32 407
07 июля 2021 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Нигерия хотела стать IT-страной — вопреки госрегулированию, плохому интернету и бедности

Автор: Ян Альшевский

Существует заблуждение, что, мол, все IT-сущности сосредоточены в Европе, США, некоторых азиатских и восточных странах. Тому есть объяснение — информационное поле, особенно развитое именно в этих регионах, а также наш собственный интерес. Согласитесь, обычный белорус вряд ли задумается о том, что африканский континент обладает «айтишным» потенциалом. Однако это далеко не так, о чем говорят объемы инвестиций.

Немного статистики

Не будем обобщать, существует множество аспектов, и не все выражается в объеме полученных средств. Согласно открытым данным, наиболее подготовленными для технологических стартапов с точки зрения экосистемы на континенте являются Южная Африка, в тройке лидеров также находятся Кения и Египет (трансконтинентальное государство). Упомянутая в заголовке Нигерия — на 6-й позиции, Кот-д’Ивуар — на 10-й, Уганда — на 14-й, хуже всего — Мали, однако не все страны континента включены в рейтинг из-за особенностей их социально-экономического состояния.

ЮАР, к примеру, находится на 48-й позиции в рейтинге платформы StartupBlink, которая аккумулирует данные об условиях для развития стартапов в мире. Кения там на 61-м месте, Нигерия — на 63-м, Руанда — на 69-м. Рядышком оказалась и Беларусь — на 67-м месте. Страна потеряла четыре позиции за год, а вот Минск, который зарегистрирован на StartupBlink как единственный IT-хаб страны, находится на 230-м месте, упав сразу на 33 строки.

В 2019 году африканские стартапы получили около $2 млрд венчурных инвестиций — это пятикратный рост в сравнении с 2015-м. Для сравнения: американские стартапы привлекли $156 млрд за год, белорусские (точнее, «с белорусскими корнями») — чуть более $163 млн (это значительно больше, чем в 2019-м, за счет крупных инвестиций в PandaDoc и Behavox, но меньше, чем в 2018-м). Для более очевидного сравнения: ЮАР в 2020 году получила $241 млн инвестиций, Нигерия, в которой насчитывается 750 стартапов, — $64 млн (по данным из других источников, $400 млн).

Сейчас в Африке работает четыре «единорога», то есть компании, рыночная стоимость каждой из которых превысила $1 млрд (это представитель финтеха Fawry, платежная система Interswitch, онлайн-маркетплейс Jumia и еще одна платежная платформа Flutterwave). Три из них родом из Нигерии, которая привлекает все больше внимания как источник перспективных IT-проектов. Справедливости ради некоторые из компаний сложно назвать «стартапами» в общепринятом понимании. Египетская Fawry, например, была основана в 2008-м, ее взрывной рост произошел из-за коронавирусной пандемии, и в 2020-м она стала «единорогом».

Как Нигерия хотела стать технологическим оазисом

Данные о том, какое государство считать «лучшим местом» для развития стартапов на Африканском континенте, разнятся. Поэтому за право лидерства борются ЮАР и с недавнего времени именно Нигерия. Последняя, судя по всему, активнее привлекает инвестиции, но за счет крупных сумм всего для нескольких компаний, а не для множества, но по чуть-чуть.

Фото: technext.ng

Ситуация вырисовывается забавная: Нигерия не попала в топ-10 стран, которые обеспечивают высокий уровень экономической эффективности, а также способны предоставить достаточное количество квалифицированных сотрудников. Инфраструктура подкачала: лишь 6-е место, как упоминалось выше. Негативную роль играет и государственное регулирование. В частности, речь о постоянно меняющихся требованиях и законах, политической нестабильности, низком уровне безопасности, плохом интернете (цена высока, скорость и доступ к сети есть далеко не везде) и никчемном образовании.

Кроме того, иногда под горячую руку попадают проекты, которые как бы призваны решать насущную проблему, но в итоге оказываются не в фаворе. В прошлом году, например, в Лагосе решили полностью запретить стартапы, позволявшие арендовать мототакси (эдакий аналог Uber). Популярность подобных платформ была заоблачной из-за отвратительного состояния местных дорог, системы общественного транспорта и бесконечных пробок. Миллионы долларов инвестиций грозят уйти в небытие: власти увидели в приложениях угрозу безопасности.

Фото: The Guardian

Криптовалюта в Нигерии стала одним из источников дохода, а для кого-то — хоть и маловероятным, но все же способом выбраться из бедности или обеспечить себе приток средств на фоне бурно растущей безработицы (экономическое состояние страны резко пошатнулось из-за коронавируса, приложил к этому руку и нынешний президент). Однако досталось и крипте: местные биржи закрыли, действие учетных записей трейдеров приостановили, прием денег и выплаты запретили.

