08 июля 2021 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Браузерные войны. Какой браузер лучший в 2021 году?

Когда-то карта мира выглядела как лоскутное одеяло. Сегодня все материки и страны залиты одним цветом. Есть лишь два инородных пятнышка — в Северной Корее и Армении. Они свидетельствуют о том, что на территории этих государств большинство интернет-пользователей выходят в сеть с помощью браузера, который не является Google Chrome.

Оглавление

Мировая доминация этого браузера от «корпорации добра» длится уже почти десять лет. Сейчас Chrome занимает 68% рынка персональных компьютеров. Все остальные конкуренты далеко позади. Internet Explorer, земля ему пухом, упал с 44 до менее чем 3%. Доля Firefox от Mozilla снизилась с 30 до 7%.

В центре карты есть самое молодое государство Южный Судан. Но там не до выбора альтернативы предустановленному на Windows-компьютеры браузеру Edge

Гегемон выдавил с рынка практически все альтернативы, а во многие браузеры-конкуренты запустил свою ДНК в виде движка Blink (ответвление от изначального движка Chrome), который используется в браузерах на основе Chromium с открытым исходным кодом. В этом списке сам Chrome, а также Opera, Vivaldi, Microsoft Edge, Yandex Browser и еще целая куча менее известных приложений для Windows. Лишь Firefox держится особняком, оставаясь верным собственным наработкам.

Как так получилось? Достойны ли браузерные войны такого громкого названия? Какие недобросовестные практики использовала «корпорация добра», чтобы установить свой мировой порядок? Есть ли достойные альтернативы браузеру Chrome? Сегодня попробуем разобраться в этом.

Первая браузерная

Вы, наверное, уже не помните, да и я тех времен не застал, но старожилы интернета рассказывают, как во второй половине 1990-х многие сайты шли с пометкой «Совместим с Internet Explorer» или «Лучше всего просматривать этот сайт в Netscape Navigator». Это были два самых популярных интернет-браузера того времени, которые вступили в фазу непримиримой борьбы, вошедшей в историю как Первая браузерная война.

В 1990 году единственным способом полазить по интернету был браузер WorldWideWeb, созданный Тимом Бернерсом Ли. Он назывался так же, как и сама Всемирная паутина, где на различных серверах и компьютерах хранились документы и страницы, доступ к которым можно было получить благодаря кликам по ссылкам. Для того чтобы открывать эти страницы, и нужен был браузер.

Первый браузер, который научился выводить изображение вместе с текстом на одной странице, назвали Mosaic. Он был максимально простым и понятным в установке и использовании — идеальная точка входа в интернет для новичка. Браузер популяризовал интернет среди владельцев персональных компьютеров и повлиял на создателей первых по-настоящему массовых приложений для серфинга в сети: Netscape Navigator и Internet Explorer.

Первый в начале 1995 года доминировал на рынке браузеров. Он был платным для коммерческих компаний, но бесплатным для домашнего использования. Проблема заключалась в том, что большинство компьютеров в те годы, как и сегодня, работали на операционной системе Windows, а Microsoft начала присматриваться к новому для себя интернет-рынку.

Многие, покупая свой первый компьютер, даже понятия не имели, что в мире существует несколько браузеров. С выпуском Windows 95 компания Microsoft начала предустанавливать в систему свой собственный — Internet Explorer. Он был доступен как домашним, так и корпоративным пользователям бесплатно.

К тому же Microsoft начала лоббировать улучшение технологических стандартов для Всемирной паутины, которые были выгодны для ее браузера. Из-за этого разные сайты в разных браузерах могли отображаться и работать некорректно: что-то не умел делать один, с чем-то не мог справиться другой.

В таких условиях компании, доход которой приносил один-единственный продукт, было практически невозможно тягаться с гигантской корпорацией. Создатели Netscape подавали на Microsoft в суд, обвиняя компанию в монополизме, но затяжные судебные разбирательства практически никак не сказались на поведении Microsoft. Рыночная доля Netscape сокращалась катастрофическими темпами, и в начале нового тысячелетия браузер был практически выдавлен с рынка.

