В Беларуси количество киберпреступлений растет, люди из народа то и дело становятся жертвами интернет-мошенников, использующих различные схемы выманивания денег у доверчивых и тех, кто себя таковыми не считает. Неужели эта напасть охватила только нашу страну (и, может, соседние)? Подобная тенденция наблюдается везде, поэтому решили посмотреть, как у них там, за бугром.
Мошенники используют наиболее популярные каналы связи для выхода на своих жертв, поэтому в белорусских сводках чаще фигурирует популярный мессенджер, а также телефонная связь. Кое-кто практикует отправку ссылок на фишинговые сайты (как посредством мессенджеров, так и через популярные интернет-площадки). Вероятно, какой-то процент приходится на электронные письма и другие способы.
Кроме того, есть и специфика финансовых отношений: у нас это, как правило, операции с карточками банков и кредитами, безналичные платежи. Все это может подаваться под разным соусом — от якобы приобретения товара до спецопераций по поимке преступно нехороших сотрудников банков.
Судя по всему, это мировая классика — звонок от якобы сотрудника безопасности банка, который сообщает о мошеннических действиях со счетом. С британцем Марком Уиллером связался как раз такой.
Все началось с украденного портмоне, в котором находились карточки Уиллера. Звонивший не стал придумывать сложных схем, а просто попросил ввести на телефоне секретный код, необходимый якобы для выдачи новых карт. Имея карту и код к ней, воришка смог снять деньги — 9 тыс. фунтов стерлингов. Потом, правда, выяснилось, что код не потребовался, неизвестный снял деньги в кассе в отделении банка. Благодаря этому Марку не смогли вменить нарушение правил пользования картой (никому не передавать PIN), и деньги банк вернул.
Как в Беларуси? Встречается повсеместно. Один из наиболее популярных способов «развода». На возврат утерянных средств рассчитывать не приходится в случаях, когда картодержатель передал мошенникам персональные и платежные данные (в том числе секретные коды из SMS).
Снова Великобритания, хотя способ не имеет границ. Не самая цифровизированная страна в мире, однако здесь, судя по всему, принято сообщать о подходящей очереди на вакцинацию по электронной почте. Поэтому Сиобан Мур, получив оповещение, в котором категорически требовалось прибыть на место в течение 12 часов (иначе очередь пройдет), вначале поверила ему. Но чтобы получить вакцину, необходимо было заполнить анкету (снова), указав, кроме прочего, и данные банковской карты.
«Мне показалось это странным, но в письме говорилось, что это якобы для покрытия непредвиденных расходов», — рассказывала Сиобан. Она уже взяла карточку, чтобы идти указанной дорогой, но тут ее осенило: это «развод» (тем более что вакцины предоставляются бесплатно).
А если бы поверила, присоединилась бы к армии других 1168 британцев, за пять месяцев отдавших мошенникам по этой схеме как минимум 388 тыс. фунтов стерлингов.
Как в Беларуси? Скорее всего, не встречается: нет предпосылок.
Показательная история из Австралии, где, потратив 2 доллара, можно лишиться еще 5 тыс. В отличие от белорусской реальности, здесь прямого общения в чате между покупателем и продавцом не было. На электронную почту пришло письмо, в котором предлагалось заплатить мизер — 2 австралийских доллара — за доставку с помощью Australia Post. Жертва перешла по ссылке на платежную платформу (которая, как потом оказалось, была мошеннической и вовсе не платежной), где вводила коды из SMS от банка.
Три раза — все как бы безуспешно, поскольку сервис постоянно выдавал ошибку. А мошенники, получая коды, в это время выводили деньги со счетов жертвы — почти 5 тыс. долларов. Потерявший (или потерявшая) деньги указал на интересный психологический аспект: реальное SMS-сообщение от банка создавало для него впечатление безопасности платежа.
Как в Беларуси? Встречается постоянно, но в измененном формате: часто мошенник общается с продавцом напрямую в чате, заманивая ссылками на фишинговые сайты.
Звонок от имени австралийского банка (на самом деле нет), робоголос сообщает о грядущем списании 299,99 доллара. И продолжает: «Если вы считаете, что это ошибка, перезвоните, пожалуйста». По указанному номеру отвечает «сотрудник», который сразу входит в положение и просит прислать фото водительских прав с двух сторон, а еще загрузить некое приложение на iPad.
