10 октября 2021 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Что похоронило старый «ВКонтакте»? Вспоминаем вехи в истории соцсети, которые ее кардинально изменили

В интернете есть давняя традиция — хоронить «ВКонтакте». Поводов для этого было достаточно. В свое время основатель соцсети Павел Дуров вызвал волну недовольства, которая, казалось, была способна смести его вместе с «ВКонтакте» из интернета. Это случилось, когда в 2010 году привычную стену в профиле пользователя заменили на микроблог. Сегодня, в 15-й день рождения самой популярной соцсети на постсоветском пространстве, с грустью вспоминаем то, что похоронило старую соцсеть.

Мы живем в своих небольших социальных пузырях, общая картина из которых может видеться искаженно. Тем, кто регистрировался во «ВКонтакте» еще на заре его становления, кажется, что в последние годы соцсеть подсдала в оборотах. Если в 2007 или 2008 году она выглядела чем-то новым, необычным и прорывным, то сегодня воспринимается как бытовуха. Слегка поднадоевшая.

Пятнадцать лет назад интернетом правили форумы, блоговые платформы и мессенджеры наподобие ICQ. Общение там в основном происходило анонимно, люди прятались за своими никнеймами, объединялись в группы по интересам вокруг игр, фэнтези, автомобилей. «ВКонтакте» же предложил неискушенным пользователям совершенно иной способ объединения — на основе учебных заведений. С прицелом на самую активную аудиторию интернета — студентов и молодежь в возрасте от 17 до 24 лет. А деанонимизация стала чем-то естественным и даже необходимым, чтобы попасть в новые социальные объединения.

Соцсеть подсказывала возле имени и фамилии, что "это Вы". У страниц был рейтинг, за накруткой которого все гнались. А на стене еще нельзя было ставить "Мне нравится"

Очень быстро число пользователей «ВКонтакте» стало исчисляться сотнями тысяч, а затем и десятками миллионов. В свой первый год существования соцсеть выросла до 3 млн пользователей. В последующие годы она уверенно занимала верхние строчки страновых рейтингов посещаемости в России, Украине и Беларуси. В начале 2010-го на сайте зарегистрировался 60-миллионный пользователь, а к концу того же года счетчик перевалил за 100 млн.

По последним данным от нового гендиректора «ВКонтакте» Марины Красновой, ежемесячная активная аудитория соцсети только в России составляет 72 млн человек, или 75% пользователей рунета. И свой местный рынок, и большинство сопредельных соцсеть уже исчерпала. Украинский для нее закрыт после начала военного конфликта на Донбассе.

Расти особо некуда, остается удерживать существующую аудиторию аналогами TikTok — прошлым летом внутри «ВКонтакте» запустился подраздел «Клипы» с короткими вертикальными роликами. Он себя чувствует более-менее хорошо. Однако в истории соцсети было много фишек, которые по тем или иным причинам не дожили до нынешних дней: анонимные мнения, объявления, группы «Рожденные в 1989 году», куча бесплатной музыки и фильмов. Часть этих функций можно вспомнить даже с теплотой. Как ту же стену, которую от Дурова требуют вернуть вот уже 11 лет. Хотя самого Дурова во «ВКонтакте» уже давно нет.

Что за стену требуют вернуть?

Юные пользователи интернета вряд ли могут это помнить, да, в принципе, это им и ни к чему. Но до октября 2010 года страница профиля во «ВКонтакте» выглядела немного иначе. На ней постоянно шло общение с друзьями. Да, в соцсети была возможность писать личные сообщения, но куда интереснее было использовать для этого стену профиля.

Она так и называлась — стена. На ней сообщения мог оставлять как сам хозяин, так и его гости. В дни рождения друзья оставляли там поздравления, периодически туда прорывались вирусные игры наподобие «опиши меня одним словом на моей стене, а это сообщение перешли 10 друзьям». Это было нечто сродни гостевой книге из времен «Веб 1.0» на домашней странице какого-нибудь сетевого энтузиаста в конце 1990-х или начале нулевых, где снизу еще гордо красовался никнейм создателя — «Designed by ToLj@n».

На стену «ВКонтакте» нельзя было крепить музыку, фото или видео, а в ожидании ответа приходилось обновлять страницу, чтобы ничего не пропустить. Но это изменилось в октябре 2010 года, когда в принудительном порядке все личные страницы пользователей были переведены в режим микроблога, который больше напоминает современный вид соцсети с постами и комментариями под ними.

