За последнее время сериалы пережили невиданный бум — сейчас чуть ли не каждую неделю выходит очередное высокобюджетное шоу с известными актерами и размашистым сюжетом. При этом все еще не так много сериалов по-настоящему «штучной работы», где процесс создания каждой серии курируется единственным автором (или дуэтом), как в большом кино. Вместе с VOKA рекомендуем главные авторские сериалы, снятые за последние 10 лет: с величественными декорациями, каких не было даже в фильмах, самыми смелыми фантазиями, DIY и интерактивностью.
Понятие «престижного телевидения» существует относительно давно: за точку отсчета можно взять, например, изобретение слогана «Это не телевидение, это HBO» в 1996 году, накануне выпуска этим кабельным каналом таких хитов, как «Тюрьма Оз» и «Клан Сопрано». Но только Паоло Соррентино со своей дилогией о самом молодом в истории Папе Римском, выпущенной на HBO в 2010-е, доказал, что авторские сериалы могут не только не уступать большому кино в категории серьезного развлечения, но и превосходить любой артхаус в плане размаха замысла и роскоши презентации.
Столько невероятно красивых костюмов, дорогих интерьеров и фрескоподобных величественных мизансцен весь мировой кинематограф давно не припомнит, а тут их показывает какой-то сериал. Особенно впечатляет второй сезон, в котором черная комедия о властном и взбалмошном понтифике (Джуд Лоу) эволюционирует в серьезный философский трактат.
В 2014 году детективный сериал «Малыш Кенкен» не только был показан в программе Каннского кинофестиваля (тогда фестивальные премьеры сериалов еще были исключением), но и возглавил список лучших фильмов года от легендарного французского журнала Cahiers du cinéma (для сериала, пусть и авторского, на тот момент неслыханная вещь).
Артхаусный режиссер-радикал Брюно Дюмон снял историю очень странного расследования, где пара чудаковатых полицейских (их играют непрофессиональные актеры, один из которых обладает заметным нервным тиком) объединялись с группой местных сорванцов, чтобы выйти на след жестокого маньяка в идиллической французской провинции.
Казалось бы, это был предел радикализации сериальной формы, но Дюмон пошел еще дальше. Второй сезон под названием «Кенкен и инопланетяне» был впервые показан уже на нишевом артхаусном смотре в Локарно, а его сюжет стал на несколько порядков страннее и безумнее. Деревню вместо маньяка стала атаковать таинственная черная жижа с неба, а мигрантский кризис оказался зарифмован с сюжетом о вторжении инопланетян.
На первый взгляд «Патриот» может показаться типичным сериалом про американского шпиона на задании: главного героя в Европе ждет миссия по саботажу иранского вооружения, а дома осталась любимая жена. Однако чем дальше, тем больше выясняется нетипичных деталей: например, этот шпион любит выступать в барах со своими авторскими песнями, в текстах которых то и дело раскрывает пару правительственных секретов, а его начальник и ближайший коллега — это, соответственно, отец и брат, отношения с которыми напоминают семейный ситком.
В конце концов становится ясно, что «Патриот» — это вовсе не шпионский сериал, а грустная комедия о трудовых буднях, семейных узах и неизбежной меланхолии взрослой жизни. Это то редкое произведение, которое целиком и полностью подчиняется чувству юмора и чувству ритма лишь одного человека — Стивена Конрада. Во втором и последнем сезоне, где Конрад выступил единственным сценаристом и режиссером всех эпизодов, темп повествования достигает самой грустной в мире бардовской баллады, а отношения между многочисленными персонажами — союзниками и врагами — напоминают какое-нибудь чудное аниме про дружбу.
Какие преимущества дает сериальная форма кинематографистам? Для фантастов, например, возросший хронометраж — повод вообще никак не ограничивать полет фантазии и позволить ей нести историю в неизведанные дали. Именно так поступили Брит Марлинг и Зал Батманглидж, авторы самого амбициозного сай-фай-сериала нашего времени — «ОА».
Первый сезон «ОА» — это история внутри истории, байки на чердаке от харизматичной и таинственной девушки, вернувшейся в родной город после семи лет исчезновения. Ее рассказ включает в себя детство в семье русского олигарха, похищение ученым-маньяком, магические синхронные танцы, чудесное прозрение и, наконец, параллельные миры. Верить во все это или нет — вопрос открытый, но, кажется, это то шоу, которое больше всего вознаградит именно верящих в чудо зрителей.
Второй сезон создатели закончили на шокирующем метатекстуальном твисте, и закрытие сериала перед третьим сезоном — это, пожалуй, самая обидная потеря десятилетия.
Другой подход к использованию расширенного сериального хронометража — это создание не одной длинной истории, а альманаха. Именно так поступил режиссер Джо Свонберг — самый незатейливый из героев современного американского инди-кино.
При этом его сериал «Проще простого» на удивление амбициозный проект. Три сезона — это 25 миниатюрных фильмов-мелодрам, раскрывающих всевозможные аспекты современных отношений. Речь здесь идет о важности взаимопонимания и эмпатии, о поиске баланса между карьерой и семьей, о непрекращающемся взрослении взрослых людей (каждый новый сезон навещал старых героев). Не будет преувеличением сказать, что если бы эти 25 серий были и вправду выпущены как отдельные фильмы, то это сама по себе была бы одна из самых впечатляющих фильмографий последнего десятилетия.
