Спецпроект

Крепость Наполеона, загадки старца и Бузова. Рассказываем историю шоу «Форт Боярд»

12 октября 2021 в 15:00
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Крепость Наполеона, загадки старца и Бузова. Рассказываем историю шоу «Форт Боярд»

Источник: Кирилл Петренко

На протяжении десятков сезонов классическое французское шоу «Форт Боярд» сталкивает участников с их страхами в изобретательных испытаниях на выносливость, силу и интеллектуальные способности. Даже спустя 30 лет проект весьма популярен — множество региональных ремейков это подтверждает. После перерыва в 2020 году в эфир вышел новый сезон российской версии «Форта Боярд» с ведущим Сергеем Буруновым. Вместе с VOKA вспоминаем насыщенную историю шоу.

От бесхозной крепости к современной съемочной площадке

Оригинальный форт, который приютил в своих стенах телевизионщиков, строился в первой половине XIX века по приказу самого Наполеона. Хотя еще за 150 лет до этого идею возвести укрепление для защиты порта Рошфор предложил Людовик XIV — его современники посчитали идею безумной, несмотря на уже полностью готовый и оформленный архитектурный проект.

Бонапарт же решил, что авантюра стоит риска: противостояние с Англией требовало серьезных инноваций. Строительство форта, однако, обернулось кошмаром: фундамент устанавливали прямо на морское дно, ориентируясь на непостоянные приливы и отливы, а грунт постоянно уходил все ниже и ниже. В определенный момент работу заморозили почти на 30 лет, до нового витка экспансии британского флота. Действовать укрепление начало в 1857 году.

Главный панчлайн всей этой истории — по назначению форт так и не использовали. Развитие артиллерийских технологий и появление дальнобойных пушек свело на нет все стратегические преимущества крепости. Какое-то время она служила тюрьмой, чуть позже — стрельбищем для немецких солдат, а затем грандиозный проект превратился в самую обычную заброшку, пока дантист Эрик Эрт не вложил в нее свои кровные, планируя организовать в таком необычном месте дорогой отель. Правда, финансов на реставрацию памятника культуры у него уже не оставалось, а агрессивные туристы не прекращали паломничество к форту и разбирали его по кирпичикам себе на память.

В 1989 году уставший следить за неудачной недвижимостью дантист выставил укрепление на аукцион и провернул сделку всей своей жизни. Купленная за 28 тыс. франков развалюха ушла телепродюсеру Жаку Антуану за 1,5 млн. Последний влюбился в антураж форта во время съемок одной из серий своего проекта «Охота за сокровищами» и как раз подыскивал декорации для нового оригинального шоу. После еще одной продажи за условный 1 франк крепость отошла государству, однако компания продюсера сохранила за собой эксклюзивное право пользования объектом для съемок, выплачивая ежегодную арендную плату.

Таким образом шоу «Форт Боярд» нашло дом. Правда, привести его в божеский вид было непросто: от старых интерьеров ничего не осталось, пушки еще в начале XX века сдали на металлолом, а вся территория крепости была завалена горами птичьих фекалий — во время ремонта вывезли целых 50 тонн.

Но, кажется, старый военный объект стоил каждого заплаченного за него франка: сейчас компания Adventure Line Productions обязана этому проекту третьей частью своего оборота, а это почти €20 млн. Регулярным ремонтом и обслуживанием крепости, кстати говоря, занимается местный департамент, который ежегодно тратит на это €200—300 тыс.

Сейчас форт Боярд закрыт для туристов, увидеть его можно исключительно в кадрах шоу (своими глазами — только присоединившись к съемочной команде проекта или каким-то образом пробившись в список его героев). Во время съемок форт выглядит оживленно, как никогда прежде в своей истории: по сути, он представляет из себя микрогород с собственным общепитом, поликлиникой и ветеринарным центром. Последний особенно важен, потому что в шоу задействована всевозможная живность — от скорпионов и пауков до пресловутых тигров. Вся фауна проживает на территории форта и только после съемок возвращается домой — в зоомагазины и частные приюты.

«Внимание, внимание! Говорит и показывает Франция»

В 1980 году во время съемок шоу «Охота за сокровищами» соведущий проекта Филипп де Дьеве чуть не утонул, пытаясь доплыть до форта Боярд. Пока несчастный несколько часов ждал спасения в виде вертолета, продюсер Жак Антуан явно черпал вдохновение из ситуации, разрабатывая концепт грядущей новинки. С другой стороны, идеи заимствовались из классической ролевой игры Dungeons & Dragons — оттуда почерпнули сам сеттинг таинственной локации, наполненной странными существами и сокровищами, спрятанными где-то в глубине крепостных лабиринтов.