Старый мерзкий браузер

Microsoft одержала тотальную победу на рынке браузеров: по некоторым оценкам, к 2003 году 95% пользователей выходили в сеть через Internet Explorer. Microsoft предпочла почивать на лаврах, мало внимания уделяя обновлениям для Internet Explorer. Браузер начал часто появляться в списках худших технических продуктов всех времен. У него были проблемы со стабильностью работы и безопасностью, его широко критиковали за отсутствие поддержки современных веб-стандартов. Веб-мастера и разработчики массово стенали и отказывались от его поддержки на своих ресурсах.

Между ужасным Internet Explorer 6 и не особо хорошей седьмой версией прошло пять лет, и за это время конкуренты начали поднимать голову. Netscape Navigator погиб, но дело его было продолжено. В 2004 году на останках этого браузера выросла первая версия Mozilla Firefox. C 2000 года в гонку включается браузер Opera, который наконец становится бесплатным и доступным широкой аудитории. На пару они начинают генерировать новации.

Из самого заметного, что принесла новая генерация браузеров, — работа с несколькими вкладками в одном окне. Страшно представить, но когда-то каждая страница открывалась в отдельном окне, и на панели задач со временем скапливалось огромное количество одинаковых ярлычков Internet Explorer. Та же Opera значительно экономила трафик и время в «диалапном» интернете, позволяя отключать картинки, обладала менеджером загрузок, умела выводить страницу в полноэкранном режиме, скрывая интерфейс, и еще много крутых вещей наподобие встроенных RSS-, IRC- и почтового клиентов.

Microsoft же с обновлениями не спешила, но то и дело вставляла палки в колеса конкурентам. Так, например, компания заблокировала доступ к своему сайту MSN.com для сторонних браузеров на несколько дней в 2001 году, искажала для таких пользователей верстку своего сайта, отправляла им неполный JavaScript-файл при работе с почтовым сервисом Hotmail и так далее. В общем, назло всем отмораживала себе уши.

Вторая браузерная

В 2003 году на рынок браузеров выходит Apple со своим Safari, отказываясь от Internet Explorer в качестве браузера по умолчанию и привязки к софту ненавистного конкурента в лице Microsoft на своих компьютерах. В системах macOS Safari станет дефолтным только в 2005 году.

Именно этот «яблочный» браузер сыграл столь важную роль в возникновении мира интернет-серфинга таким, каким мы знаем его сейчас. Он в какой-то мере «ответственен» и за создание Google Chrome.

Браузерный движок — это программный код под «капотом» браузера, который занимается интерпретацией и рендерингом интернет-страниц. Весь код, написанный веб-разработчиками, проходит через браузерный движок, обрабатывается и исполняется в окне браузера. Браузерный движок не равно браузер. На одном движке могут быть написаны несколько браузеров, которые будут различаться определенным набором функций и интерфейсом.

Mozilla Firefox работал на движке Gecko, Opera — на Presto, Internet Explorer — на Trident. Эти движки отличаются принципами и скоростью работы, поддерживаемыми веб-стандартами и прочими нюансами. Часть из них были проприетарными, часть — опенсорсными, открытыми для широкого сообщества разработчиков, которые на основе такого движка могли делать собственные браузеры.

Apple для своего будущего браузера выбрала движок с открытым исходным кодом — KHTML. Различные компоненты этого движка, за исключением определенной тайной части, компания впоследствии объединила и выпустила в рамках проекта с открытым исходным кодом WebKit.

Исполнительный директор Google Эрик Шмидт с осторожностью относился к идее выпуска компанией собственного браузера. В индустрии еще была жива память о разрушительной войне Microsoft и Netscape, которая закончилась уничтожением маленькой компании. Шмидт не верил, что пока еще неуверенно стоящей на ногах Google удастся конкурировать с гигантом, который подмял под себя рынок и автоматически устанавливал браузер на все компьютеры с Windows в мире.

