05 октября 2021 в 7:44
Автор: Виталий Олехнович. Фото: timesofisrael.com

Как дела с COVID-19 в странах с высоким уровнем вакцинации? И нужна ли бустерная доза?

Автор: Виталий Олехнович. Фото: timesofisrael.com

Еще несколько месяцев назад слышались оды (как оказалось, поспешные) массовой вакцинации и ее успешности в борьбе с пандемией. В странах с высоким уровнем вакцинации число инфицированных сперва резко снизилось, а мир погрузился в мечты о скором возвращении к старой нормальности. А потом голову поднял дельта-вариант коронавируса, который все изменил. Ситуация в Израиле и Португалии — странах с высоким уровнем числа вакцинированных — показывает, что игра еще не окончена.

Почему опыт Израиля важен?

В начале этого года Израиль привлек к себе внимание как одно из государств с самыми высокими темпами вакцинации против коронавируса. К концу февраля в стране по крайней мере одну дозу вакцины Pfizer получило 50% населения.

К началу апреля в стране регистрировали по несколько сотен случаев инфицирования в сутки, а в мае и июне они вовсе сошли на нет. Страна открылась, были сняты драконовские условия карантина. Но с середины лета в Израиле фиксировали все больше и больше новых заражений. В августе их было уже по несколько тысяч в день, а с началом сентября их число и вовсе перевалило за десяток тысяч. Как так получилось, что при высоком уровне вакцинации населения в страну пришла новая волна коронавируса?

Эксперты склонны полагать, что основная проблема заключается в охвате вакцинами. После молниеносного старта в начале года внедрение вакцины в Израиле замедлилось. 50% жителей страны получили один укол в феврале, к сентябрю этот показатель вырос всего до 68%. Проблем с поставками вакцины не было, сработал человеческий фактор — нерешительность и религиозные убеждения.

Статистика показывает, что охват вакцинами в Израиле ниже среди арабских и ультраортодоксальных еврейских групп населения. Здесь хорошо стартовали, но к настоящему времени оказались далеко позади многих других стран. Около 30% населения Израиля полностью не привито (а это около 2,7 млн человек).

Исследования общественного мнения в стране показали, что основной причиной отказа от вакцины является неуверенность в ней людей. Весной половина из тех, кто не привился, обосновывали свое решение обеспокоенностью относительно долгосрочной безопасности вакцин. Четверть считали вакцины от COVID-19 неэффективными. Еще треть указывали на то, что не доверяют правительству и фармкомпаниям.

В такой ситуации достичь популяционного иммунитета невозможно, особенно с учетом доминации дельта-штамма коронавируса. Он гораздо более заразен, против него нужно внедрять вакцинацию более широко. Эксперты полагают, что речь идет о 80% населения, привитого двумя дозами вакцины.

К тому же много опасений связано с тем, что иммунитет после прививки со временем ослабевает. Речь идет про срок в пять-шесть месяцев. Данные израильских больниц демонстрируют, что вакцинированные зачастую восприимчивы к COVID-19: почти 60% госпитализированных оказываются полностью вакцинированными. Это можно списать на «парадокс вакцинации»: вакцины не защищают на 100%, и в широко вакцинированном обществе все равно будут зараженные.

Тем не менее частота тяжелых случаев COVID-19 в Израиле вдвое выше среди непривитых в группе лиц младше 60 лет и в девять раз выше среди непривитых в группе старше 60.

Еще одним фактором новой волны в Израиле называют то, что ограничения были сняты слишком рано.

Помогут ли бустерные инъекции вакцины?

Переломить негативный эффект от недостаточного уровня вакцинации в Израиле сейчас пробуют с помощью ревакцинации — бустерной дозы вакцины для тех, кто уже был полностью привит. Те, кто прививался в числе первых, теперь более уязвимы перед лицом нового штамма коронавируса. Разработчики вакцин говорят, что бустерная доза помогает восстановить снижающийся уровень антител.

