Спецпроект

От Queen до Тома Йорка. Как звездные музыканты писали саундтреки к фильмам

6021
16 июля 2021 в 12:30
Источник: Егор Енотов
Спецпроект

От Queen до Тома Йорка. Как звездные музыканты писали саундтреки к фильмам

Традиционно считается, что музыканты, выступающие на сцене, и музыканты, которые пишут саундтреки к фильмам, — люди из разных, не пересекающихся тусовок. У первых — мировые туры и толпы фанатов, у вторых — уютные студии и, если повезет, какие-нибудь индустриальные премии. Историй, когда кинокомпозитор стал успешным артистом, почти нет, а вот знаменитые музыканты периодически заглядывают на огонек в Голливуд и часто из этого получаются культовые коллаборации. Вместе с VOKA вспоминаем самые интересные из них.

Daft Punk

Недавно распавшийся французский дуэт с самого начала карьеры заигрывал с киношными приемами — даже первые клипы музыкантов выглядели как короткометражные артхаусные эксперименты. Поэтому их участие в озвучке какого-нибудь большого голливудского фильма было скорее вопросом времени. Тем более что ½ Daft Punk — Тома Бангальтер — еще в 2002 году продюсировал саундтрек к «Необратимости» соотечественника Гаспара Ноэ. Но дебют в кино в полном составе состоялся только в 2010-м — Daft Punk написали музыку к фильму «Трон: Наследие», который у многих зрителей с тех пор ассоциируется именно с электронщиками в шлемах.

В отличие от многих кинокомпозиторов, которые создают саундтреки, запершись в студии и просматривая лишь нужные отрывки фильма, дуэт постоянно присутствовал на съемочной площадке и сыграл маленькие роли в одном из эпизодов на неоново-футуристической вечеринке. Их музыкальное сопровождение в итоге соединилось с картиной в монолит, но при этом альбом Tron: Legacy прекрасно работает и как самостоятельное произведение. Пластинка Daft Punk чередует пульсирующие биты с возвышенными фантастическими тембрами и резким минимализмом в духе какой-нибудь группы Kraftverk — с 2010-го космическое будущее звучит именно так и никак иначе.

Queen

Технически в дискографии Queen есть два альбома, которые считаются саундтреками к фильмам, — это Flash Gordon 1980 года и A Kind of Magic 1986 года. Однако вторая пластинка представляет собой лишь сборник песен группы, прозвучавших в фильмах «Железный орел» и «Горец», а вот первая — по-настоящему полное музыкальное сопровождение, которое от и до сделали «квины» специально для одноименного супергеройского сай-фая.

Релиз Flash Gordon в свое время сильно удивил фанатов британцев. Участники Queen вообще не давали никаких анонсов по поводу новой музыки, записывались в обстановке тотальной секретности (о том, что группа работает над первым для себя саундтреком к фильму, знала только студийная верхушка) и к тому же умудрились выпустить альбом менее чем через полгода после выхода предыдущей пластинки The Game. Вся работа велась на лондонской и мюнхенской студиях, а руководил процессом в основном гитарист Брайан Мэй. Несмотря на то что у «квинов» до этого не было никакого опыта в киносаундтреках, продюсер Дино Де Лаурентис дал им полную свободу действий — в итоге задорная смесь прог-рока и синтезаторной электроники стала лучшей частью в целом плохо принятого критиками фильма. За свою работу группа получила номинацию на премию BAFTA, правда проиграла Джону Уильямсу и пятым «Звездным войнам» (но за это, в общем-то, не обидно).

Музыка к «Флэшу Гордону» с самого начала не была для Queen какой-нибудь проходной халтуркой. Группа отнеслась к процессу настолько серьезно, что даже подвинула на целый год важный релиз сборника Greatest Hits. «Мы хотели сделать то, что можно было бы назвать настоящим саундтреком. В каком-то смысле мы были первыми, потому что рок-группы до нас подобного не делали: их просили приглушать звук и записывать безликую фоновую музыку. В то время как нам дали полную свободу творчества, и это пошло на пользу картине», — вспоминал Брайан Мэй.

Том Йорк

Фронтмен группы Radiohead впервые попробовал себя в качестве кинокомпозитора только в 2018 году, хотя к тому моменту он бы мог быть уже культовой персоной в этом амплуа, если бы согласился на одно небольшое предложение в конце 90-х. Дэвид Финчер звал Йорка написать музыку к «Бойцовскому клубу», но музыкант сослался на усталость от работы над только вышедшим альбомом OK, Computer и подготовку к грядущему туру. Видимо, отказ был настолько категоричным, что ни один голливудский продюсер в течение следующих 20 лет не решался лезть к меланхоличному британцу с такими просьбами — пока не появился Лука Гуаданьино.

