Пока одни актеры вспыхивают в юном возрасте, а затем скоропостижно уходят из индустрии, другие раскрываются как хорошее вино — с годами. Среди них полно звезд, которых мы привыкли видеть на экране всегда и в ярких ролях. При этом бесспорные таланты и лауреаты «Оскаров» вовсе не были «сыновьями маминой подруги» и до сорока лет перебивались хорошо если мелкими ролями, порой оказываясь на пороге бедности и вылета из профессии. Вместе с VOKA вспоминаем главные истории запоздавшего успеха в кинематографе.
Кажется, что Морган Фриман блистал на больших экранах всегда, потому что большая часть аудитории видела фильмы с ним на протяжении всей жизни. Это правда так: почтенный 84-летний актер активно снимается последние несколько десятков лет, но при этом путь к признанию для него совсем не был легким испытанием.
Большое путешествие Моргана Фримана к известности началось в 60-х: юноша любил танцевать и выступал с музыкальной театральной группой Opera Ring из Сан-Франциско. Параллельно с этим Фриман попробовал себя в драматургии, участвовал в пьесах и съемках фильмов в качестве статиста. После этого выбор между кинематографом и танцами был сделан окончательно — начинающий актер стал чаще играть, в том числе на Бродвее в поддержку борцов за равенство прав.
В 70-х увлечение Фримана актерской карьерой впервые обеспечило ему финансовую стабильность — поспособствовала детская передача «Электрическая компания» для PBS, которая развлекательными сюжетами и комедийными скетчами учила детей грамоте и чтению. Сам Морган проект ненавидел и вспоминал работу в нем как очень несчастный момент жизни. При этом программа помогла ему распространить свое имя в широких кругах — съемки в большом кино начали случаться все чаще и чаще начиная с драмы «Брубейкер» в 1980 году. Следующий прорыв случился в 1987-м — благодаря роли хастлера в криминальной драме «Уличный парень» Фриман получил свою первую номинацию на «Оскар» как актер второго плана.
В конце концов все это привело его к работе над лентой «Шофер мисс Дейзи» — там актер примерил на себя образ водителя-афроамериканца на службе у зажиточной еврейки-ксенофобки. Роль принесла 52-летнему Фриману его первый «Золотой глобус» и гарантированные приглашения в другие хиты вроде «Побега из Шоушенка».
Начало своей карьеры австриец Кристоф Вальц почти безвылазно провел в Европе — покорял местную театральную общественность, играл на телевидении, в том числе оставаясь в тени главного мохнатого героя «Комиссара Рекса», даже пробовал себя в качестве режиссера. Этого ему хватало для счастливой и безбедной жизни в качестве локальной звезды, и актера не смущало, что он продолжает оставаться абсолютной загадкой для заокеанского кинематографа. Давным-давно агент Вальца предостерег его, что голливудские продюсеры будут до конца жизни видеть в австрийце только очередного нацистского офицера для проходных боевиков о Второй мировой. Кристоф прислушивался к этому совету почти 30 лет, отклоняя любые предложения с Запада.
Впрочем, когда актер получил прослушивание для роли охотника на евреев Ганса Ланды в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино, он был совсем не против: персонаж выглядел куда фактурнее стереотипного нациста с харизмой каски. С другой стороны, Вальц не возлагал особых надежд на проект, был готов к отказу и опасался, что его снова подведет акцент, а это уже случалось, когда он пытался играть в пьесах Шекспира в Лондоне. Как оказалось, для Тарантино это было скорее преимуществом, да и английский язык австриец знал не хуже родного.
Так в 53 года Кристоф неожиданно попал в голливудскую ленту, сразу же получив за выдающуюся игру приз Каннского кинофестиваля, ну а потом и «Оскар». Безумно благодарный Тарантино, Вальц рассказывал, что одна эта роль стоит целой карьеры длиной в жизнь. А Сэм Мендес, режиссер фильмов о Джеймсе Бонде, у которого тоже играл австриец, называл его «единственным в своем роде» и ломал голову, почему актера открыли так поздно.
Сам Кристоф точно не жалуется: он не считает плохим этапом свою европейскую карьеру, но, бесспорно, горд поздними свершениями — помимо «Бесславных ублюдков», он отличился «Оскаром» за «Джанго Освобожденного» от того же Тарантино и как минимум статусной ролью злодея в бондиане.
Родители Уолтера Уайта сами успели хлебнуть горестей шоу-бизнеса: мать Брайана работала на радио, отец — боксером-любителем и актером. Им не удалось остаться в истории, и они совсем не хотели для сына такой участи. Крэнстон-младший покорно отучился в колледже, но затем пошел наперекор близким. Начал с театральных работ, а вскоре попробовал себя на третьих ролях в ситкомах. Особых денег, конечно же, это не приносило, поэтому Брайан успел изучить целый спектр разнообразных работ вне экрана: вел свадьбы за 150 долларов, был грузчиком, охранником и официантом. Разве что химии детей не учил.
