В мае 2021 года белоруска Алла Касабуцкая добралась до вершины Эвереста и стала первой женщиной из нашей страны, которой удалось побывать на вершине мира. О том, как творилась история, можно узнать благодаря документальному фильму «Набирая высоту» от видеосервиса VOKA, а мы заодно вспоминаем другие документальные и игровые картины про горные вершины, снег, опасности и романтику альпинизма.
Для многих людей экстремальный спорт и путешествия — спасательный круг в пучине утомительной рутины. Так и для Аллы Касабуцкой, топ-менеджера с 15-летним стажем, активный отдых стал главным способом борьбы с рабочими нагрузками и своеобразной медитацией. Сначала она занялась бегом и поучаствовала в марафонах в разных точках мира, затем испытала себя подъемом на Эльбрус. Дальше были Арарат, вулкан Килиманджаро, вершина Котопакси, а затем — тренировки в Мексике, где девушка изучала собственные пределы и реакцию организма на большую высоту.
Первые предложения гида насчет подъема на Эверест Алла встречала с улыбкой, но вскоре задумалась серьезно: а что мешает? На подготовку ушло полгода, и уже в мае 2021-го первая в истории гражданка Беларуси оставила свой след на снежной шапке горы на высоте 8848 метров над уровнем моря.
Документальный фильм объединил интервью с Аллой и ее мамой с кадрами из самого путешествия. В ленту попало все: и приземление в аэропорту Лукла, где полеты разрешены только днем и при хорошей видимости из-за на редкость непостоянной погоды, и день рождения девушки по дороге к заветной вершине, и первые тестовые «прогулки» по Гималаям, и, конечно, сладкий момент триумфа. Добраться до пика Эвереста — действительно нереализуемая для многих затея, которая обязывает человека быть не только физически крепким, но и готовым ко всему ментально. Приходится справляться с горной болезнью и не удивляться трупам среди снега. Алла прошла через все это, потому лента о ее приключениях особенно ценна.
По дороге к вершине Эйгер в Альпах есть так называемая Северная стена — отвесный склон высотой 1800 метров, который любой здравомыслящий человек постарался бы обойти стороной. Но для некоторых экстремалов она была вызовом всей жизни. В 1936 году сам Гитлер предложил всем желающим дополнительный приз — золотую олимпийскую медаль — за восхождение на неуступчивую вершину.
Челлендж выполнили через два года, но перед этим не один смельчак погиб, пытаясь покорить «стену смерти», что и легло в основу картины. Фильмы про альпинизм вообще зачастую основываются на реальных событиях: незачем выдумывать сценарий, если экстремальный спорт полон своих уникальных историй — вдохновляющих, напряженных и, к сожалению, нередко драматичных.
«Северная стена» назначает главными героями двух немецких альпинистов, Тони Курца и Анди Хинтерштойсера, которые ради медалей и, конечно же, мечты ушли из армии и ввязались в отчаянное соревнование с командами экстремалов из Италии и Австрии. Штурм склона проходит в далеко не тепличных условиях: у ребят нет передового снаряжения, наставников, которые могли бы дать совет, даже добираться до точки назначения приходится на велосипедах — из-за этого за парней хочется болеть. За всеми этими событиями вместе со зрителем следит подруга Тони и Анди, журналистка Луиза, вынужденная писать репортаж, когда сердце разрывается от страха за ребят, — от этого лента получается еще более эмоциональной.
Йосемитский национальный парк и его главная жемчужина, гора-монолит Эль-Капитан, — Мекка для скалолазов США. Впервые на вершину громадины люди попали в 1958 году, и тогда весь путь занял целых 47 дней. Сейчас гора прекрасно изучена и изобилует самыми разными маршрутами — от затяжных вариантов с ночевками в пути до стремительных участков для скоростного скалолазания. При этом Эль-Капитан все еще остается неприступным и смертельно опасным для многих смельчаков: чуть более чем за век зафиксировано 30 несчастных случаев.
Одним из охотников за адреналином был американец Алекс Хоннольд, променявший карьеру инженера на регулярный риск собственной жизнью. В начале 2010-х скалолаз вовсю осваивал маршруты в Йосемитском парке, в 2012 году вместе с товарищем установил скоростной рекорд для парного подъема на вершину, а в 2017-м бросил себе новый вызов: забраться на гору фри-соло — в гордом одиночестве и без страховки. Этот персональный челлендж в итоге стал основной документального фильма от National Geographic и даже получил «Оскар» в 2019 году.
