Спецпроект

Растоптали детство? Смотрим продолжения советских мультфильмов и ищем среди них хорошие

12 783
05 октября 2021 в 16:30
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Растоптали детство? Смотрим продолжения советских мультфильмов и ищем среди них хорошие

Источник: Кирилл Петренко

Для большинства студий мира задача выпустить достойное продолжение классического фильма — нешуточный вызов на грани провала. Аудитория, выросшая на оригинале, обязательно с микроскопом изучит новинку и сравнит ее с любимым первоисточником. В случае с советскими мультфильмами все еще сложнее: режиссерам приходится работать с поправкой на ностальгию по СССР. Вместе с VOKA посмотрели, какими получились продолжения классики от «Ну, погоди!» до «Крокодила Гены», и готовы рассказать, какие из них стоит посмотреть, а какие лучше проигнорировать.

«Ну, погоди!» (2005—2006)

Советский «Том и Джерри» ни в чем не уступал заокеанскому мультфильму — изобретательности авторам было явно не занимать, а в плане размаха сюжетов и национального колорита «Ну, погоди!» и вовсе солидно оторвался от конкурента. Успех франшизы подчеркивает ее развитие в том числе на рынке видеоигр: портативная аркада, в которой Волк судорожно ловит куриные яйца, несмотря на всю свою вторичность (по сути это был аналог другой игры Nintendo), стала одним из самых узнаваемых артефактов 1980-х.

Продолжениям успешных проектов всегда приходится оглядываться на наследие. В случае с советской классикой, кажется, все еще сложнее — приходится прыгать выше головы, чтобы как-то перекрыть сильнейшую массовую ностальгию по детству. Впрочем, авторы из «Союзмультфильма», занимающиеся предстоящим ремейком, целят в первую очередь в новую аудиторию: персонажей должны осовременить, добавить к ним в компанию маскотов курорта «Роза Хутор» и Гарика Харламова в качестве голоса Волка. А обновить заглавную тему сериала позвали Ивана Дорна.

Оценить проект пока что не получится даже заочно (трейлер все еще не выпущен). Но кроме него у «Ну, погоди!» есть другие современные версии: Алексей Котеночкин, сын режиссера большей части серий мультфильма, в 2005—2006 годах выпустил два новых эпизода шоу, а уже после закрытия проекта — пару новогодних выпусков в 2012-м и 2017-м. Его новые серии почти ничем не отличаются от советского оригинала — ни в плане нарратива, ни в плане визуальной составляющей. Органичное продолжение классики от наследника режиссера вообще легко спутать с большей частью эпизодов, словно их сделали еще в СССР и оставили лежать на полке в монтажной.

«Умка на елке» (2019)

Этому мультфильму было достаточно одной «Колыбельной медведицы», чтобы навсегда остаться одной из самых любимых советских короткометражек всех времен. Но помимо нее «Умка» покорял сердца и своим трогательным сюжетом о белом медведе в поисках друга-человека. Обретя и потеряв его в первой части, мишка путешествует к полярной станции и спасительному вертолету во второй, а в третьем, финальном эпизоде трилогии, который вышел к 50-летию оригинального мультфильма в 2019 году, он находит товарища на новогодней елке.

Все тот же короткий метр, как и советский оригинал, продолжает следовать традициям: никакой трехмерной анимации, обязательная душещипательная песня и отказ от попыток осовременивания мультфильма. В процессе его создания использовались старые раскадровки, при этом рисунков и эскизов того времени не осталось — новой команде пришлось воспроизводить все своими силами. «Умка на елке» бережно заканчивает повисшую в воздухе еще с 1970 года историю и приносит успокоение детям, которые успели вырасти и стать родителями, а также рассказывает о приключениях медвежонка новой аудитории. Красивое завершение трогательного путешествия — ни больше, ни меньше.

Интересно, что это не первое появление героя в российских мультфильмах: уже повзрослевший Умка заглядывал в короткометражку «Элька и звездный почтальон» 2004 года выпуска и ее полноформатное продолжение «Элька» как дедушка главной героини. В них медведица, наследница советского персонажа, помогает вернуть потерянные подарки Деду Морозу и спасает Антарктиду от злобного робота, а Умка появляется лишь изредка и скорее в качестве пасхалки для более возрастной аудитории.

«Чебурашка и крокодил Гена» (2020)

Не секрет, что от Чебурашки без ума в Японии: там персонажа посчитали крайне анимешным и своим в доску, причем настолько, что даже сняли свой полнометражный фильм, который, впрочем, просто пересказал советские наработки. «Союзмультфильм» если и отстает от своих восточных коллег, то лишь немного — в цехах уже зреет проект про старых и любимых героев. В 2020 году вышла короткометражка про крокодила Гену и его маленького друга, которая бодро сломала четвертую стену и по итогу завоевала телевизионную премию ТЭФИ — первую в 86-летней истории студии.

Посвященный переезду «Союзмультфильма» в новое здание эпизод в трехмерном оформлении показал, как герои покидают старую и знакомую студию: пока трудоголик-крокодил без сомнений пакует вещи, старуха Шапокляк всячески противится внезапным жизненным переменам и грядущей разлуке с домом. В какой-то момент мультфильм превращается в целую экскурсию по другим работам студии, а затем сюжет и вовсе переносится за кулисы, где съемочная команда решает, что нужно сделать с Геной, чтобы он перестал сливаться с зеленым экраном.