Итальянский режиссер, к тому моменту уже пошумевший во всем мире со своей летней мелодрамой «Назови меня своим именем», задумал сделать ремейк культового хоррора «Суспирия». Гуаданьино рассказывал, что с детства был заворожен этой классической историей о ведьмах в танцевальной школе, но вместо того чтобы покадрово ее воспроизводить, режиссер, напротив, решил снять совершенно другое по смыслу и эстетике кино: вместо ярких вспышек — приглушенные серые и коричневые цвета, вместо прямолинейного ужаса — что-то более странное, тягучее и грустное. Саундтрек Йорка, чья музыка уже стала чуть ли не синонимом странной и тягучей грусти для целого поколения, идеально подошла фильму: аналоговые синтезаторы, жутковатые струнные и хрупкий фальцет британца действительно задают львиную долю атмосферы новой «Суспирии».

Йорк много рассказывал, что не справился бы со своим первым саундтреком без полезных советов от гитариста Radiohead Джонни Гринвуда — он, например, убедил писать музыку, не просматривая даже черновые версии фильма и опираясь только на собственные чувства и ассоциации. Сам Гринвуд пришел в кино еще в середине нулевых и с тех пор плодотворно работает вместе с режиссером Полом Томасом Андерсоном: за саундтрек к «Призрачной нити» у музыканта есть номинация на «Оскар», а за музыку к «Нефти» — приз Берлинского фестиваля. К слову, у продюсера Radiohead Найджела Годрича тоже имеется кинокомпозиторский опыт: он написал саундтрек к «Скотту Пилигриму против всех». Что ж, ждем, когда в Голливуд подтянутся и остальные участники группы.

Трент Резнор и Аттикус Росс

Участники индастриал-группы Nine Inch Nails, пожалуй, прочнее остальных коллег по «большой сцене» закрепились в индустрии киносаундтреков. Дуэт поработал над музыкой ко всем фильмам Дэвида Финчера начиная с «Социальной сети», параллельно озвучив еще несколько видных проектов, среди которых прошлогодний пиксаровский шедевр «Душа» и стриминговый хит «Птичий короб». За дебютную совместную работу (собственно, саундтрек к «Социальной сети») дуэт получил «Оскар». И если у Росса уже был сольный опыт работы в кино, то Резнор позже признавался, что на момент старта работы понятия не имел, за что хвататься.

«Я вообще не представлял, как исполнить задуманное. Фильм основан на диалогах, там люди разговаривают в комнатах. Это вам не бои драконов и даже не серийные убийцы, это просто болтающие парни. У меня было не так много мыслей по поводу того, какая здесь вообще роль музыки», — рассказывал фронтмен Nine Inch Nails. В итоге, по наводкам Финчера, музыканты принялись экспериментировать с аналоговыми и цифровыми синтезаторами, с помощью ассоциаций пытаясь буквально понять, как могло бы звучать появление идеи в голове или написание строчек кода. Кое-где в саундтреке драмы о создании Facebook слышен звук чиптюна — его Резнор добавил уже из собственных ностальгических порывов.

Свой второй «Оскар» Резнор и Росс получили в этом году — за саундтрек к пиксаровской «Душе», виртуозной притче о призвании, смерти и важных жизненных мелочах. Дуэт впервые пригласил в свою команду еще одного напарника — Джона Батиста, который отвечал за хаотичное джазовое сопровождение земных сцен. Музыканты же Nine Inch Nails взяли на себя синтетическую озвучку мира, где формируются души, — одновременно дружелюбного и зловещего.

Arcade Fire

В 2013 году антиутопическая мелодрама Спайка Джонза «Она» покорила зрителей не только трогательным сюжетом о романе одинокого писателя и искусственного интеллекта, но и уютным саундтреком группы Arcade Fire. Для канадских инди-рокеров это был первый опыт написания музыки к фильму, причем принес он им не только заслуженную номинацию на «Оскар», но и важные инсайты об отношениях в коллективе. «Поскольку мы сами себе хозяева, работа над чем-то, где нужно полагаться на чужой взгляд, на видение режиссера, была большим вызовом, который помог мне что-то понять в других аспектах. Теперь я умею смотреть на альбом глазами товарищей по группе, а не просто сосредотачиваться на себе», — признавался музыкант Уильям Батлер.

Участники Arcade Fire потратили на написание саундтрека больше года. Все это время они старались как можно глубже погрузиться в экзистенциальные перипетии романтических отношений человека и компьютерной программы. Почти вся музыка в фильме выросла из двух фортепианных партий, якобы написанных и исполненных голосовым помощником Самантой. Чтобы попасть в легкую футуристическую тональность ленты, канадцы использовали четыре разных фортепиано, струнный квартет, акустический бас и старую фисгармонию, звуки которой обрабатывали с помощью аналоговой электроники — так получался теплый и оркестровый, но при этом синтетический звук.

Несмотря на популярность саундтрека в момент выхода фильма «Она», Arcade Fire почему-то не выпустили его в формате отдельного альбома. Сделать это музыканты решили только спустя 8 лет, в марте 2021-го, но лучше, конечно, поздно, чем никогда.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Егор Енотов
Без комментариев