В наши дни стыдно даже вспоминать о глупых стереотипах насчет женщин за рулем. Но при этом девушек-пилотов в «Формуле-1» все еще нет, да и было за все 70 лет существования гоночной серии так мало, что можно пересчитать по пальцам. Вместе с VOKA мы решили вспомнить историю женщин в главном автомобильном турнире всех времен и народов и разобраться, почему у них пока что не сложилось прочных взаимоотношений.
Со стороны «Формула-1» кажется закрытым клубом для мальчиков-миллионеров, куда женщин не пускают просто из-за половых признаков. Конечно, сложно утверждать, насколько прочно сексизм царит в этом спорте, но на бумаге девушкам никто не мешает прекрасно себя показывать в гонках и пробиваться к заветным трекам главного турнира мира. Другое дело, что попасть в боевой ростер «Формулы-1» безумно тяжело и пилотам-мужчинам.
Как вообще гонщики могут получить право на участие в главных заездах мира? Помимо стандартных пунктов вроде возраста от 18 лет, наличия водительских прав и знаний регламента F1, необходимо минимум два года соревноваться в младших сериях (F2, F3, FE и так далее), принимая участие хотя бы в 80% гонок за сезон. И не только это — за последние три года нужно накопить как можно больше баллов в различных турнирах (минимум 40). И если «Формула-2» гарантирует сразу 40 очков за первое место, то в национальных чемпионатах можно получить только 10.
Для того чтобы соответствовать всем этим требованиям и получить приглашение в «Формулу-1», человек должен с раннего детства заниматься карьерой, тратить львиную долю свободного времени и финансов на тренировки, участвовать во всех возможных чемпионатах и раз за разом доказывать, что готов к повышению.
Даже заветный билет в «Формулу-2» не означает, что через несколько лет пилот будет мчать по треку своей мечты: до цели добираются единицы мужчин, в которых идеально сочетается талант, ментальные и физические способности, технические знания, должный бюджет и хороший менеджмент. Женщин в процентном соотношении в этом спорте значительно меньше: по различным подсчетам — в районе 2%, а успеха добиваются совсем немногие. Никакого сексизма — чистая математика.
Но на самом деле вокруг женщин-пилотов сформировалось немало сомнительных стереотипов. Например, что они чисто физиологически не могут тягаться с коллегами-мужчинами — это даже комментировать сложно. Или не хотят рисковать своей жизнью и внешностью на треках, хотя серьезных аварий в современной «Формуле-1» не так много, как кажется. При этом в других экстремальных видах спорта женщины чувствуют себя прекрасно. Есть еще одно мнение: девушкам просто неинтересно водить болиды. Но они почему-то вполне не против бегать марафоны, играть в американский футбол или управлять марсоходами.
И хотя кажется, эти надуманные стереотипы не должны мешать девушкам показывать класс в гонках, определенные проблемы они создают. Если мальчик с пеленок увлекается машинками, есть все шансы на то, что со временем состоятельные родители решат поощрить это хобби и начнут возить сына на картинг-трек. Но дочери в большинстве случаев купят куклу вместо миниатюрного автомобиля — просто так заведено.
И даже если девочка сама заявит о своем желании крутить баранку и покорять сумасшедшие повороты на картинг-треках, далеко не факт, что ее родители прислушаются к юному чаду, а не отправят на условный балет, спортивную гимнастику или в модельную школу. Так или иначе, женщинам все-таки удавалось попасть в элитарный клуб «Формулы-1». И это выглядит настоящим подвигом — независимо от их крайне посредственных результатов в самих гонках.
Вообще, женщины в автоспорте были с самого начала. Например, британка Дороти Левитт еще на заре ХХ века прочно вошла в историю гонок и установила несколько уникальных рекордов на суше и в воде, в том числе одной из первых в мире получила штраф за превышение скорости.
Итальянка Мария Тереза де Филиппис в свою очередь впервые среди женщин села в болид «Формулы-1» в 1958 году — спустя 8 лет после создания турнира. Девушка была под стать мужчинам-пилотам: родилась в более чем обеспеченной семье графа, с детства увлекалась верховой ездой, а затем переключилась на железных коней. Во многом из-за вечных шуток братьев, уверенных, что она неспособна водить, которые со временем вылились в самый настоящий спор.
Мария Тереза дебютировала на внезачетном заезде Гран-при Сиракуз и заняла там пятое место. В гонках, где можно было заработать реальные очки, у нее были результаты похуже: максимум за пять гран-при — 10-е место в Бельгии, 0 очков по итогам всех этапов «Формулы-1» в 1958—1959 годах. Но и этого было достаточно, чтобы Мария Тереза вошла в историю как пионер среди гонщиц на таком, казалось бы, недосягаемом уровне. Позже она вспоминала, что никто не списывал ее со счетов из-за пола и только диктор-остряк из Франции однажды решил высказать свое авторитетное мнение: «Женщина должна носить шлем только в парикмахерской».
Спустя пятнадцать лет на «Формуле-1» появилась вторая девушка, которой удалось обойти сотни и тысячи мужчин. Мария Грация Лелла Ломбарди родилась в семье мясника в небольшом итальянском городке, а ее первым рабочим местом стал фургон семейного магазина. Однажды, согласно легенде, она получила травму во время спортивной игры, из-за чего девушку пришлось на высочайшей скорости везти в больницу — и ей понравилась быстрая езда. Катализировал это увлечение ее парень-автогонщик, благодаря которому она попробовала дело штурмана и даже автомеханика.