Тем не менее разработку Chrome запустили. В качестве браузерного движка выбрали опенсорсный WebKit, который был чище и быстрее конкурентов. Компонент, отвечающий за обработку JavaScript, заменили на более быстрый под названием V8 (с отсылкой к маскулинному двигателю автомобилей). Вкладки запихнули в отдельные процессы, чтобы весь браузер аварийно не падал при глюке одной страницы.

А самое главное — начали активно продвигать его, в том числе используя свое положение. В 2008 году на главной странице поиска Google, которым пользовались сотни миллионов человек, появилось предложение установить быстрый браузер Chrome. На YouTube эксклюзивно для пользователей IE6 возникала плашка, которая предлагала сменить устаревший браузер на что-нибудь поновее. Среди предложений был и Chrome.

Также этот браузер устанавливался параллельно с некоторым другим ПО. Например, при инсталляции Adobe Flash Player на странице по умолчанию была включена галочка для установки Google Chrome. Невнимательный пользователь параллельно с антивирусами и утилитами мог занести на компьютер и Chrome. Порой доходило до максимально странного: Chrome устанавливался даже с компакт-дисков с драйверами для материнской платы.

К тому же начало мобильного века и синхронизация младшего Chrome с десктопным братом сыграли немалою роль в популяризации браузера от Google.

Тем не менее он был легким, быстрым и простым: лишь самые важные и нужные пользователю объекты интерфейса, ставка на производительность и чистоту. Это сработало. А веб приблизился к моменту, когда браузерных движков стало слишком много, и они один за другим начали исчезать.

Opera в 2013 году отказывается от Presto и уходит на движок от Google. Следом в 2015 году отказывается от своего движка Microsoft: на уже насыщенном рынке браузеров вкладывать большие ресурсы в его поддержку и развитие было нецелесообразно. Лишь Firefox осталась при своем Gecko, недавно начав переход на браузерный движок нового поколения.


Со времен Первой браузерной войны и по результатам Второй в сеть теперь можно выходить множеством путей. Да, пускай число браузерных движков и сократилось, но борьба между браузерами переместилась в более приятное для конечного пользователя русло — удобство, скорость, приватность и так далее.

Тестовый набор

В Беларуси топ самых популярных браузеров для компьютеров по итогам июня 2021 года выглядит следующим образом:

  • Chrome — 63,9%;
  • Opera — 12,6%;
  • Yandex Browser — 8,7%;
  • Firefox — 6,5%;
  • Safari — 4,3%;
  • Edge — 3%.

По сравнению с мировой статистикой у нас есть свой особенный колорит. Opera долгое время была самым любимым браузером среди белорусов, и отголоски этого еще можно наблюдать в нынешней статистике. К тому же заметна сила браузера от «Яндекса», который предлагает для нас много региональных сервисов.

Из нашего списка для сравнения исключим Safari, так как в последний раз для Windows этот браузер выходил в 2012 году. Заменим его браузером Vivaldi, который разрабатывает один из основателей Opera.

Каким браузером на Windows пользуетесь вы?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Совместимость — HTML5test

Проверить все браузеры на совместимость со всеми сайтами в сети практически невозможно. Приблизительно понять, насколько браузер отвечает современным веб-стандартам, можно с помощью ресурса HTML5test. В его тесте браузер может набрать максимум 555 баллов.

Долгое время в этом рейтинге единолично лидировал Chrome. Однако теперь практически все альтернативные браузеры на его движке сравнялись по позициям. Отстает лишь Opera. Firefox, как мы помним, работает на собственном движке и в тесте отстает от конкурентов чуть более значительно:

  • Chrome — 528;
  • Edge — 528;
  • Yandex — 528;
  • Vivaldi — 528;
  • Opera — 526;
  • Firefox — 513.

Скорость работы — JetStream 2

64 теста в пакете бенчмарка JetStream 2 собрали в самом сообществе разработчиков движка WebKit для стимулирования оптимизированных нововведений в нем. Он включает в себя много JavaScript-тестов и награждает браузеры, которые «быстро запускаются, быстро исполняют код и работают без сбоев».

Результаты этого теста стоит воспринимать с некоторой долей скепсиса в связи с тем, кто его разрабатывал. Firefox на альтернативном движке демонстрирует в нем не самый лучший результат и значительно отстает от конкурентов.