В XXI веке ни одно произведение не сделало больше для стирания бессмысленной границы между кино и телевидением, чем третий сезон «Твин Пикса» Дэвида Линча. В 2019 году именно он возглавил бессчетное множество топов лучших фильмов десятилетия. Во многом дело в визуальной амбициозности автора: никто другой еще не использовал цифровую камеру и компьютерные спецэффекты для рисования таких восхитительно сюрреалистических движущихся картин (чего стоит один легендарный восьмой эпизод, рассказывающий историю рождения демона Боба в атомном взрыве языком немого кино).
Однако «Твин Пикс» — это не только объект культа высоколобых критиков, но еще и вселенная, способная объединить вообще все категории зрителей. В третьем сезоне линчевская сага о провинциальном расследовании убийства несчастной школьницы окончательно переместилась в пространство метафизики, а демоническое проклятье нависло как будто над всей Америкой разом, а не только над заглавным городком. Несмотря на такую драматургическую расфокусировку и замедление темпа, интрига лишь многократно усилилась, а отлипнуть от экрана стало еще сложнее. Настоящая сериальная магия, не иначе.
Вероятно, еще не все художественные приемы эпохи стриминга найдены современными шоураннерами. Одно из возможных направлений поиска — сфера интерактивных сериалов. Здесь пионером стал Стивен Содерберг, выпустивший детектив «Мозаика» в виде мобильного приложения, в котором зритель сам решал, в каком порядке смотреть на подозреваемых в убийстве и собирать улики (в том числе улики в разных мультимедийных форматах).
Впрочем, и обычная «линейная» версия этой работы заслуживает большого зрительского внимания. В каком-то странном смысле она оказалась даже интерактивнее приложения: общий хронометраж здесь чуть меньше, часть улик и сюжетных линий остались лишь в виде намеков вскользь — так у зрителя оказывается шире пространство для воображения, а думать о разгадке преступления можно долго после завершения просмотра.
Режиссер Содерберг, традиционно выступающий также оператором и монтажером (как и в другом своем авторском сериале — «Больнице Никербокер»), доводит малоэкранную форму до эстетического совершенства. Его клаустрофобным мизансценам-миниатюрам и экономичным движениям камеры попросту нет равных.
Сериальная экранизация цикла романов-бестселлеров «Неаполитанского квартета» Элены Ферранте — это воистину один из самых амбициозных проектов в современном кинематографе. Каждый сезон — это отдельный том в большой истории о взрослении и дружбе двух непохожих по темпераменту итальянок; при этом сериал буквально ошеломляет зрителя насыщенностью исторических деталей и психологической точностью. Вероятно, именно так выглядит квинтэссенция романной формы в кино.
Особенно впечатляет тот факт, что у сериала есть один конкретный автор — режиссер Саверио Костанцо. Тот не демонстрирует лишней скромности: каждую серию предваряет уникальный титр «сериал Саверио Костанцо» на месте куда более традиционных указаний на просто «создателя», «режиссера» и «сценариста». Осталось только увидеть, сможет ли «Моя гениальная подруга» столь же успешно дойти до конца амбициозного пятисезонного цикла.
В конце второй декады XXI века оказалось, что самое радикальное киноискусство стоит искать не в сумасшедших артхаусных фильмах с экзотических фестивалей, а прямо в современных стриминговых сериалах. Неоновый нуар Николаса Виндинга Рефна «Слишком стар, чтобы умереть молодым» — это, бесспорно, одно из самых бескомпромиссных визуальных высказываний нашего времени, опыт знакомства с которым правильней назвать не просмотром, а выживанием.
Речь идет не только о радикально медленном темпе повествования (раньше термин «медленное кино» берегли лишь для авторского филиппинского и тайского кино), но и об абсолютной жестокости происходящего. Вселенная Рефна включает в себя продажных полицейских, порнографов-педофилов, садистов из мексиканских картелей и даже настоящих сатанисток. Смотреть на то, как разворачивается кромешный сюжет «Слишком стар, чтобы умереть молодым», мучительно больно, почти невозможно, однако отвести взгляд в сторону оказывается еще сложнее.
Судя по всему, документальный сериал «Полезные советы от Джона Уилсона» — это предел логической эволюции самой концепции «авторского сериала». Ведь абсолютным автором может считаться только такой кинематографист, как Джон Уилсон: сам себе оператор, сам себе режиссер.
Уилсон уже много лет снимает повседневную жизнь Нью-Йорка, коллекционируя забавные странности (в одной из серий на камеру словлен Кайл МакЛоклен из «Твин Пикса», застрявший у турникета с неработающим проездным) и визуальные парадоксы (пара евреев-ортодоксов вейпят на лавочке). Эти короткие эпизоды, объединенные банальными темами («Как начать светскую беседу», «Как установить строительные леса»), быстро перерастают во что-то большее: то Уилсона всерьез и надолго увлечет один из чудаков-героев, то он начнет копать под тему выпуска до экзистенциальной глубины. Джон Уилсон — отчасти и поэт, и философ. Однако от одного из главных авторов современных сериалов меньшего уже и не приходится ждать.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by