Первые данные указывают, что подобная тактика может быть выигрышной. В сентябре более 1,1 млн израильтян в возрасте старше 60 лет получили бустер. В общей сложности с августа третью дозу вакцины вкололи 3,4 млн израильтян. Число новых случаев и смертей от COVID-19 в стране снижается.

У тех, кто получил бустер, риск коронавирусной инфекции снижается в 11 раз по сравнению с теми, кто получил две дозы вакцины. Недавнее израильское исследование показывает, что бустерная прививка на 86% эффективна в предотвращении заражения пожилых людей.

Теперь в Израиле бустер обязателен для всех людей в возрасте старше 12 лет, которые хотят получить валидный паспорт вакцинации.

Многие эксперты отмечают, что бустер нужен только пожилым и людям с ослабленным иммунитетом. Потому в некоторых прогрессивных странах планы по ревакцинации пока ограничиваются возрастным населением, более молодым приходить за бустером не советуют.

Всемирная организация здравоохранения также призывает богатейшие страны ограничить политику бустерной вакцинации. В ВОЗ хотели бы, чтобы эти вакцины пошли в качестве помощи в регионы с удручающе низким уровнем вакцинации — например, в Африку, где полностью привито всего около 5% населения. Однако страны первого мира ситуация в далекой Африке пока волнует мало. Мир определенно еще нескоро окончательно поборет COVID-19, так как не в состоянии дать пандемии согласованный и стремительный бой.

Победа Португалии благодаря вице-адмиралу

В Португалии уровень вакцинации один из самых высоких в мире — полностью вакцинированы уже 85% населения. Не самая богатая страна Европы демонстрирует высокое доверие науке. Там практически закончились взрослые, которым нужно делать прививки, остались только дети и подростки.

Наиболее тяжелыми для страны были прошлая осень и зима, когда число умерших ежедневно измерялось сотнями. Теперь этот показатель редко переваливает за 10.

Впрочем, массовая вакцинация не привела к полному отказу от ограничений. Ночные клубы в стране открылись только на прошлой неделе, а барам наконец разрешили работать и после двух часов ночи. Внутри зданий местами еще обязательно носить маски, а цифровые сертификаты вакцинации по-прежнему нужны для больших мероприятий и путешествий.

Показатели вакцинации в стране высоки, но врачи все равно опасаются подъема заболеваемости ближе к зиме. Вакцинная защита не вечна. В Институте Лиссабона мониторят уровень антител в образцах крови нескольких тысяч человек, и, например, образцы трети резидентов домов престарелых показывают полную утрату антител через полгода после вакцинации. Это необязательно говорит об утрате защиты от тяжелой болезни или смерти, но вызывает беспокойство и не позволяет властям расслабиться.

Координатором целевой группы по национальному плану вакцинации в Португалии выступал вице-адмирал ВМС страны Энрике де Гувейя-и-Мело. Во многом именно с ним связывают такой успех компании по массовой вакцинации. Он появлялся в телеэфире в военной форме, агитировал за вакцинацию, разрабатывал план проведения прививок. Сейчас он считает свою задачу в стране выполненной, однако отдает себе отчет в том, что мир в целом далек от победы.

В Мозамбике и Анголе, бывших португальских колониях, уровень вакцинации остается критически низким. Западный мир по большей части находится на пути защиты своего населения от существующих угроз, однако Африка оказывается котлом, который способен сварить новые штаммы коронавируса, способные избегать вакцины.

«Эти страны отомстят нам», — говорит военный, мотивируя необходимость переключиться на глобальную вакцинацию и отбросить идею применения бустерных доз. Это не только правильно с моральной точки зрения, но и необходимо для банальной безопасности Португалии в будущем.

«Вы не можете победить, просто вакцинировав всех в своей стране. Война закончится после того, как мы уколем каждого в мире», — резюмирует Энрике де Гувейя-и-Мело.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by