главный герой шоу, Плим Плим, который из серии в серию стабильно приходит на помощь своим друзьям-зверюшкам и делится с ним, а заодно и со зрителями, отнюдь не детской мудростью, успевая уложиться в короткие 7-минутные выпуски.

При этом, конечно, духовное просвещение Рави Шанкара воплощено в простых и понятных ситуациях из жизни дошкольников и не стремится к решению актуальных взрослых проблем: шоу интереснее показать детям, как важна вежливость, чем рассуждать о бедности или кризисах среднего возраста.

Учитывая происхождение сериала, одну из главных ролей в нем неизменно играет музыка. И пока западная популярная сцена как максимум реанимирует звучание девяностых и нулевых, создатели мультфильма изобрели для своего шоу новый музыкальный жанр FunKids, который объединяет в себе колорит аргентинских ритмов, балканское звучание, драйв фанка и очарование цирковой музыки — под стать одной из личин самого Плим Плима.

«Клуб Микки Мауса»

Героям Disney совсем необязательно постоянно появляться в новых актуальных мультфильмах, чтобы быть любимыми для аудитории. Например, эпизоды сериала «Клуб Микки Мауса», первой попытки студии воплотить старых и знакомых персонажей на экране при помощи компьютерной анимации, выходили с 2006 по 2016 год, но повторный показ на различных сервисах все еще гарантирует шоу место в десятке мировых лидеров среди проектов для детей.

По своей сути этот мультфильм близок к оригинальным историям о Микки Маусе, Минни, Дональде, Дейзи, Гуфе и Плуто, но разбавляет традиционные истории интерактивными игровыми моментами в духе старой доброй «Даши-путешественницы». Герои ломают четвертую стену буквально в каждом эпизоде, разговаривая со зрителем так, как не снилось Дэдпулу, и вовлекая детей в решение разного рода задач и математических загадок. Таких эпизодов в 20-минутных сериях не слишком много, чтобы лишний раз не перегружать ребят — в первую очередь «Клуб Микки Мауса» все-таки про развлечение.

Единственное, анимация мультфильма, достойная для своего времени, сейчас уже не кажется чем-то выдающимся — сама студия Disney прилично задрала планку и сериал очевидно уступает другим популярным проектам компании.

Кстати говоря, у «Клуба Микки Мауса» есть и спин-офф для девочек — «Мультики Минни», или Minnie's Bow-Toons в оригинале, рассказывающий об успехах и неудачах персонажа в сфере малого бизнеса. Это шоу запустилось в рамках одного из эпизодов основного сериала и выходило вплоть до 2016 года.

«Томас и его друзья»

Первый эпизод приключений паровозика Томаса вышел в 1984 году, с тех пор он развлекает детей из более чем 185 стран на протяжении четырех десятилетий, при этом продолжая оставаться актуальным и безумно популярным, не уступая современным мультфильмам.

А начиналось все в ХХ веке в семье Одри: и отец Уилберт, и его сын Кристофер были большими фанатами железной дороги. Со временем глава семейства стал сочинять рассказы для своего чада, что переросло в целую серию книг. А позже масштабную эпопею о живых машинах вымышленного железнодорожного острова Содор продолжил уже подросший мальчик.

Перенести истории на экран пытались несколько раз: особенно эпичным вышел вариант ВВС 1953 года, где использовались модели поездов, которые умудрились сойти с рельсов во время записи и которые вернула на пути загадочная человеческая рука. Мультфильм 1984 года тоже использовал макеты и миниатюрные машины, но обошелся без казусов и выглядит здорово даже сейчас. Однако со временем, когда технологии стали позволять, живое действие сменилось трехмерной анимацией.

«Томас и его друзья» тоже не вечен — последний эпизод шоу вышел в январе 2021 года спустя 24 сезона сериала. Впрочем, дети без железнодорожных приключений не останутся: в сентябре этого же года мультфильм перезапустили под названием Thomas & Friends: All Engines Go, с обновленной двухмерной анимацией, большим количеством музыки и новым подходом к конструированию сюжета. В новом образе Томас и его товарищи-поезда выглядят уже не так крипово, поэтому, кажется, аудитория сериала может только расшириться.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Кирилл Петренко
Без комментариев