Как оказалось, у нее действительно был талант. С 1974 по 1976 год Ломбарди поучаствовала в семнадцати гонках «Формулы-1», что является абсолютным рекордом для женщин. А Гран-при Испании в 1975 году стал пиковым моментом для всех женщин в принципе — там Лелла заняла 6-е место. Увы, вместо ожидаемого одного очка она получила только половину: из-за крупной аварии на треке гонку завершили досрочно, после 28, а не 75 кругов. Это дает повод скептикам в принципе ставить под сомнение результат девушки, мол, как можно судить о качестве выступления по прерванной гонке, на которой погибли пилот, пожарный, зритель и два фотографа. Но факт остается фактом — в итоговые таблицы Лелла попала, заработав для «женской сборной» единственные очки в истории.
Бóльших успехов девушки-пилоты в «Формуле-1» пока что не видели. Британка Дивина Галика вместе с Леллой Ломбарди стирала резину на Гран-при Великобритании в 1976-м, но не смогла пройти квалификацию. В 1980-м в Британии выступила южноафриканка Дезире Уилсон, которая стала первой в рамках британской «Формулы-1» в этом же году и получила именную трибуну в свою честь. И хотя о ней говорят как о единственной женщине-победительнице в истории F1, по факту этот турнир был просто гонкой, открытой для техники «Формулы-1».
В 1992 году еще одна итальянка Джованна Амати попадала на Гран-при трижды, но ни разу не квалифицировалась. После нее на асфальт трека «Формулы-1» в рамках гоночных уик-эндов девушки не выезжали вплоть до 2014 года, но и дебют тест-пилота Williams Сьюзи Вольфф нельзя сравнить с результатами ни одной из предшественниц — она лишь проехала четыре круга на свободных тренировочных сессиях Гран-при Великобритании.
И даже при такой мизерной представленности в профессии гонщицы, к сожалению, пополняли печальный список погибших пилотов «Формулы-1». В 2012 году испанка Мария де Вильота, будучи тест-пилотом команды Marussia, столкнулась с грузовиком во время проверочного заезда на территории военного аэродрома. В аварии девушка потеряла правый глаз, а в 2013 году скончалась из-за последствий полученной черепно-мозговой травмы.
В последние годы вопрос недостаточного количества женщин-пилотов на треках «Формулы-1» обсуждается все чаще. Причем не только самими спортсменками: Международную автомобильную организацию FIA тоже беспокоит тот факт, что их дисциплина осталась чуть ли не последней, где нет ни явного разделения турниров по половой принадлежности, ни женских лиг вовсе.
Проблема начала решаться в 2019 году, когда за нее взялась известная финансистка Кэтрин Бонд Мур, уже успевшая провернуть несколько громких проектов, в том числе продажу «Челси» Роману Абрамовичу. Бизнес-леди быстро нашла спонсоров, привлекла хороших пилотов и запустила «Серию W», специальную лигу для женщин, чтобы помочь им выиграть чемпионат или хотя бы гонку «Формулы-1».
«К сожалению, некоторые бывшие гонщицы-женщины считают, что если женщины и мужчины могут участвовать в гонках вместе, то нет необходимости в женской серии, — рассуждала Кэтрин. — Но мы настолько плохо представлены, что нам пришлось создать платформу, чтобы продемонстрировать, что женщины хороши в автоспорте».
Шалость удалась: в первый же сезон «Серии W» она «захватила» 320 миллионов домохозяйств по всему миру, в Британии стала вторым по популярности женским спортом и вторым автоспортом в принципе, а в США транслировалась по NBC. Более того, началось сотрудничество с FIA, и участие в женском турнире стало приносить первым восьми спортсменкам очки суперлицензии, необходимые для попадания в «Формулу-1». Максимальное их количество, правда, уступает той же «Формуле-3», на которую равняются организаторы: вместо 30 очков — всего 15 для лучшего пилота. Тем не менее, никто не мешает девушкам заявляться в другие турниры, и наоборот — благодаря исключительно женскому клубу «Серии W» они получают лишние баллы, на которые мужчины и претендовать не могут.
Лига успела провести только два сезона из-за пандемии, но у нее уже есть свои звезды, и главная из них — Джейми Чедвик, которая выиграла первый и второй турнир серии. Говорят, что если кто-то сможет вернуть девушек на треки «Формулы-1» после длительного отсутствия, то это именно она. Помимо двух титулов в «Серии W», Джейми уже в 17 лет стала первой девушкой и в принципе самым молодым пилотом, которому удавалось выиграть British GT Championship. Годом позже она покорила британскую гонку F3, а затем и индийский MRF Challenge. Неплохо для девушки, которая до сих пор, по собственным словам, не умеет парковаться.
Кажется, у Чедвик есть все, чтобы войти в историю: любящие родители, которые с ее 11 лет тратили свое состояние на тренировки, бесспорный талант и поддержка функционеров FIA и организатора «Серии W» Кэтрин Бонд Мур. В 2020—2021 годах гонщица впервые попала на «Формулу-1» вместе с командой Williams в качестве тестового пилота — но и это удается единицам. Главная звезда поколения вряд ли остановится в ближайшее время, и, возможно, проклятие длиной в 46 лет уже скоро спадет.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by