Производственный процесс оказался непростым, под стать затее Алекса. Скоростное восхождение, да еще и без страховки, на отвесный монолит высотой 910 метров над долиной — занятие кропотливое. Любые операторы с камерами, дроны и тем более вертолеты могли помешать концентрации скалолаза. Снимать приходилось издалека, а чтобы в фильме был хоть какой-то звук от Хоннольда, он таскал с собой специальное записывающее устройство в мешочке для мела. К счастью, и сам Алекс, и съемочная команда были опытными скалолазами и сделали все в лучшем виде.
Ладно скроенные фильмы про альпинистов не дают оторвать глаз от экрана, а после просмотра заряжают небывалой мотивацией собрать минимальные вещи, купить билет до заветного горного массива и отправиться навстречу экстремальной мечте, как герои кино. Временами это заканчивается весьма трагично — и картина «Эверест» Балтасара Кормакура предостерегает от ненужного риска увлекающихся энтузиастов.
Зрелищный фильм-катастрофа основан на реальной истории альпинистов, которые в 1996 году во время спуска с величайшей горной вершины мира попали в снежную бурю. В одной трагедии сошлось множество печальных деталей: и организационные провалы коммерческих гидов, и слишком большое количество туристов на маршруте, и ухудшение погодных условий, и внезапные болезни — восемь человек так и не вернулись из похода. Художественный фильм, как и положено, делает катастрофу еще более эмоционально насыщенной: один из его героев, например, перед началом стихийного ужаса узнает пол будущего ребенка, которого, возможно, ему уже не суждено увидеть.
Несчастные случаи на Эвересте не столько редкость, сколько закономерность. Даже во время съемок фильма произошла трагедия: бригада второго подразделения команды снимала необходимые материалы в Гималаях, когда совсем рядом с горы сошла лавина, погубившая 16 гидов-шерпов, представителей коренных народностей, которые доставляли припасы для лагеря туристов-альпинистов. Про это, кстати говоря, снят целый документальный фильм — «Шерпа». Из людей, вовлеченных в производство «Эвереста», никто не пострадал, хотя работу пришлось на время отложить. Сцены же с самой вершины, конечно, снимали уже на фоне зеленого экрана во избежание лишнего риска — звездный актерский состав во главе с Джейком Джилленхолом и Джейсоном Кларком должен быть благодарен за это.
Можно представить, что происходило во время освоения Эвереста в начале ХХ века, если до сих пор, при всем обилии грамотно организованных коммерческих туров у вершины мира гибнут люди. Редкие смельчаки прогрызали себе тропу к пику, но терпели фатальную неудачу и на годы оставались среди снегов в Гималаях. Например, тело Джорджа Мэллори, британского альпиниста, который трижды пытался добраться до вершины Эвереста, нашли только в 1999 году, хотя пропал он в 1924-м.
Докудрама «Самая дикая мечта» восстанавливает трагедию британца в письмах его жене, архивных кадрах и полноценном расследовании Конрада Анкера — альпиниста, который и обнаружил труп своего старшего коллеги. Вместе со съемочной командой National Geographic он отправляется в Гималаи и ищет любую информацию, которая помогла бы ему узнать больше о последних днях Джорджа. Анкер буквально одержим историей Мэллори, стремившегося разместить на вершине Эвереста фотографию жены Рут, и не может успокоиться, пока не восстановит хронологию событий до мельчайших деталей.
Помимо этого, фильм изучает инструментарий альпинистов прошлого, тщательно восстанавливает маршрут британца и даже ставит под сомнение известную ранее информацию. Например, Конрад сомневается, что его предшественник мог забраться высоту восьми километров, и проверяет это на себе с помощью технологий прошлого.
Документальная реконструкция, основанная на книге альпиниста Джо Симпсона, рассказывает о чуть более везучих экстремалах, но тоже ярко подчеркивает, чем чреваты минимальная ошибка и переменчивая погода в горах.
В уже достаточно далеком 1985 году автор первоисточника вместе со своим товарищем Саймоном Йейтсом отправился к пику Сиула-Гранде в Перуанских Андах. Дорога туда по законам жанра оказалась проще, чем спуск обратно: главный герой сперва ломает ногу, а позже и вовсе срывается в неизвестность, уповая лишь на снежный мост, который может спасти его, смягчив падение. Но даже в таком случае травмированному альпинисту придется пробираться к цивилизации, полагаясь только на себя, либо прикладывать максимум усилий для воссоединения с другом.
После такого приключения вряд ли хочется возвращаться к местам, которые чуть не лишили тебя жизни. Однако Джо и Саймон приняли приглашение режиссера Кевина Макдональда и снова навестили злополучные Анды, чтобы дать бой своему посттравматическому расстройству и постараться оставить в прошлом все ужасы, связанные с горной грядой. Йейтсу, правда, сделать это было намного сложнее. После выхода дока на него обрушилась критика со стороны сообщества альпинистов, которые считали, что Симпсон едва не погиб именно по его вине.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by