13 715
29 июня 2021 в 12:00
Источник: Дарья Бабенко. Фото: Get Up Stand-Up, StandUp Comedy Hall, Stand Up Position
Спецпроект

«У нас общество довольно сексистское». Белорусские девушки-комики о карьере в стендапе, шутках про домашнее насилие и «закалке регионами»

Источник: Дарья Бабенко. Фото: Get Up Stand-Up, StandUp Comedy Hall, Stand Up Position

Белорусская стендап-комедия за 10 лет прошла путь от проекта Славы Комиссаренко Cheesecake Factory и первых «открытых микрофонов» в давно почившем баре «Салтайм» до полноценного стендап-клуба, парочки независимых объединений и десятка местных звезд. Традиционно женщины меньше представлены в стендапе, особенно на локальном уровне: если вы придете на минский сборный концерт или «опенмайк», то, скорее всего, попадете на чисто мужское шоу. Вместе с VOKA мы поговорили с регулярно выступающими белорусскими комикессами о творческом пути, сексизме, региональном стендапе и перспективах в Беларуси.

Евгения Яночкина занимается стендапом почти 3 года. Приехав в Минск из Мозыря, она сначала стала постоянной посетительницей столичных «опенмайков», а позже решила выйти на сцену сама.

— Я узнала про комедию из Stand Up на ТНТ. Тогда там выступали очень крутые Артур Чапарян и Идрак Мирзализаде. Потом они ушли с ТНТ и начали выступать в Stand Up Club #1. Вот он мне сейчас нравится, и я очень много смотрю их выступлений. Артур среди русскоязычных мне кажется самым интересным. У него очень простые, но смешные шутки, всегда задумываешься, как он это делает.

О влиянии шоу на ТНТ рассказывает и Александра Пашкевич:

— Там вышел монолог Идрака, вышел монолог Вани Усовича — и я начала гуглить. Увидела, что это белорусы (Идрак Мирзализаде по национальности — талыш, но большую часть жизни провел в Минске. — Прим. Onliner), прикольные ребята. Нашла их в соцсетях. Я следила за тем, как Stand Up Club #1 строился. Он еще не был открыт, а я уже следила за ними в «инсте».

Александра закончила школу с золотой медалью в Столине, позже училась в Бресте, после чего распределилась учительницей английского языка в родную школу, где проработала год. Еще во время учебы в университете она увлеклась комедией (в Бресте неплохо развита местная сцена). Стендапом занимался ее бывший молодой человек, но решимости попробовать самой у нее тогда не было. Летом 2020 года Саша перераспределилась и специально ради стендапа переехала в Минск. В столице девушка стала регулярно выступать на «открытых микрофонах», быстро влилась в сообщество комиков из Stand Up Comedy Hall и уже через пару месяцев начала получать приглашения на платные мероприятия.

— Я хочу уйти в стендап, но мне важен стабильный доход. Я чувствую себя комфортно от того, что хорошо зарабатываю на работе в Минске, и круто, что уже получается зарабатывать что-то на стендапе, но, наверное, только этих денег мне бы не хватило на комфортную жизнь.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Саша Пашкевич (@a_pashkevich)

Спустя несколько месяцев после прихода Пашкевич, в начале осени, на «открытом микрофоне» в Comedy Hall появилась Александра Борсук. Она тоже быстро нашла подход к аудитории и уже успела выступить на разогреве у Алексея Щербакова и Ирины Приходько (тоже белоруски, участницы стендап-проектов ТНТ и канала Labelcom). Зимой девушка закончила МГЛУ, но работать по специальности не планирует.

— Моя работа — это стендап. Есть еще небольшие подработки, но туда я не настолько вписываюсь. Я начала заниматься комедией в сентябре, в феврале закончила университет и уже тогда понимала, что могу зарабатывать выступлениями.

Не хочу работать в офисе, жить от зарплаты до зарплаты. Да, зарабатывать на стендапе — это не стабильно, у тебя нет никаких гарантий. Но ты либо что-то делаешь, либо нет.

У меня есть ощущение, что если я сейчас пойду искать фултайм-работу и погонюсь за комфортом, то упущу что-то очень важное.

Пашкевич и Борсук быстро подружились и решили каждую неделю делать свое импровизационное «Шоу Саши и Саши» в одном из минских баров. Выступать приходилось и перед десятью зрителями, и перед тридцатью-сорока. Сейчас, правда, у девушек перерыв: разошлись с площадкой.