Это смутное время осело в резюме Крэнстона такими проектами, как мыльная опера Loving, в которой актер продержался на первых ролях несколько сезонов, и «Спасатели Малибу», где он засветился в качестве второстепенного персонажа. 90-е были удачнее: Брайан попал в «Сайнфелд», «Секретные материалы» и ленту Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана».
А вот начало ХХI века принесло Крэнстону безумную популярность. Сначала выстрелил сериал «Малкольм в центре внимания», который сам актер очень любил, а затем и один из самых признанных телевизионных проектов в истории — «Во все тяжкие». За три первых сезона артист получил три награды «Эмми» подряд, чего прежде не случалось ни с кем. После этого «Хайзенберг» надолго прописался в списке номинантов премии, хоть призы и уходили другим актерам.
Вскоре последовали работы в фильмах «Линкольн для адвоката», «Драйв», «Операция „Арго“» и «Трамбо» — за последний Крэнстон получил первую в карьере номинацию на «Оскар». Но именно роль Уолтера Уайта сделала имя актера бессмертным, а его самого — любимым представителем американского телевидения.
Мало кто познал все тяготы пути к мечте так, как один из главных на данный момент афроамериканских актеров. Десятки и сотни неудачных проб, съемки в качестве статиста в фильмах, обреченных на неизвестность, роли в театрах на обочине вселенной — Сэмюэл Л. Джексон прошел через все и даже больше.
Сперва молодого студента отстранили на несколько лет от учебы в колледже, где он изучал архитектуру, — все из-за студенческого мятежа после убийства Мартина Лютера Кинга. Затем главным противником на пути к Голливуду для актера стала собственная зависимость — проблемы с алкоголем и наркотиками, которые почти стоили ему карьеры.
К запрещенным веществам Сэмюэла подтолкнула депрессия: в театральных кругах, может быть, его дела шли неплохо, но это не способствовало финансовому благополучию мужчины, который успел жениться и стать отцом. Ухудшающееся положение подтолкнуло его к еще большим экспериментам с наркотиками. На подмостках он частенько появлялся нетрезвым, а закончилось все вообще потерей сознания на собственной кухне с ложкой героина в руках — на глазах у семьи, от которой он скрывал проблемы.
К счастью, у Джексона были прекрасные друзья. Морган Фриман поддерживал товарища в тяжелой ситуации, а режиссер Спайк Ли при случае предлагал ему пусть и небольшие, но все-таки работы в кино. В 1988 году, еще до рехаба, актер попал в ленту Джона Лэндиса «Поездка в Америку» вместе с Эдди Мерфи, в 1990-м получил роль в «Славных парнях» самого Мартина Скорсезе. А через две недели после выписки из реабилитационного центра Сэмюэл снова ехал на съемочную площадку к Спайку Ли. Иронично, но в «Лихорадке джунглей» его ждала роль наркомана: в итоге Джексону, кажется, даже не пришлось вживаться в образ. Его искренность и самобытность оценило жюри Каннского фестиваля, вручив 43-летнему актеру приз за лучшую мужскую роль второго плана.
Спустя три года Джексон блестяще отыграл в фильме Тарантино «Криминальное чтиво» — и карьера раз и навсегда была устроена. После этого был и «Крепкий орешек», и «Звездные войны», и роль супершпиона Ника Фьюри в киновселенной Marvel. Проблемы с деньгами остались в прошлом, как и зависимость, хотя Сэмюэл до сих пор рассказывает о том, что иногда оказывается на грани срыва.
Актер, который прославился в первую очередь благодаря сериалу «Офис», с самого начала карьеры тяготел к телевидению. Конечно, в целом его история похожа на пути многих других коллег: работа с театральными труппами, съемки в рекламе, эпизодические роли в полном метре. Однако Стив понял, что лучшие годы уходят, и решил активнее сосредоточиться на телевизионных шоу.
На рубеже веков Карелл успел засветиться в недолговечном комедийном проекте «Шоу Данны Карви» на ABC, сценарий которого писал опальный комик Луи Си Кей. Чуть позже, с 1999 по 2005 год, актер был постоянным ведущим некоторых сегментов late night программы The Daily Show. Помимо приверженности телевизионным форматам, все это время актер развивался по вектору первоклассного комедианта. Помогало ему и ближайшее окружение: Стив входил в объединение Frat Pack, где также числился Бен Стиллер, Оуэн Уилсон, Джек Блэк, Уилл Феррелл и Винс Вон. Вся эта компания к тому времени уже начинала блистать в популярных американских комедиях.