Жертва так и сделала, потеряв 657 долларов, а также доступ к электронной почте, Facebook и учетной записи Apple с кучей приложений.
Как в Беларуси? Встречается. Мошенники также пугают белорусов кредитами (и другими мошенниками), просят установить ПО для удаленного доступа — с его помощью можно получить доступ ко всему. Но обычно здесь ограничиваются снятием денег, оставляя в покое аккаунты от интернет-сервисов.
А вот история настоящего комбо, жертвой которого стал бывший строитель, разведенный и желающий приумножить капитал. Все началось со звонка в WhatsApp — с точки зрения популярности за рубежом его можно назвать аналогом Viber в Беларуси.
«Кэти» предложила вложиться в золото, воспользовавшись услугами якобы крупной инвестиционной компании, с представителями которой девушка свела мистера Луксдорфа также через WhatsApp.
Чтобы начать вкладывать деньги и завести учетную запись на сайте, мужчину познакомили с его личным менеджером — само собой, через интернет. Менеджером оказалась миловидная девушка, которая во время долгих разговоров поделилась с одиноким строителем откровенными фотографиями (ну а что тут такого?).
Менеджер устроила клиенту «классику»: вложив немного денег, он смог быстро заработать $15 тыс. — которые неосязаемы, но видны в кабинете пользователя. На волне восторгов Луксдорф потратил еще часть своих сбережений на обеспечение безбедной старости. И тут начались проблемы: учетная запись оказалась заморожена. В техподдержке пояснили: наверное, ошиблись в цифре в счете банка, нужно вложить еще немного денег — и все разморозится.
Не разморозилось. В итоге инвестиции закончились для мужчины потерей $40 тыс.
Как в Беларуси? Встречается регулярно. Разве что мы не слышали об обольщении жертв откровенными фотографиями (такие снимки от сотрудника «инвестиционного фонда» сами по себе являются «красным флагом»). А так историй об интернет-инвестициях, к сожалению, пруд пруди.
Мошеннические фирмы подобного плана — с армией операторов на телефонах — могут работать «под прикрытием» длительное время совсем рядом от жертв. Деятельность они выбирают легальную, но основная прибыль поступает от обмана, а деньги по цепочке переводятся на иностранные счета.
Интересный момент: чаще всего жертвами онлайн-мошенников за рубежом становятся молодые люди в возрасте от 21 года до 30 лет (29% случаев), за ними следуют 31—40-летние (24%), на совсем юных (11—20 лет) приходится, по данным Barclays, 8% случаев скама. Начиная с 41 года шансы оказаться облапошенным снижаются с 17% до 4% в 70-летнем возрасте. Мошенникам все равно, кто их жертва, но, вероятно, чем старше человек, тем менее он доверчив (но может потерять больше денег).
В 2017 году Следственный комитет опубликовал информацию, согласно которой чаще всего пострадавшими от действий злоумышленников, выманивающих деньги в соцсетях, становятся молодые люди в возрасте 20—25 лет. Но речь шла именно о социальных сетях, да и данные считаются устаревшими. Официально же посыл такой: «Жертвой киберпреступников может стать каждый».
Это могут быть крупные интернет-компании: Telstra, eBay, NBN Co, Amazon и так далее. Также мошенники выдают себя за сотрудников банков, государственных организаций, представителей полиции, компьютерных фирм (ремонт и поддержка). В нынешнем году зафиксирован резкий рост фактов мошенничества с использованием ПО для удаленного доступа.
Публикуемые новости создают впечатление, что основная доля приходится на лжеработников банков, выдают себя мошенники и за сотрудников силовых ведомств. Телефонная техподдержка в Беларуси имеет иную специфику, а вот программы удаленного доступа становятся все более популярными. В сводках не уточняется, какое именно ПО используется, а для большей части аудитории словосочетание «специализированное программное обеспечение» ничего не говорит. Предположим, что речь идет как минимум об AnyDesk и TeamViewer. Ну и покупатели, которые «оплатят доставку сами», никуда не делись.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by