— Были случаи, когда мы приходили за час до мероприятия, чтобы расставить стулья и столы, потому что стаффу было не до этого, они не были заинтересованы. Могли разрядиться микрофоны — мы приносили свои батарейки. Нужно было дергать людей, чтобы настроили звук, а звукач вообще не появлялся, — делятся Саша и Саша.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Саша Борсук (@daitemnevostorg)

Организационные процессы — важная часть деятельности комиков. Стендап-культура во многом состоит из разбросанных по городу опен-майков, на которых проверяются новые шутки, и мероприятий других форматов. Чаще всего они создаются по низовой инициативе выступающих, которые самостоятельно договариваются с клубами, барами и другими комиками.

Евгения Яночкина сама несколько раз организовывала шоу «Женский стендап» в Минске.

— Мы делали его не для того, чтобы разделить юмор на «мужской» и «женский», а потому, что хотели попробовать себя в организации и получить опыт выступлений, а это просто удобная ниша. Договаривались с площадкой в баре, делали и в Comedy Hall — там нам даже сами предложили. Я позвала девчонок, у Нади Кулик (комикесса из Слуцка, участница «Женского стендапа» на ТНТ. — Прим. Onliner) был знакомый дизайнер, который сделал афишу.

Комики стараются выезжать выступать и в другие белорусские города. Иногда по приглашению, иногда по своей инициативе. У Евгении был опыт выступления в регионах — в основном позитивный, хотя, например, однажды поездка в Жлобин все-таки превратилась в колоритное гастрольное приключение.

— Это было первое мероприятие, когда перед нами извинялся местный организатор.

Мы приехали, а там целый банкет: все нарядные, в платьях, спрашивают, почему мы в обычной одежде. Потом еще пьяные люди мешали выступать.

Саша Борсук на обратном пути нервно смеялась всю дорогу. Но я это называю «закалка регионами»!

Все три девушки отмечают, что, несмотря на встречающиеся проявления сексизма и небольшое число женщин в индустрии, внутри белорусской стендап-среды они чувствуют себя комфортно.

— Меня только один ведущий отдельно объявлял как девушку: «А следующая — девушка, поаплодируйте ей погромче». Остальные у нас адекватные, в принципе, — говорит Саша Пашкевич.

— В первую очередь ты комик. И ты либо смешной комик, либо несмешной, — добавляет Борсук.

— Мне кажется, останешься ты в комедии или нет, зависит от характера. Когда я шла первый раз выступать, у меня была установка: если хоть одна шутка зайдет — я буду продолжать, потому что я упертая, — вспоминает Евгения. — У меня есть друг, который говорит: если бы хоть что-то пошло не так, то «вы бы меня больше не увидели».

Пашкевич делает предположение, почему женщины реже приходят в стендап:

— Если смотреть на моем примере: я очень долго хотела начать и очень долго боялась. Это зависит от внутреннего ощущения, от способности «забить и выйти», отсутствия «комплекса отличника».

У нас еще и общество довольно сексистское. 

Я росла в достаточно традиционной семье, где родителям хотелось, чтобы я хорошо училась, потому что я девочка, чтобы окончила университет, вышла замуж и родила детей. Ты растешь по такой модели. И тогда появляется этот синдром, когда ты боишься сделать что-то не так.

— А в стендапе в том-то и прикол, что если ты не облажаешься, то у тебя ничего не получится, — добавляет Саша Борсук.

— Если облажаешься и просто уйдешь — ну все, значит. Я с «синдромом отличника» так и справилась. Когда стала много выступать, начала чувствовать себя намного увереннее. И помогало, когда после моих плохих выступлений мне говорили, что это нормально и так бывает, — вспоминает Пашкевич.

Девушки рассказывают, что в комедийной среде легко находят себе свободных, умных единомышленников, с которыми можно просто посидеть в баре или «поразгонять» шутки на темы, которые не поймут на работе или дома.

— Я, кстати, думала о том, почему стала комиком. У меня в жизни происходило то, о чем нельзя молчать, и мне хочется этим поделиться. Например, у меня есть абсурдные шутки про домашнее насилие, где я говорю: «Да это ж женщина, да ударь ты ее, да че ты!» Но я высмеиваю, поскольку у меня это болит, но это не значит, что, с моей точки зрения, женщин бить можно.

— Я иногда думаю: если бы многое из того, что говорю я, сказал мужчина — звучало бы отвратительно, — делится Борсук.

— Ты трагедию своей жизни трансформируешь в комедию, настолько сживаешься со своей травмой, что это становится смешно, и поэтому ты умеешь рассказать это смешно. Ведь если из многих вещей убрать шутки и разложить на факты — это грустная история.