После приобретения форта и завершения ремонтных работ компания Жака Антуана приступила к разработке шоу. Сокровищницы, само собой, в военном объекте не было — ее пришлось декорировать своими руками, как и многие другие элементы обновленных интерьеров. Первые съемки состоялись 30 июня 1990 года, а уже 7 июля под названием «Ключи от форта Боярд» материал попал в эфир и так же стремительно покорил телерейтинги по всему миру.

В первом выпуске шоу команда из шести человек запускалась внутрь форта, чтобы добраться до сокровищницы, охраняемой тиграми, и забрать из нее столько золота, сколько удастся унести. За час участники должны были добыть ключи, проходя различные испытания — например, проверяя себя на прочность глиняными горшками с тараканами внутри. Игроки, которые не справлялись с заданиями за отведенное время, попадали за решетку и могли быть впоследствии выкуплены этими же ключами либо спасены «интеллектуалом» — членом команды, который решал загадки от персонажа по имени старец Фура. А еще была «золотая карта», позволяющая получить бонусный ключ за прыжок с тарзанки.

В конце концов участники получали доступ к сокровищнице, снимали из себя бо́льшую часть одежды и за две минуты должны были открыть столько сундуков, сколько им позволяли бы пронумерованные ключи. Дальше дело за малым: хватать золото и бежать, пока не вернутся тигры. Кстати говоря, именно в первой серии единственный раз в истории шоу один из участников припозднился и оказался закрыт за дверьми сокровищницы — ему пришлось с риском для жизни выбираться по уже знакомой дороге. К счастью, на корм тиграм он не пошел.

В последующие годы правила неоднократно менялись. Например, ключи были нужны не для открытия сундуков, а для доступа в сокровищницу, при этом нужно было собрать определенное их количество. А в какой-то момент от этого количества стала зависеть высота, на которую откроются ворота, — из-за этого вынести золото было намного сложнее, приходилось проявлять чудеса гибкости и терять богатство в процессе. Со временем в шоу появились и другие активности: например, охоту за ключами сменил поиск ключевых слов, которые помогали собрать пароль, открывающий доступ к сокровищнице.

Новые испытания и вовсе изобретались в режиме онлайн и демонстрировали весь размах фантазии авторов — от банального армрестлинга с силачом и игры в динамичный бильярд до перемещения по своеобразной паутине и воистину цирковых трюков. Всего пара заданий прошли длительный путь от первой серии до наших дней: тот самый поиск ключа в глиняном горшке, забитом всякой живой и неживой гадостью, и классическая игра в наперстки. Также во многих региональных версиях шоу есть испытание, связанное с веревочной лестницей, хотя во Франции оно никогда не использовалось. А вот задание, где девушкам нужно было проползти по вращающимся цилиндрам, со временем исключили, посчитав слишком сексистским.

Каждая серия шоу дает командам возможность унести с собой круглую сумму в виде выигрыша. Правда, для большей части участников призовые вряд ли кажутся очень привлекательными: как правило, в «Форт Боярд» попадают знаменитости, для которых это в первую очередь крутой досуг и лишний эфир в копилочку в качестве гостя культовой программы.

Но, конечно, азарт не зависит от суммы на банковском счете, и у шоу есть свои рекордсмены. Самый большой выигрыш в размере €37 тыс. унесла команда фильма «Ямакаси» в 2001 году, а главные неудачники проекта под предводительством комика Текса в 2002-м заработали только €700 (до финиша добрался только один участник, который плюс ко всему умудрился упасть на лестнице, растеряв бо́льшую часть добытых им монет). Интересно, что даже за полный провал можно заработать больше: €3 тыс. в качестве утешительного приза достается тем, кому не удается открыть сокровищницу.

Особенности национальных игрищ

Первой страной, заинтересовавшейся новым шоу, ожидаемо стала Великобритания, которая так и не познакомилась с фортом Боярд во время военных кампаний. Национальная версия начала разрабатываться еще до релиза французской, а пилотный выпуск снимался в лондонской студии, пока аутентичная площадка была закрыта на ремонт. Отталкиваясь от альтернативного сеттинга и все той же концепции Dungeons & Dragons, включая присутствие «мастера игры», британцы придумали свое собственное шоу «Хрустальный лабиринт», которое тоже разработал Жак Антуан. Впрочем, выходу на экраны национальной версии «Форта Боярд» это не помешало: еще бы, один пилот стоил почти €300 тыс.

Вскоре лицензией заинтересовались и другие страны — к настоящему времени проект успел побывать в 70 уголках планеты и приобрел 34 зарубежные модификации. Некоторые телекомпании транслируют оригинальную версию, другие вместе с французами разрабатывают свои варианты программы с местными участниками, но съемки неизменно принимает у себя легендарный форт в течение летних месяцев.

