На играх зарабатывают не только их разработчики и издатели. Везде, где существует торговля, есть спрос и предложение, и находятся посредники, способные воспользоваться предложением и удовлетворить спрос. Это ярко демонстрирует ботоферма из почти 4 тыс. приставок PlayStation 4, которую (скорее всего, по ошибке) недавно накрыли в Украине.
Если вы пропустили этот яркий инфоповод, то напомним. В начале июля Служба безопасности Украины наведалась в одно из бывших складских помещений на территории «Винницаоблэнерго». Силовики утверждали, что это была подпольная ферма для майнинга криптовалют, которая незаконно и в больших объемах отбирала электроэнергию для своих нужд. Насчитали ущерб, помещение опечатали, а все оборудование оттуда конфисковали.
Вот только геймеры, которые наткнулись на эту новость, заподозрили неладное. Кому придет в голову майнить криптовалюты на приставках PlayStation 4 Slim? В теории это возможно, но звучит крайне низкодоходно. К тому же в стройных рядах приставок заметили такие же стройные ряды игровых дисков. Предположили, что местные коммерсанты занимались добычей отнюдь не крипты, а игровой валюты из какого-то популярного тайтла — не майнингом в современном его понимании по отношению к криптовалютам, а разведением ботов.
Украинские журналисты получили от источников в СБУ подтверждение того, что дело было не в криптовалютах. На игровых приставках Sony коммерсанты прокачивали ботов для спортивного симулятора FIFA, а затем продавали такие игровые аккаунты через интернет.
Кроме непосредственно тысяч приставок, украинские правоохранители изъяли еще около 500 видеокарт и 50 процессоров. Не совсем понятно, чем занимались на этом оборудовании. Но можно предположить, что часть техники была задействована в непосредственной работе ботов. Все-таки для работы сетевых игр, к которым относится FIFA 21, необходима последняя актуальная прошивка приставки. То есть она не должна быть взломанной. Логично, что на консоли, которая не была подвержена взлому, никакое стороннее ПО (в том числе боты) запустить невозможно. А это подводит нас к тому факту, что боты играли на приставках удаленно.
С 2016 года консоли Sony умеют стримить игровой процесс на компьютеры под управлением Windows. Функция называется Remote Play. Собственно, на компьютерах и работала бот-программа, обученная базовым навыкам управления в FIFA. Бот играет, зарабатывает внутриигровую валюту и повышает ценность аккаунта, который впоследствии можно продать.
Серия спортсимов FIFA от Electronic Arts давно ассоциируется среди геймеров с электронным казино. Вот уже более десятка лет в игре присутствует режим Ultimate Team, в котором геймер из карточек игроков может собирать свою команду мечты и выставлять ее против других людей в онлайне.
Заполучить в свою команду звезд не так уж и просто, ведь необходимо открывать лутбоксы, в которых будут футболисты со случайной ценностью. Такой набор можно покупать как за реальные деньги, так и за внутриигровую валюту. Правда, последней нужно заполучить очень много, чтобы открыть достаточно лутбоксов и повысить свои шансы на удачное выпадение крутых футболистов.
Многие предпочитают расплатиться банковской карточкой, чтобы сэкономить себе время. Режим Ultimate Team оказался сверхприбыльным для Electronic Arts. Если в 2015-м компания заработала на нем $587 млн, то по итогам прошлого года — $1,62 млрд. Это около $3000 за каждую минуту существования режима. Часть этой суммы приходится на Ultimate Team из других спортсимов EA, но наибольшую долю приносит все-таки FIFA. Этот генератор лутбоксов ответственен за треть всей годовой чистой выручки издателя.
How much does EA earn from Ultimate Team across FIFA, Madden and NFL?
EA Net Revenue from Ultimate Team:
FY 2021: $1.62bn
FY 2020: $1.49bn
FY 2019: $1.37bn
FY 2018: $1.18bn
FY 2017: $775m
FY 2016: $660m
FY 2015: $587mThe majority is from FIFA Ultimate Team ofc. pic.twitter.com/xUbNUx6R62
— Daniel Ahmad (@ZhugeEX) May 26, 2021
Во многом это объясняется популярностью как самого футбола, так и футбольного симулятора. Для многих покупка консоли означает автоматическую покупку «фифы». На другие игры могут даже и не смотреть. За время существования франшизы она разошлась сумасшедшим тиражом — более 300 млн копий.
