Если словосочетание «сериалы про подростков» для вас до сих пор ассоциируется с «Мятежным духом», «Кадетством» или «Ранетками», то у нас для вас отличные новости: вы уже взрослые! За то время, что вы могли не следить за подростковыми сериалами, произошло много чего интересного, а проекты для подрастающего поколения видоизменились до неузнаваемости. К финалу первой половины сезона новой «Сплетницы» (ремейка одного из главных тинейджерских шоу нулевых) мы вместе с VOKA поговорим о тех сериалах про подростков, которые во многом уже сформировали или еще продолжают формировать новое поколение киноманов, а вместе с ними — и нашу новую реальность.
Норвежский сериал «Стыд» — отличный пример того, что мы с вами уже давно живем в мире победившей глобализации и что подростковые проблемы одинаковы практически везде. Сложности в отношениях, наркотики, гомосексуальность, расстройства пищевого поведения, религия, ухудшение психического здоровья… По большому счету сейчас это уже стартовый набор любого сериала, который хочет хоть как-то попадать в современные реалии, ну а за примерами из жизни и вовсе ходить не надо.
Оригинальный «Стыд» вышел в 2015 году и стал одним из самых популярных шоу в стране, каждую серию которого смотрели по 200 тыс. человек (что и так довольно много для Норвегии, но через пару лет эта цифра почти добралась до 800 тыс. зрителей). К третьему сезону о сериале заговорили уже в других странах. Телеканал NHK собрался выпускать его с английскими субтитрами, чтобы расширить аудиторию, но вот незадача: в дело вмешался закон об авторском праве, который в Европе действительно соблюдается (это не шутка). Как выяснилось, музыкальная дорожка «Стыда» может звучать только в Норвегии, поэтому все, что оставалось фанатам, — это самостоятельно переводить шоу и расшаривать субтитры в соцсетях. Западные продюсеры же в таких ситуациях действуют быстро и прагматично.
Довольно скоро права на адаптацию «Стыда» купили во Франции, Италии, Испании, Германии, Бельгии, Нидерландах и США — во всех этих странах сериал вышел с поправкой на местные реалии и также стал достаточно успешным проектом. И да, если вы никогда не знали о существовании оригинальной норвежской версии, а начали знакомство, например, с испанского или немецкого варианта, то в этом нет ничего удивительного, потому что в различных версиях «Стыда» уже можно потеряться. Проект пока что так и остается одним из самых успешных скандинавских сериалов, и кто знает, может быть нас ждет еще не одна адаптация этой истории на вполне себе вечные темы.
«Ривердэйл» вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Да, если не углубляться в предысторию, то нам рассказывают о приключениях молодежи в одноименном тихом городке, где есть обязательные маньяки, убийства и прочая чертовщина. Параллели с «Твин Пиксом», в общем-то, никем не отрицаются, только вот для самих американцев «Ривердэйл» — вовсе не такой пустой звук, как для нас с вами.
Дело в том, что этот сериал основан на серии комиксов, которая вышла в издании Archie Comics аж в 1941 году. Да, к моменту, когда «Ривердэйл» попал на экраны, Арчи Эндрюсу, Бетти Купер, Веронике Лодж, Джагхеду Джонсу уже стукнуло по 75 лет, а группа «Джози и кошечки» уже вряд ли могла бы закрывать даже «Голубые огоньки». И да, здесь же стоит упомянуть маленькую ведьму Сабрину Спеллман, которая тоже является персонажем Archie и до сих пор обретает новых поклонников.
Тем удивительнее, что персонажи, созданные еще в середине прошлого века, до сих пор находят отклик у молодой аудитории. С другой стороны, это только подтверждает наш первоначальный тезис о том, что подростки есть подростки, когда бы они ни выросли и где бы ни жили. Да и в эпоху соцсетей персонажи «Ривердэйла» вписались как влитые, моментально превратившись в мемы (что в наше время считается явным признаком успеха).
С сериалом «Мы те, кто мы есть» от HBO все немного иначе. Да, мы все в том же подростковом мирке, сотканном из модной музыки, ужимок, драк и первых попыток заняться сексом, но автор этого проекта — итальянский режиссер Лука Гуаданьино, и если вы смотрели его «Назови меня своим именем» с Тимоти Шаламе и Арми Хаммером, то вполне сможете понять, что представляет из себя это шоу, даже если впервые о нем услышали.