Конечно, «Переезд» сложно назвать полноценным эпизодом «Чебурашки и крокодила Гены». Зато новогодний выпуск «Секрет праздника», вышедший чуть позже, — вполне. Два друга пытаются отогнать зимнюю тоску новогодним деревом, а Шапокляк привычно пытается все испортить. Несмотря на более современные декорации, гэги и трехмерную графику, мультфильм остается все таким же наивным, непосредственным и пронзительно добрым, как завещали авторы оригинала. Кажется, с такой командой о будущем «Чебурашки» можно не переживать.

«Простоквашино» (2018)

В 2018 году на экраны вышло продолжение культовой советской истории о мальчике-дауншифтере, который предпочел городскому образу жизни деревенские будни в компании кота, собаки и регулярного гостя-почтальона. На новом витке истории Дядя Федор осовременился, обзавелся родной сестричкой Верой Павловной, няней и актуальными гаджетами вроде моноподов и планшетов — в рамках сериальной условности технологический скачок произошел мгновенно, за считанные годы.

Сериал, конечно же, сразу столкнулся со шквалом критики от ностальгирующих по антуражу СССР — мол, осовременивание «Простоквашино» убило всю душу мультфильма, а старый добрый Дядя Федор с модной стрижкой, подвернутыми джинсами и ноутбуком вообще выглядит странно. Тем не менее у авторов было полное право на обновление сетинга: сам Эдуард Успенский, автор прозаического первоисточника, в своих книгах успел принести в деревеньку и интернет, и новые технологии, и даже знакомства в сети — так, например, почтальон Печкин получил афроамериканскую невесту.

Новую аудиторию детей продолжение «Простоквашино» совершенно точно не отпугнет — мультфильм не прорывной, но хорошо выглядит и следует традициям рисунка от руки, рассказывая не о незнакомом советском быте, а о вполне современных реалиях, с которыми дети знакомы с пеленок. Нет ничего страшного в сюжетах про смайлики и социальные сети — это повседневность, которая ни в коем случае не оскорбляет наследие советских мультфильмов. В конце концов, новое «Простоквашино» рисовали для детей ХХI века, которые Советский Союз не застали, поэтому точно не готовы по нему скучать.

«Новые бременские» (2000)

В оригинальной сказке Братьев Гримм, о которой слышал не каждый, и в помине не было Трубадура, Принцессы и коварной Атаманши — только четверка животных, ищущих свое место под луной. Но, главное, в ней не было восхитительного рок-н-ролльного саундтрека Геннадия Гладкова, который стал визитной карточкой «Бременских музыкантов» и позволил мультфильму захватить весь Советский Союз еще и в виниловом формате.

Сиквел, может быть, не выстрелил так же, как первая часть мюзикла, но он все еще был хорош и продолжал концентрироваться на магии саундтрека, который вобрал в себя черты многих популярных ансамблей и исполнителей того времени — как отечественных, так и зарубежных. Однако в 2000 году вышло и более современное продолжение «Бременских музыкантов», полное духа едва успевших отгреметь 1990-х.

В триквеле главный антагонист саги, Атаманша, меняет профессию и становится директором банка «Бяки-Буки» с узнаваемой аббревиатурой БББ, хотя не отказывается от разбойного прошлого и метит на трон Короля любыми способами. У Трубадура и Принцессы уже вырос ребенок — подросток увлечен роком и противится классическому музыкальному образованию. Сыщик, работающий на того, кто больше платит, стал мастером восточных единоборств в духе Брюса Ли и Джеки Чана. Помимо этих частных деталей присутствует и тотальная атмосфера постсоветской хтони. Саундтрек «Новых бременских» очевидно уступает неповторимому оригиналу, хотя без качественных песен вроде нового гимна героев «Не сдавайся» не обходится. В остальном же мультфильм совсем не ужасен — стоит только абстрагироваться от советской классики и вглядеться в весьма колкую, динамичную и современную на тот момент пародию на мрачные и порочные 1990-е. Однако есть вопрос: насколько нужны были детям эти пасмурные декорации и сексуальные наряды Атаманши на грани фола?

«Новые приключения Кота Леопольда» (2014)

Несмотря на многообещающее название, сериал, вышедший в 2014 году к 75-летию Анатолия Резникова, режиссера оригинала, совсем не кажется чем-то новым: те же герои, такие же однообразные сюжеты без малейшей щепотки непредсказуемости, даже визуальная часть не выглядит большим шагом вперед. При этом не радует продолжение и советским флером.

Противостояние двух гиперактивных Джерри и донельзя интеллигентного миролюбивого Тома в «Новых приключениях» не получает никакого развития и не находит новых способов оживить историю. Конечно, попытки переосмыслить первоисточник иной раз чреваты масштабной критикой в адрес творческой команды — «Простоквашино» подтверждает это как нельзя лучше. Но и отказ от какого-либо развития кажется изначально проигрышным ходом.

Бесспорно, «Новые приключения кота Леопольда» можно смотреть как минимум для того, чтобы заинтересовать детей советской классикой, если есть такая цель. С другой стороны, мультфильм совсем не развлекает более-менее требовательную аудиторию: из серии в серию мыши пакостят Леопольду, а тот смиренно и молчаливо выносит все тяготы и лишения, качая головой и цокая языком. Построенный на гэгах сюжет кажется донельзя вторичным, а сцены через одну вызывают стойкое ощущение, что все это уже где-то было. На фоне «Новых приключений» первые серии оригинального сериала кажутся глотком свежего воздуха: хоть это и шло вразрез с итоговой концепцией мультфильма, в них Леопольд бойко давал отпор мышам, отвечая на их пакости своими запоминающимися выходками и розыгрышами.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by