Этот фильм не фигурировал ни в каких списках «самых-самых» ожидаемых лент года. Но когда он вышел, то привлек к себе внимание. Многие называют «Легенду о Зеленом Рыцаре» главной премьерой 2021-го. Мы посмотрели кино и готовы поделиться мнением о как минимум самом атмосферном фильме этого года.
«Легенда о Зеленом Рыцаре» — творение, пожалуй, главной в мире независимой кинокомпании — A24. Именно благодаря ей вышли такие странные и в то же время гениальные картины, как «Из машины», «Лобстер», «Человек — швейцарский нож», «Проект „Флорида“», «Леди Берд», «Горе-творец», «Реинкарнация», «Маяк», «Солнцестояние», и многие-многие другие крутые проекты. Если это учитывать, то получится правильно настроиться, чтобы не ждать от «Рыцаря» типичного голливудского фэнтези-боевика. Потому что он совсем не такой, а нечто куда большее.
Откровенно говоря, никогда не слышал про легенды, в которых фигурировал бы некий Зеленый Рыцарь. Тем не менее основа у фильма самая что ни на есть литературная. С XIV века от некоего неизвестного автора до нас дошла поэма «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Перевел ее, кстати, на современный английский Джон Р. Р. Толкин.
Сюжетная канва досталась фильму аккурат от этой поэмы. Гавейн — доблестный рыцарь Круглого стола и заодно племянник короля Артура. В кино монарх представлен изрядно подряхлевшим. Гавейн же скорее не доблестный воин, а повеса и постоянный посетитель публичных домов.
Однажды на Рождество в замок Артура является Зеленый Рыцарь. Огромный, похожий на Грута человек-дерево предлагает двору забаву: мол, самый отважный рыцарь может с ним сразиться. Если человек нанесет удар, то спустя год получит такую же ответочку. Молодой и горячий Гавейн готов ухватиться за подвернувшуюся возможность проявить себя в деле, ведь до сих пор никаких героических достижений, кроме родства с Артуром, у него не было.
И вот он — Гавейн. В руках у прыткого героя — легендарный меч. Рядом — соратники и друзья, которые наконец-то узрят его славу. А напротив — неведомая зверушка, склонившая голову на заклание. В общем, сэр отрубил верхушку деревяшки, но та вдруг встала, забрала свою голову и засмеялась. Через год Гавейн должен получить такую же рану, что и Зеленый Рыцарь. В общем, жить юному рыцарю осталось всего ничего.
По прошествии года Гавейн отправляется в путешествие, чтобы найти Зеленого Рыцаря и отдать ему долг, как полагается человеку чести. Или, может, удастся обмануть чудище и как-то выпутаться из передряги?
Собственно, это все, что нужно знать о сюжете ленты. Потому что дальше начинается нетипичный роудмуви в антураже мистического раннего Средневековья, но в сказочной атмосфере. После просмотра вы вряд ли вообще вспомните, о чем конкретно пытался рассказать этот фильм, зато еще долго будете очарованы послевкусием мрачного кельтского эпоса.
Режиссер Дэвид Лоури снял фильм в намеренно неторопливом, спокойном, почти медитативном темпе. Здесь мало говорят, а редкие события так растянуты во времени, что порой хочется включить ускоренную перемотку. Желание это, впрочем, мгновенно отмирает, когда ты с головой окунаешься не в историю, но в чувства и эстетику.
«Легенда о Зеленом Рыцаре» — потрясающе поэтичный и красивый фильм. Без преувеличения каждый кадр здесь можно ставить в рамку и вешать на стену собственного замка. Ощущения усиливает грозная музыка, рождающая в душе тревогу и ожидание чего-то великого.
Поэтому не остается ничего другого, кроме как завороженно смотреть за растянутой минут на пять поездкой Гавейна на лошади или на едва бредущих великанов. Это и «Мертвец» Джима Джармуша, и «Сонная лощина» Тима Бертона, и игры от Amanita Design, и картины Питера Брейгеля — старшего в одном фильме. Искусство в чистом виде, которое чуть ли не буквально дает современному зрителю шанс прикоснуться к атмосфере живой легенды, сплетенной из кельтских мифов тысячелетней давности и раннехристианских мотивов.
Удивительный опыт, который кинематограф дарит очень редко. Оттого у неподготовленного зрителя могут возникнуть проблемы с восприятием.
«Легенда о Зеленом Рыцаре» наполнена символизмом, который, впрочем, каждый может трактовать как угодно. В этом сила и слабость ленты. Она дает свободу в восприятии — будто образчик абстрактного экспрессионизма. Ты видишь глазами картинку, но как ее интерпретировать — сугубо твое дело.
Историю сэра Гавейна можно воспринимать как сон, предсмертную агонию, псилоцибиновый трип или аллегорию взросления и возмужания. Буквально каждая сцена открыта для вольных интерпретаций. Вот вам прекрасные кубики, из которых ваш разум может собрать что угодно. Только для кого-то это окажется удивительным и увлекательным опытом, а для кого-то — красивой, но уж очень затянутой нудятиной «ни о чем».
Если такая свобода пугает, перед просмотром фильма можно ознакомиться если не с оригиналом легенды, то с ее ключевыми деталями. Я сделал это уже после просмотра — и только тогда получил несколько ключиков, способных слегка упорядочить горку с кубиками. Подсказка: особенно важен образ матери главного героя.
В любом случае «Легенда о Зеленом Рыцаре» остается не самым легким зрелищем. Фильм наверняка не соберет огромную кассу. Многие вовсе будут плеваться, потому что пришли в кино, рассчитывая на что-нибудь вроде «Меча короля Артура». Однако это не экшен. В смысле его здесь нет совсем. Вместо этого — неторопливые перемещения главного героя из точки А в точку Б и редкие встречи с очень странными и на первый взгляд ничего не значащими персонажами.
Любители исторической достоверности (хотя смешно говорить о достоверности по отношению к древним легендам) тоже будут ворчать. Никто здесь не заботился о том, чтобы «Рыцарь» хоть в чем-то соответствовал эпохе. Можете представить, как досталось индусу Деву Пателю, сыгравшему главную роль. Увы, не все увидели за деревьями лес.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by