Трилобит с глазами из сотни глаз удивил ученых

05 октября 2021 в 11:44
Автор: Виталий Олехнович

Впервые этого трилобита (вымершее морское членистоногое существо) изучили палеонтологи-любители полвека назад. Рентгеновские снимки, сделанные в 1970-х годах, повторно проанализировали. Ученые выявили структуру глаза, которую не встречали у живых существ ни до, ни после, передает Science Alert.

Оригинальное исследование трилобита с помощью рентгена выполнил Вильгелм Штюрмер. К сожалению, сейчас он уже мертв, так что не смог получить достойное подтверждение своего открытия. Но 50 лет назад Штюрмер обнаружил внутри окаменелости зрительные нервы. В те годы не верили, что какие-либо мягкие ткани могут сохраняться внутри столь древних останков.

— Считалось, что в окаменелостях можно увидеть только кости и зубы, твердые части живых существ, но не мягкие ткани, такие как кишечник или нервы, — поясняют авторы новой работы из Университета Кельна.

Штюрмер рассмотрел на своих снимках совокупность волокон, которые были похожи на фоторецепторные клетки — омматидии. Вот только они были в 25 раз больше собственного диаметра. Слишком длинные, чтобы казаться настоящей светособирающей структурой. В это также не особо верили.

Но палеонтология не стоит на месте. С 1970-х годов ученые раскопали много интересного. И решили свежим взглядом посмотреть на работу Штюрмера, а также с помощью современной компьютерной томографии проанализировать трилобита. То, что они увидели, определенно было волокнами зрительного нерва.

Они были подключены к двум сложным глазам, которые на самом деле оказались сотнями глаз, разделенных на правый и левый кластеры. В каждом кластере по 200 линз размерами до одного миллиметра.

— Под каждой из этих линз, в свою очередь, расположены по крайней мере шесть роговин омматидия, каждая из которых вместе снова образует небольшой сложный глаз. Возможно, что отдельные компоненты глаза выполняли разные функции, обеспечивая, например, усиление контрастности или восприятие разных цветов, — рассказывают ученые.

беззеркальная камера, байонет Canon RF, матрица Full frame (полный кадр) 26.2 Мп, без объектива (body), Wi-Fi