Две большие разницы. Наверное

По старой доброй традиции во «ВКонтакте» тут же была создана группа для недовольных, которая очень быстро разрослась до 200 тыс. человек. В ней призывали хотя бы на сутки отказаться от использования соцсети, чтобы разработчики заметили недовольство. Дурову на полном серьезе писали обращения с требованием вернуть стену. Сообщения «Дуров, верни стену!» появлялись на многочисленных сторонних ресурсах, где была возможность комментирования контента. Павел же до этого пытался играть в демократию.

В августе 2010-го, до принудительного переезда, он устроил опрос, по итогам которого 70% опрошенных отказались от введения режима микроблогинга. Его сделали опциональной штукой. Но Дуров был уверен, что «микроблог похож на старую стену, но гораздо более прогрессивен в отношении дизайна и функциональности». А потому в конце концов пользователям не оставили выбора.

По сути, концепция сайта с этим обновлением изменилась. Стены перестали быть местом для общения, акцент сместился на новостную френдленту. Она со временем стала заполняться постами из групп и пабликов со смешными картинками и приколами. Друзья репостили их к себе в ленту, и все общение между людьми медленно затухало. Соцсеть, которая создавалась для объединения пользователей, превращалась в концентрат потребления контента. Наверное, это было неплохо, так как тематические группы по-прежнему существовали и объединяли людей по интересам, однако изначальная задача «ВКонтакте» себя исчерпала, и ее заменили более современной и прогрессивной.

Антипиратская борьба

В начале 2010-х годов «ВКонтакте» все еще была отличной библиотекой бесплатной музыки, фильмов и даже книг. Пользователи беспрепятственно могли загружать туда собственные аудиофайлы, там можно было найти порой крайне экзотическую музыку. Платных стриминговых аудиосервисов еще либо не существовало, либо они только начинали появляться, а крупнейшие держатели авторских прав — звукозаписывающие компании — не обращали особого внимания на пиратство в соцсети.

Для пользователей же это была удобная библиотека самой разной музыки с возможностью скачивания (при наличии определенных скриптов) и закачки собственной фонотеки к себе на страницу. Не надо было возиться с торрентами или барахтаться в куче рекламы на «Зайцев.Нет».

Это же касалось и видеофайлов. Во «ВКонтакте» можно было отыскать целые группы по артхаусному или корейскому кинематографу, куда с торрентов бережно перезаливались фильмы. Что уж говорить о горячих голливудских премьерах, многочисленных популярных сериалах в озвучке от LostFilm или студии «Кубик в кубе».

До 2013 года для бедного студента «ВКонтакте» была окном в мир современных бесплатных развлечений, ведь борьбой с пиратством в интернете тогда практически не занимались. Но в 2013-м из соцсети начали исчезать музыка и фильмы. В России был принят антипиратский закон, который позволял правообладателям через суд добиваться удаления страниц с пиратским контентом. Правда, на практике это было малоэффективно: пока суд блокировал одну страницу с фильмом, в соцсети появлялась сотня таких же.

В мае 2015 года закон доработали: за повторное выявленное нарушение могли закрыть весь сайт. К «ВКонтакте» появились претензии у правообладателей, соцсеть дала им возможность удалять нелицензионный контент, затем начала подписывать лицензионные договоры, а в конце концов запустила собственную подписку на музыку. Деньки с простым доступом к пиратскому контенту закончились.

Уход Дурова из «ВКонтакте»

Все это происходило уже без Павла Дурова. Он покинул пост гендиректора компании весной 2014 года. С новыми акционерами у него возникли неразрешимые разногласия.

«Становится все сложнее отстаивать те принципы, которые некогда были заложены в основу нашей социальной сети», — написал Павел в прощальном посте. После этого он эмигрировал из России, где государство начало все больше внимания уделять контролю интернета. Во «ВКонтакте» в тот период стали появляться паблики о политических протестах. Ранее, в 2011 году, Дуров получал запросы от силовиков на удаление антикоррупционной группы Навального.

Павел был жестким и даже наглым гендиректором. Он способен был твердо отстаивать интересы своей соцсети и те убеждения, которые заложил в ее основу. За три года до увольнения руководитель успешно противостоял поглощению «ВКонтакте» со стороны холдинга Mail.ru Group. Однако в середине 2010-х, в период обострившейся политической нервозности, контроль над соцсетью он уже никак не мог удержать.

И сейчас все, что связывает Дурова и «ВКонтакте», — это общий день рождения 10 октября.

панель, ПВХ, поверхность рельефная, цвет: белый или очень светлый
панель, МДФ, поверхность матовая, цвет: коричневый, 1296x132x12 мм
панель, ПВХ, поверхность рельефная, цвет: темно-коричневый или черный

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович
Без комментариев