Постепенное развитие актера вышло на пик к 2005 году, когда он одновременно получил роль в ремейке британского «Офиса» и комедии «Сорокалетний девственник», которой «Офис» был обязан своим существованием. Все началось с того, что Адам МакКей, режиссер ленты «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди», в которую успел заглянуть Карелл, дико впечатлился его профессиональной харизмой и запланировал фильм со Стивом в главной роли. Актер был не против — мужчины вместе придумали сюжет, отталкиваясь от идеи комедианта о невинном цветке в теле сорокалетнего мужчины. Одновременно с этим первый сезон «Офиса» не блистал рейтингами и был в шаге от закрытия, но получил продолжение благодаря блестящей игре Карелла в полнометражной комедии.
В результате Стив стал признанным мэтром жанра с «Золотым глобусом», тремя премиями Гильдии киноактеров и статусом одного из первых лиц американской комедии. При этом уже на шестом десятке Карелл вдруг радикально сменил амплуа и раскрылся в драматическом жанре — чего стоят хотя бы «Охотник на лис», за инфернальную роль в котором актер получил первую номинацию «Оскар», и титулованные «Игра на понижение» и «Власть».
Мировая аудитория открыла для себя актера в 1994 году благодаря трогательной драме про наемного убийцу по имени Леон. Однако при том, что тотальная известность стала частью жизни Жана только после сорока, стремился он к ней с 12 лет. Театральные кружки, съемки в сериалах, безнадежные эпизодические роли — все пункты были пройдены. Решающим моментом стала встреча с Люком Бессоном.
Режиссер и актер нашли друг друга на съемках дебютной ленты французского мастера под названием «Предпоследний». Затем был фильм «Последняя битва», «Не бросайте трубку» и «Подземка», в которой, несмотря на второстепенно значимого героя, Жану удалось привлечь к себе внимание. Актер вообще мучился от эффекта своего типажа и боялся застрять в рамках одного образа — из-за роста и внешности ему предлагали в основном грубых и жестоких персонажей, но Бессон нашел в нем единомышленника и достаточно пластичного артиста, способного сыграть почти что угодно.
Первый сигнал грядущего признания 40-летний Рено получил в 1988 году — в фильме про пионеров фридайвинга «Голубая бездна» он наиграл на номинацию от французской премии «Сезар». Снимал фильм все тот же Люк Бессон, для которого эта работа стала первой на английском языке.
В 1990 году Жан впервые попробовал себя в образе киллера, психически больного «чистильщика» Виктора в фильме «Никита». В кресле режиссера — снова «талисман» Бессон. Актеру хватило 15 минут экранного времени, чтобы впечатлить друга колоритным отыгрышем специфического персонажа и подтолкнуть его к разработке целого фильма, посвященного такому герою. Артист же, в свою очередь, перед историей «Леона» не устоял и подарил миру один из самых душещипательных образов в истории.
Сейчас Жану Рено 73 года, за его плечами больше сотни фильмов, среди которых с десяток легендарных. Француз утверждал, что после шестидесяти сниматься не будет, но продолжает это делать, потому что не в силах отказать друзьям.
Британский рыцарь-бакалавр начал карьеру с театральных подмостков в составе Королевской шекспировской труппы — в свое время пьесы классика литературы спасли его от ежедневного ужаса дома: отец мальчика, не справившийся с посттравматическим стрессовым расстройством после Второй мировой войны, регулярно избивал мать.
Следующую четверть века сэр Патрик оттачивал мастерство и блистал на сцене, параллельно пробуя себя в кино. Его игра в постановке «Антоний и Клеопатра» была отмечена премией Лоуренса Оливье за признание профессиональных достижений в сфере театра. Не меньшей сенсацией стала и адаптация «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, к сценарию которой Стюарт приложил руку, а затем еще и «оживил» ее в одиночестве — исполнил все тридцать ролей.
При этом, конечно, театр был и остается сферой интересов достаточно узкого круга людей — для широких масс заслуги артиста, блистающего в Королевской шекспировской труппе и на Бродвее, оставались почти иллюзорными. Так было до 1987 года, пока мужчина не отправился в паломничество в Голливуд и не воплотил на экране Жан-Люка Пикара в перезагрузке фантастической саги «Звездный путь». При этом Стюарт не особенно горел желанием застрять в проекте надолго, верил словам агента, что это разовая акция, но в итоге остался на долгие годы и превратился в большую звезду поп-культуры.
По итогу компания TV Guide назвала британца лучшим драматическим телевизионным актером 1980-х годов. Немного позже Стюарт попал в еще один несвойственный его театральному прошлому сеттинг — франшизу «Люди Икс» по комиксам Marvel, продолжая сочетать блокбастеры со сценической деятельностью и статусом рыцаря Великобритании.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by