24 июля 2021 в 8:00
Источник: Клим Картохин

Ну и «Свинья». Рецензия на лучший фильм Николаса Кейджа

Источник: Клим Картохин

Вообще-то, на этом месте предполагался текст о впечатлениях от просмотра нового фильма Шьямалана «Время». Однако он оказался настолько плох, что по возвращении из кинотеатра пришлось срочно делать кинематографический детокс. Под руку попался новый фильм с участием Николаса Кейджа. Встречайте «Свинью» — лучшее кино в портфолио актера-мема.

Дно карьеры

Это превратилось в какое-то глупое шоу: на наших глазах народный любимец, почти супергерой из 1990-х скатывался черт знает куда. Обладатель премии «Оскар» за главную роль в фильме «Покидая Лас-Вегас» помогал Голливуду собирать сотни миллионов долларов в «Воздушной тюрьме», «Без лица», «Скале», «Угнать за 60 секунд». Потом настали 2000-е, к которым актер оказался не готов.

Давным-давно, в эпоху любви и обожания, считалось за честь пригласить Кейджа сниматься у Алана Паркера, Фрэнсиса Форда Копполы, братьев Коэнов, Дэвида Линча и Брайана Де Пальмы. Потом началась какая-то чертовщина, и карьера Николаса пошла под откос. Некогда легенда стал соглашаться на съемки в совсем уж бездарных поделках. Отборный шлак с нулевыми бюджетами, рейтингами в районе плинтуса и такими же кассовыми сборами — таким стал удел некогда востребованного актера. Словно махнув на все рукой, Кейдж как в омут с головой бросился в откровенный треш.

Вряд ли в 1990-х хоть кто-то мог представить, что имя Николаса Кейджа станет синонимом отборного кинофуфла, а хоть какой-то позитив будет ассоциироваться с ним разве что посредством мемов. «Ох, чувак, лучше бы ты спился, что ли», — наверняка роняли горькие слезы фанаты актера.

Увы, далеко не у всех получается с возрастом достойно трансформировать свою актерскую карьеру. Леонардо ДиКаприо провернул это довольно мягко и органично. Мэттью МакКонахи пришлось буквально сотворить чудо, отказавшись от себя прежнего. Николас Кейдж стал тем, у кого ни черта не получилось.

Казалось, все изменилось в 2018-м, когда он снялся в очень странном дурашливом кинотреше под названием «Мэнди». Фильм понравился критикам. Зрители были не в таком восторге, но все же оценили эту ленту куда выше других работ Кейджа. Неужели пожилой пройдоха таки нашел свой путь и выплыл из пучины третьесортного ширпотреба?

Нет, и это тоже удивительно. Словно что-то кому-то доказывая, после «Мэнди» Николас снова окунулся в невообразимо плохое кино. Что происходит, было вообще непонятно. Однако ждать приятных сюрпризов от этого странного человека перестали. И зря, потому что появилась «Свинья».

«Я ищу свою свинью»

Робин живет отшельником в лесной глуши. Он отрастил кудлатую бороду, седую шевелюру и выдающийся мамон. Похожий на лешего герой Кейджа не пользуется мобильником, зато штопает носки, починяет давно стоптавшиеся ботинки и, кажется, моется только по праздникам. А еще он практически не разговаривает (потому что не с кем), медленно ходит и иногда понуро сидит перед магнитофоном с одной-единственной кассетой.

Однако у Робина есть отрада — его хрюшка. Вместе они ходят по лесу и разыскивают трюфели. Потом за ними на шикарной тачке приезжает юный трюфельный дилер. Увы, вся размеренная жизнь идет наперекосяк, когда неизвестные вламываются в хижину мужика и похищают его любимую свинью. Очнувшись утром, закипающий от ярости Робин отправляется на поиски своей утраты.

Здесь есть важный момент. Отшельник не будет крошить черепа, вырывать хребты и выдавливать глаза похитителям. Потому что это ни разу не помесь «Джона Уика» с «Мэнди». Герой Николаса Кейджа ни разу никого не ударит, а вот себя избить несколько раз позволит. Но это все ради дела.

Как нет в «Свинье» треша, так нет и едкой сатиры, трипового угара или высоколобой артхаусной комедии, о чем можно подумать, глядя на название и описание сюжета ленты. Все потому, что история эта вовсе не о свинье. Перед нами тихая, меланхоличная, очень медленная драма об утрате, одиночестве и принятии. Тем более удивительно, насколько органично в ней смотрится Николас Кейдж.

Огромный пузатый Робин в его исполнении — лучший и самый искренний шеф-повар из всех, что доводилось видеть в кино. Герой Кейджа не размахивает кулаками и даже не выпучивает глаза, что уж совсем удивительно. Бóльшую часть экранного времени его персонаж с вымазанной кровью бородой медленно бродит по улицам Портленда, то и дело сталкиваясь с призраками прошлого. Ощущение щемящей драмы, сопровождающее зрителя на протяжении всего фильма, вызвано не столько сюжетом, сколько проникновенной игрой Николаса Кейджа. Который, кажется, здесь искренен как никогда.

Что касается сюжета, то он, с одной стороны, прост. С другой — чтобы проникнуться историей, во время просмотра нужно внимательно наблюдать и слушать. Здесь никто ничего не объясняет флешбэками или проникновенными речами. Зрителю позволяют самому выстраивать картину прошлого и настоящего, опираясь только на обрывки фраз, случайные встречи или беседы героев. Такое уважение к зрителю, которого наконец-то не считают тупым, подкупает.

«Свинья» — кино не о свинье, а о том, что в жизни не так уж много важных вещей. Однако за действительно важные придется бороться, иногда даже через смирение и принятие. Тонкая драма, в которой Николас Кейдж совершенно неожиданно показал лучшую роль за 57 лет своей жизни.

9
Оценка автора
Скорее всего, никакого поворота, как это было у МакКонахи, в карьере Кейджа не произойдет. Уверен, он и дальше продолжит сниматься во всякой дичи. Что ж, ему такой нонконформистский манифест вполне может нравиться, и это его право. «Свинья» же показала, что Николас все же не только человек-мем, но и актер, которому еще есть что показать этому миру.

Чтобы отключение горячей воды не расстраивало. Обзор водонагревателей-кранов

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by