  • Chrome — 103,011;
  • Edge — 98,236;
  • Opera — 97,176;
  • Yandex — 95,898;
  • Vivaldi — 95,882;
  • Firefox — 68,776.

Оперативная память

Для оценки объема оперативной памяти, который потребляет тот или иной браузер с десятком запущенных вкладок, использовалась «Песочница» в Windows 10. Объем оперативной памяти, который «Песочница» потребляет в состоянии покоя, отнимался от объема, который она использовала с тестовым браузером. Все браузеры работали в состоянии из коробки: только-только установлены.

Результаты немного удивили, перепроверялись, но повторялись.

  • Yandex — 1200 МБ;
  • Chrome — 1500 МБ;
  • Firefox — 1600 МБ;
  • Opera — 1700 МБ;
  • Edge — 1800 МБ;
  • Vivaldi — 1800 МБ.

Приватность, кастомизация, инструменты вкладок и стартовые страницы, мобильная интеграция, а также другие удобные функции заменили банальные скорость и поддержку стандартов при выборе браузеров. Все сегодня находятся в примерно одинаковых условиях с точки зрения работы из-под капота, а потому должны брать пользователя фишками. Так как функций в браузерах много, ниже отмечу исключительно те, что мне кажутся важными в любом браузере.

Субъективно важные функции

Устанавливая Yandex Browser стоит быть готовым к тому, что вместо одного вы получите три ярлыка. Один от браузера, второй — кнопка перехода на главную страницу российского поисковика, третий — от ассистента «Алисы». От последней можно избавиться, если в процессе установки снять одну галочку. Появление второго не предотвратишь. Остальные браузеры устанавливаются без подвоха.

Стартовое окно должно быть опрятным. У Yandex, Opera и Edge оно загрязняется различными новостными рекомендациями, но от них можно избавиться в настройках.

В Opera, Vivaldi и Yandex есть возможность открепить окно воспроизводимого видео и зафиксировать его поверх вкладок. У трех других браузеров по умолчанию такой фишки нет, лечится поиском и установкой расширений.

В браузерах Yandex, Vivaldi и Opera встроены нативные блокировщики рекламы. При этом блокировка рекламы в Yandex не работает. Протестировано на самых загаженных ресурсах наподобие TechRadar. Для остальных браузеров блокировщики необходимо устанавливать через расширения. Они иногда сбоят и частично пропускают рекламу. Блокировщики в Opera и Vivaldi работают лучше остальных, так как оптимизируют вид страницы, где была вырезана реклама, для удобного чтения.

В Opera есть встроенный VPN, что облегчает доступ к заблокированным по тем или иным причинам ресурсам. В России с 17 июня нативная поддержка VPN в Opera пропала из-за решения Роскомнадзора. Для остальных браузеров придется использовать сторонние сервисы либо расширения.

У всех браузеров есть возможность синхронизации с мобильной версией. В большинстве случаев это сводится к синхронизации закладок, некоторых настроек и истории посещений, информации для автозаполнения в формы на сайтах, паролей в зашифрованном виде, открытых вкладок. Из интересного в Opera есть функция Flow. Это своеобразное окно чата между вашими синхронизированными под одним аккаунтом но на разных устройствах браузерами. В этот чат можно сбрасывать ссылки, изображения, заметки или файлы.


Для походов и кемпинга с друзьями или семьей — более 700 палаток в Каталоге с доставкой

треккинговая, весна/лето/осень, 2-местная, 1 вход, 1 комната, противомоскитная сетка, штормовые оттяжки, ДхШхВ: 205x125x105 см
треккинговая, весна/лето/осень, 3-местная, 2 входа, 1 комната, противомоскитная сетка, тамбур, штормовые оттяжки, ДхШхВ: 370x220x125 см
треккинговая, весна/лето/осень, 3-местная, 2 входа, 1 комната, противомоскитная сетка, тамбур, штормовые оттяжки, ДхШхВ: 380x220x130 см

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Без комментариев