По сюжету на военную базу в итальянской Кьодже (на самом деле вымышленную) приезжает вместе с семьей новый командующий. Полковник Сара Уилсон — открытая лесбиянка, которая живет со своей женой Мэгги и сыном Фрейзером. Вокруг последнего и будут происходить основные события сериала, хоть событиями назвать все это довольно трудно.
Удивительно, но Гуаданьино как никто другой умеет показать Италию не только как страну великой архитектуры и искусства, но и как параллельную реальность, которая или поглощает тебя с головой, или оставляет где-то на обочине дороги по пути на ближайший пляж без глотка воды. Звенящая жара, холодное белое Tavernello, полуголые подростки и жизнь, которая то ли движется вперед, то ли проходит мимо, не различая тебя среди миллионов людей, мочивших ноги в этом ласковом море.
И вроде не сказать, что режиссер докопался до подростковой сути или сказал что-то новое о поколении, за которым он может лишь наблюдать со стороны. Но так ли это важно, когда ты заворожен моментом и ощущением приближающейся любви, которая обязательно собьет тебя с ног и не даст надышаться даже спасительным вечерним ветром.
Из солнечной Италии перемещаемся в промозглую Англию, чтобы рассказать о самом «пожилом» сериале в нашем списке — и самом культовом. «Отбросы» вышли в 2010 году, когда Marvel только-только начала расправлять плечи, а фильмы о супергероях еще не стали мейнстримом. Более того, еще не было и речи о попытках деконструкции жанра, каковые предприняли те же «Пацаны» или «Неуязвимый».
Сериал рассказывает о группе проблемных подростков, оказавшихся на исправительных работах и волей случая получивших суперспособности. Да еще какие: повернуть время вспять, когда ты о чем-то сожалеешь, довести до сексуального безумства одним только прикосновением, стать невидимкой от повышенной застенчивости. Ничего не напоминает? Да, кажется, таким набором так или иначе хотел бы обладать любой школьник, не вписывающийся в то окружение, в котором ему приходится находиться большую часть своего времени.
Более того, британцы всегда умели жестко смеяться сами над собой, поэтому сериал буквально с первых сцен берет тебя за причинные места и уверенно заявляет: «Иногда тебе будет неловко, но ты все равно будешь смеяться». К тому же «Отбросы» быстро стали частью поп-культуры не только из-за сюжета и шуток ниже пояса, но и благодаря аудиовизуальным приметам — оранжевым комбинезонам и, конечно, музыке, в основном местной. Песня Rapture группы Echoes стала визитной карточкой проекта и до сих пор вызывает четкие рефлексы у тех, кто посмотрел хотя бы несколько сезонов шоу.
Ну и нельзя не упомянуть, что «Отбросы» в чем-то стали кузницей кадров для многих ныне популярных британских актеров: Иван Реон, Роберт Шиэн, Нейтан Стюарт-Джарретт и Джозеф Гилган сыграли здесь если и не важнейшие, то уж точно знаковые для себя роли.
«Эйфория», кажется, взяла себе понемногу от всех сериалов, о которых мы только что говорили. Здесь и потерянное поколение Гуаданьино, и жестокая реальность «Стыда», и идеальная меметичность «Ривердэйла». Только вот Сэму Левинсону и, как ни странно, Дрейку, который выступил здесь исполнительным продюсером, удалось перенести на экран что-то настолько личное, о чем обычно не принято говорить не то что родным, но даже своему дневнику, закрытому на семь замков.
Порочность и неприкаянность «новых взрослых» в «Эйфории» достигает такой степени, что порой кажется, будто эти юноши и девушки успели за один период старшей школы прожить целую жизнь. А взрослые даже не заметили, что детям больше не нужны долгие годы на то, чтобы сделать еще один маленький шаг в восприятии действительности. Все настолько ускорилось, что даже небольшая разница в возрасте уже кажется пропастью, не упасть в которую просто невозможно.
«Эйфория» — предельно грубый и бесцеремонный сериал, который не собирается идти на уступки ни перед зрителем, ни перед своими же героями. Но в то же время эта история настолько красива и обаятельна, что почувствовать все эти краски, кажется, было возможно только в 16, когда всего один случайный взгляд твоего «краша» мог разбить сердце на миллион осколков, а цветы у дома пахли так сладко, что ты, одурманенный, мог только вдохнуть еще глубже и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Пора бы напомнить себе, что это за чувство.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by