Официально нигерийские криптостартапы работать перестали, уйдя в серый сегмент рынка, а те, которые пожелали оставаться в рамках закона или не менять концепцию, начали искать место под солнцем в других странах. Конечные пользователи, в свою очередь, потеряли на переводах виртуальных денег на популярные иностранные биржи. Одновременно криптосообщество пытается наладить диалог с правительством и банками — чтобы найти компромисс.

А совсем недавно в Нигерии решили запретить и Twitter. Причина — отказ сервиса регистрировать локальное представительство для дальнейшей работы. Подобное требование, которое объяснили необходимостью защитить местную экономику, появилось сразу после того, как сервис микроблогов удалил твит президента страны Мохаммаду Бухари (предыстория затрагивает политические моменты и нестабильность правящей верхушки).

Фото: Nairametrics.com

Здесь стоит отметить, что Twitter в Нигерии заменяет социальные сети, площадки по поиску работы, мессенджеры и техподдержку, а также уйму других средств общения — личного и делового. Закрытие сервиса называли «саботажем экономики страны», а согласно независимым подсчетам, каждый час блокировки Twitter якобы обходится Нигерии в $250 тыс. (то есть более $6 млрд — спорная цифра, но мало ли).

Происходящее как будто окатило ушатом холодной воды инвесторов, которые еще недавно видели в Нигерии новый перспективный рынок. То, что в прошлом году называли «технологическим бумом», вероятно, сходит на нет, а ситуацию характеризуют как шоковую. Инвесторы стали менее сговорчивыми, пострадавшей стороной становится местная «айтишка»: стартапы вынуждены предлагать увеличенную долю себя в обмен на инвестиции — так можно хотя бы отчасти перекрыть регуляторные риски на фоне постоянно изменяющихся условий. А кто-то перебирается за бугор.

Фото: kaiostech.com

Тем не менее Нигерия все еще удостаивается звания технологической столицы Африки, а весь регион остается одним из самых активно развивающихся в технологическом плане и «магнитом для IT-инвесторов». Почему страна, которую даже с натяжкой нельзя назвать процветающей, для которой характерны низкий уровень жизни и образования, вдруг оказалась претендентом на звание «африканской Кремниевой долины»?

Можно лишь предположить, что причина заключается в создании множества (около 80 по всей стране) технологических хабов, которые, кроме прочего, нацелены на обучение и популяризацию технологий среди подрастающих поколений (к слову, некоторые работают в стране с конца нулевых), а также в желании нигерийцев изменить жизнь к лучшему.

В локальной и международной прессе сложно найти упоминание нигерийского правительства в нейтральном или позитивном ключе в отношении техносферы — обычно оно фигурирует в лучшем случае как безразличный, но чаще как контролирующий или запрещающий орган. В этом плане Нигерия значительно отличается от азиатских стран, ставших на путь технологического развития, о которых мы писали ранее.

Фото: Nigeria Technology Awards

В попытках исправить ситуацию президента преклонного возраста просят инвестировать в образование, поверить наконец в современные технологии и развить подобающую инфраструктуру (хотя бы провести электричество с интернетом). Пока особенного эффекта этого не приносит. Но в некоторых сферах подвижки были — в частности, в продвижении безналичных платежей.

Что касается зарплат, разработчик в нигерийской компании, по данным ресурса Salary Explorer, в среднем получает в крупных городах около 2 тыс. в переводе на белорусские рубли (для нашей страны сервис указывает среднюю типичную зарплату условного «программиста» в 3 тыс. рублей). Также с цифрами можно ознакомиться на сайте Glassdoor.

Со стороны нигерийская «айтишка» развивается не благодаря, а вопреки: казалось бы, даже при отсутствии всего необходимого она оказывается востребованной среди иностранных инвесторов и продолжает развиваться. Однако эксперты говорят о необходимости структурных реформ: без дешевого интернета, а также с «распорядком» его работы по прихоти правительства (такая практика чаще встречается в более тоталитарных Чаде, Габоне, Судане, Конго и Зимбабве) IT-бум продолжаться не сможет. Ситуация может измениться из-за растущего внимания со стороны властей — в любую сторону.

Источники: Quartz Africa (1, 2), TechCabal, Civitta, Bulba Ventures, CNN, Mail & Guardian Online, BellaNaija, CoinNewsExtra, World Economic Forum, Euractiv

Топовые скидки Каталога на одной странице

беспроводные наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), портативные, Bluetooth, 16-20000 Гц, поворотные чашки/складное оголовье, быстрая зарядка, время работы 50 ч, активное шумоподавление
Bluetooth колонка, мощность 12 Вт, питание от аккумулятора, BT, AUX
для бровей/для деликатных зон, питание от батареек, влажная чистка
Нет в наличии
зубная щетка, мягкая чистка/отбеливание/массаж, питание от аккумулятора, движение головки: пульсация
кофемашина, 1500 Вт, корпус пластик, капучинатор автоматический, используемый кофе: молотый/зерновой, цвет черный

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by