Со зрителями девушкам чаще всего везет: белорусы любят поддержать в социальных сетях или подойти и похвалить выступление в баре. Но бывают и неприятные ситуации.

— Был случай, когда я выступала и какой-то парень смотрел на меня все выступление. Потом я села за стойку, а он продолжает смотреть, и я понимаю, что он чего-то от меня хочет. Я зашла в Instagram, а там уже сообщение: «Какие дальше планы?» «Кто это?» — «Зритель». Меня такие люди пугают, — рассказывает Борсук.

Если смотреть лайнапы крупных белорусских комедийных мероприятий, то можно заметить, что значительная часть комиков приехала в столицу из регионов: в Минске гораздо больше «открытых микрофонов» и других возможностей. Но и за пределами столицы комедия живет не только за счет гастролей минских стендаперов.

Анна Енот выступает в Витебске уже почти 2 года. На «открытых микрофонах» она познакомилась с другими местными комиками, которые позже объединились под лейблом Stand Up Position.

— На идею выступления меня натолкнул психолог, после чего я тянула где-то пару месяцев, а потом решилась попробовать себя в пабе «Торвальд». К психологу я на некоторое время перестала обращаться, так что сказать точно, помог мне стендап или нет, я не могу. У меня все еще случаются очень плохие периоды, правда, уже реже.

Стендап как дневник, в который ты записываешь неудачные моменты жизни, а потом читаешь перед всеми, отшучиваясь.
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Анна Енот (@enydaggett)

В Витебске, по словам Анны, «открытые микрофоны» проходили раз в неделю. Кроме этого, комики из Stand Up Position ездили с концертами в Новополоцк и Гродно. После закрытия основного места проведения шоу (паб «Торвальд» прекратил работу в начале года после выявленных нарушений) витебляне сами попробовали организовать несколько мероприятий, но в итоге большая часть команды переехала в Минск. Анна планирует присоединиться.

— Моя профессия — графический дизайнер. Стендап — это хобби. Я частично интегрировала одно в другое: помимо основных заказов, занимаюсь дизайном афиш для комедийных мероприятий в Минске и Витебске. Сделала уже больше двадцати точно. Хочу быть монополистом афиш для стендапа в Беларуси и не только. Еще я бы хотела достичь того уровня, когда можно сделать свое сольное выступление, но об этом пока что рановато думать. И планирую выступить где-то не в Беларуси.

Белорусские комики шутят на одном языке с российскими. Долгое время самым эффективным толчком в карьере наших земляков было попадание на известный телепроект и чаще всего переезд в Москву. Артистам из Беларуси не впервой взлетать после такого маршрута: те же Ваня Усович, Слава Комиссаренко, Ирина Приходько и другие приобрели основную массу поклонников после появления на российском телевидении. И судя по тому, что даже топовые комики время от времени продолжают светиться «в телике», это до сих пор работающая возможность собрать аудиторию.

Например, в третьем сезоне «Женского стендапа», который начался в марте на ТНТ, появились сразу три белоруски: Алиса Дударева, Анна Семенова и Надежда Кулик. Надежда — одна из первых женщин, вышедших на минскую стендап-сцену. В различных интервью она говорит, что начала выступать еще в 2014 году, будучи единственной девушкой среди парней-комиков.

Однако обе Саши и Женя к перспективе переезда относятся сдержанно.

— В Москве больше «открытых микрофонов» и больше конкуренция. Нужно смотреть, чего ты хочешь. Мне кажется, это раньше, чтобы чего-то добиться, нужно было куда-то уезжать. Сейчас же есть интернет-площадка, — размышляет Яночкина. — По сути, если в себя вкладываться и вести YouTube-канал, то ты можешь быть на слуху — неважно, в какой стране находишься. Есть, например, украинский комик Андрей Щегель (переехал в Минск и стал резидентом клуба на базе Stand Up Comedy Hall. — Прим. Onliner), у него большое количество видео, множество концертов — его знают везде.

— Мне кажется, что все комьюнити сейчас работает над тем, чтобы не нужно было уезжать. Есть клуб, есть возможность зарабатывать на стендапе. Съездить выступить в Москву — круто, здорово попробовать. Но я не рассматриваю это как единственную возможность чего-то добиться, — говорит Борсук.

— Я за этот год точно поняла, что не нужно ехать в Москву, чтобы стать успешным комиком, можно двигаться и тут, — резюмирует Пашкевич.

VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by