Благодаря марокканской версии проекта «Форт Боярд» стал популярен и в Африке: трансляции захватили 24 франкоязычных государства. Тунис, Бразилия, Украина, Индия, Ливан, Южная Корея — шоу продолжает марш по планете. При этом главные фанаты проекта, кроме, само собой, Франции, живут в Швеции: для регионального эфира отсняли 14 сезонов и больше 200 серий.

Как правило, основные актеры французского шоу появляются и в других версиях — например, известная укротительница тигров Фелиндра, которая, как правило, крайне молчалива и не нуждается в переводе реплик. Она, кстати говоря, и вне экрана профессиональная дрессировщица, да еще и очень опытная — благодаря ее труду за все 30 с лишним лет проекта от нападений кошек не пострадал ни один человек. А вот старца Фура в разных странах играют местные артисты: аудитория должна не только понимать его речь, но и слушать знакомые загадки.

Вообще, «Форт Боярд», известный широкой аудитории, привычно собирает для участия команды из знаменитостей. Хотя на старте все было иначе. Французская версия шоу только с 1993 года пришла к такому решению, после чего актеры, спортсмены и музыканты стали его обязательными гостями. За все время в крепости кто только ни был: и Джибриль Сиссе, и Омар Си, и Ева Лонгория.

Зарубежные версии шоу подходили к вопросу по-разному. В Дании и Швеции, как правило, приглашают медийных персонажей. В Канаде пробовали экспериментальный формат: 24 человека, 4 команды, 12 знаменитостей и 12 представителей общественности. В аргентинской версии 1999—2000 годов звезды помогали простым смертным заработать деньги, и такой же подход использовали при разработке шоу для Марокко, что помогло проекту стать самым популярным в истории местного телевидения.

Русские за границей

Наиболее близкая русскоязычной аудитории версия шоу дебютировала в 1998 году. Первое время российское телевидение показывало оригинальный французский проект, который так понравился зрителям, что в конечном счете было решено перейти к производству аутентичной программы с местными участникам, хотя и стоило это на тот момент немало. «Русские в форте Боярд» дебютировали на НТВ с Леонидом Парфеновым и Еленой Хангой в качестве ведущих, а вместо звезд в составы команд вошли сотрудники телеканала: сезон позиционировали как «пробный». Эксперимент оказался вполне удачным, и шоу даже обзавелось фильмом с дополнительными материалами из закулисья. Но экономический кризис перечеркнул будущее проекта.

В 2002 году реанимированная программа под уже более привычным названием «Форт Боярд» вернулась в эфир на телеканале «Россия» — и продержалась куда дольше. Роли ведущих сперва достались журналисту Сергею Брилеву и гимнастке Яне Батыршиной, но затем перешли к более именитым господам — актеру Леониду Ярмольнику и мисс Вселенная Оксане Федоровой. Участники тоже стали более маститыми: за несколько сезонов в форте побывали Юлия Чичерина, Александр Маршал, Александр Домогаров и Алина Кабаева.

Чуть позже шоу поэкспериментировало с форматом: начались дуэли между двумя командами в рамках одного выпуска, а весь сезон в принципе превратился в турнир, победителем которого стали ребята экс-футболиста Руслана Нигматуллина, забравшие с собой более миллиона рублей. Ранее такую формулу проекта обкатали в других странах: сперва ее пробовали во Франции еще в начале 1990-х, а с 2003 года противостояния между двумя сборными разошлись по разным национальным эфирам. В редких случаях формат сталкивал команды сразу из нескольких стран — например, между собой соревновались Болгария, Сербия и Турция, а также Нидерланды и Бельгия.

Телеканалу «Россия» оказалось достаточно трех сезонов шоу, несмотря на его очевидный успех. Однако перезапуск проекта студией «Красный квадрат» для «Первого канала» в 2013 году оказался в обратной ситуации: мощная рекламная кампания не помогла ему завоевать должные рейтинги. Не справились с задачей и медийные гости вроде Анастасии Заворотнюк, Юлии Савичевой, Глюк’оZы и ведущие — актриса Анна Ардова и экс-боксер и депутат Николай Валуев.

В 2019 году очередная попытка сделать удачную версию шоу осталась за каналом СТС. Ведущим стал одиозный Сергей Шнуров, а в участники набрали звезд первой величины: за победу боролись деятели вроде Анны Седоковой, Виктории Бони, Михаила Шаца и Александра Незлобина. Была там и вездесущая Ольга Бузова, которой пришлось забираться в камеру с жуками и раскачиваться на качелях на огромной высоте.

Второй сезон проекта с подзаголовком «Возвращение» сменил ведущего — теперь всем заправляет Сергей Бурунов. Звезды тоже под стать времени: Иван Дорн, судя по всему, ищет новое вдохновение среди каменных стен форта, а Валя Карнавал лечит разбитое Егором Кридом сердце.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by