Популярный видеоблогер Валентин Петухов рассказывал, что в 2017 году у него ушло на FIFA Ultimate Team порядка миллиона российских рублей. Команда мечты стоит действительно дорого. Чтобы за тебя играли Роберто Карлос, Мальдини, Пеле и Роналдо, нужно быть либо арабским шейхом, либо геймером без личной жизни.
Энтузиаст под псевдонимом ScudzTV подсчитал, что команда его мечты стоит порядка 100 млн внутриигровых монет. Если каждый матч в игре в среднем приносит 1500 золота и длится 20 минут, то на все про все уйдет 66 666 матчей и 22 000 часов (более 916 дней чистого геймплея). Либо $111 000, если раскошелиться.
Electronic Arts регулярно подвергается критике со стороны как геймеров, так и властей за подобную практику, сравнимую с казино. В 2018 году в Бельгии запретили лутбоксы в играх, так как они нарушали закон страны об азартных играх. Другие государства цивилизованного мира раскачиваются медленнее, и пока еще правительственные комиссии лишь изучают то, насколько практика продажи «кота в мешке» в видеоиграх схожа с азартными играми.
Собственно, на украинской ботоферме и занимались тем, что экономили время для будущих владельцев прокачанных аккаунтов в FIFA. Ботам не нужно пить и есть, они способны играть круглые сутки или торговать карточками футболистов, зарабатывая виртуальные монеты в игре. Пускай владельцы этой фермы и утверждают, что «занимаются разработкой софта, обслуживанием сетей и тренировкой AI».
Да, помимо непосредственно самого игрового процесса, режим Ultimate Team позволяет торговать на внутриигровом аукционе, который называют трансферным рынком. Для него также существует бот, который позволяет «зарабатывать, ничего не делая». Речь про виртуальные монеты в игре, конечно. Подобные аккаунты с запасом монет затем можно продавать на интернет-биржах игрокам, которые не хотят стартовать с пустыми карманами.
Такие серые монеты, торговля которыми напрямую запрещена EA, обходятся дешевле, чем их покупка через магазины издателя на различных платформах.
Помимо этого, в интернете активно торгуют не только виртуальными товарами из FIFA, но и услугами. Мастера на все руки готовы отыграть лигу выходного дня с «элитным» результатом, откалиброваться или поднять рейтинг мастерства в онлайн-режимах. Кто знает, возможно, часть этих услуг также завязана на работе компьютерных ботов, нейросетей и прочего искусственного интеллекта, который натаскан на победы в FIFA. Если есть спрос, будет и предложение.
Зарабатывать на том, на чем гребет миллиарды Electronic Arts, хотят не только люди с улицы с прямыми руками и предпринимательской жилкой, но и сотрудники компании. В марте в Twitter разгорелся скандал. Некто представился сотрудником EA и в личных сообщениях предложил геймеру приобрести самые редкие игровые карты по цене от €750 до €1000. В другом случае ценник доходил до €1700. Об этих случаях рассказали два разных игрока.
Electronic Arts начала внутреннее расследование этих инцидентов и подтвердила, что некоторые аккаунты действительно незаконным способом получили внутриигровой контент. В детали компания вдаваться не стала, отметив лишь, что в этой сомнительной активности было замешано совсем небольшое количество учетных записей и внутриигровых предметов. Естественно, соответствующие аккаунты были заморожены.
So we grind/trade/open packs and can’t touch these PIM players but EA employees sell them to people secretly for $1,700?!?! LOL I respect the grind but my god... pic.twitter.com/CCnhjZbcgH
— Nick (@Nick28T) March 10, 2021
То есть EA косвенно подтвердила, что в недрах компании работают «кроты», у которых есть возможность материализовать в аккаунтах игроков различные предметы и получить за это вполне реальные деньги в обход кассы.
Это был удар по репутации Electronic Arts — очередной, серьезный, но не смертельный. Прошло четыре месяца, и какого-то дальнейшего развития эта история не получила.
EA успешно демонстрирует, насколько большой и серьезной стала игровая индустрия в последний десяток лет. Она глубоко проникла в жизни даже тех людей, которых десять лет назад можно было назвать геймерами с большой натяжкой. Индустрия становится по-настоящему гигантской, и она способна подпитывать образующиеся рядом теневые виды предпринимательства.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by