9138
30 апреля 2021 в 12:25
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Культовые фильмы, которые многие смотрели, но не знали, что они сняты по комиксам

Источник: Кирилл Петренко

Кинокомиксы в XXI веке стали новыми вестернами. Кажется, ни одна уважающая себя студия в наши дни не может игнорировать графические романы. И речь идет не только об экранизациях супергероики Marvel и DC, происхождение некоторых культовых фильмов может стать самым настоящим откровением. Вместе с VOKA рассказываем про знаменитые картины, которые многие смотрели, но об их комиксных первоисточниках могли ни разу не слышать.

«Призрачный мир» (2001)

Один из главных примеров, который стоит показывать людям, в 2021 году считающим, что комиксы — это обязательно легкомысленные журналы про супергероев. Зарисовка Дэниэла Клоуза по духу куда ближе к бессмертному рассказу Сэлинджера «Над пропастью во ржи», нежели к «Войне бесконечности».

Получивший культовую голливудскую экранизацию с юной Скарлетт Йоханссон «Призрачный мир» рассказывает историю двух ничем особенно не выделяющихся девушек-подростков, живущих в застывшем во времени провинциальном городке. У них нет каких-то ярких черт характера, нет целей, стремлений и даже хобби, кроме как примерять на себя взрослый цинизм, высмеивая абсолютно каждого клиента местной забегаловки. Зачем планы на будущее, если можно пропесочить очередного фрика или даже вполне себе приятного парня за то, что он слишком приятный?

По-хорошему ленивая история не спешит рассказывать читателю что-то большее, скорее предлагает приземлиться на диван закусочной и в компании девушек наблюдать за тем, как один бессмысленный день сменяет другой. Конечно, рано или поздно кому-то это должно надоесть. И если не читатель, то одна из девушек все-таки встанет из-за стола и отправится во взрослый мир.

Честно говоря, экранизация истории вышла куда лучше комикса и по праву получила номинацию на «Оскар» за сценарий — стоило только переписать чуть ли не большую часть сюжета. Намного удачнее у Дэниэла Клоуза получились другие работы, например, переведенные на русский язык «Пейшенс» и «Уилсон» (у последнего тоже есть экранизация с Вуди Харрельсоном). А кроме «Призрачного мира» в американской литературе хватает качественных романов о взрослении.

«Американское великолепие» (2003)

Харви Пикар, как и Дэниэл Клоуз, — мастер по дисциплине изучения самых обыденных черт американского общества. Но ему потребовалась буквально одна работа, чтобы получить культовый статус — ею стала картина «Американское великолепие».

Автор комиксов долгое время работал клерком, жил ничем не примечательной жизнью и только фиксировал у себя в голове каждую деталь происходящих с ним историй — как правило, местечковых и малозначительных. А потом взял и сделал автобиографический комикс о рядовом американце: его ежедневной рутине, окружающих людях, маленьких трагедиях, вроде развода, и популярных развлечениях обычных жителей Кливленда, среди которых в топ-3 во все времена входили сплетни. Совершенно неожиданно (или вполне симптоматично) комикс выстрелил. К Пикару пришла популярность и эфиры у Леттермана, а он продолжал буквально в режиме онлайн писать свою историю: и про походы на вечерние шоу, и про борьбу с раком, и про третью жену с приемной дочкой. Казалось бы, что может быть проще? Но так почему-то сделал только он.

Экранизация получилась под стать оригиналу: она дерзко разваливает устоявшиеся жанры и форматы, сочетает байопик с документальными кадрами, сталкивает самого Харви Пикара в роли рассказчика с играющим его актером Полом Джаматти — так режиссеры стремились воссоздать эффект комикса с постоянно меняющимся составом художников. А еще лента периодически совмещает игровые сцены с кадрами комиксов.

«300 спартанцев» (2007)

Лучшие, но немногочисленные герои Спарты в слоу-мо сражаются против персидской армии — нет необходимости детально пересказывать сюжет, ведь у вас в голове и без того прозвучал зычный рык «Это Спарта!».

Об этом знают далеко не все, но картину «300 спартанцев» Зак Снайдер снимал не по какому-то абстрактному сценарию. В ее основу лег комикс гениального автора и художника Фрэнка Миллера, который еще в детстве, в свою очередь, вдохновился другим классическим фильмом про подвиг спартанцев. Затем уже в статусе уважаемого комиксиста он реализовал свою версию истории в графическом романе, который мгновенно получил три премии Айснера — самой престижной награды в мире комиксов.

Графический роман Миллера, как и экранизация Снайдера, в первую очередь безумно стильный — эти визионеры стоят друг друга. Грубый и местами даже брутальный рисунок, выверенные цвета, которые буквально отпечатываются в подкорке каждого, кто открывает книгу, броские ракурсы — давно уже фирменная черта автора, которая особенно сильно напоминает его «Город грехов». Сюжетно фильм почти полностью воспроизводит комикс, поэтому сама история о свободных и непреклонных спартанцах — не самая достоверная из написанных — вряд ли кого-то удивит. Но открыть для себя этот роман стоит хотя бы ради визуального повествования: Фрэнк Миллер всегда умел делать красиво.

«Сквозь снег» (2013)

Криса Эванса мир знает как эталонного Капитана Америку, хотя актер за свою карьеру снялся еще в трех фильмах, основанных на комиксах. Сначала он сыграл Человека-факела в «Фантастической четверке» Marvel еще до появления киновселенной, затем заглянул на огонек в, пожалуй, главный кинокомикс в чистом виде — «Скотт Пилигрим против всех», где воплотил одного из злых бывших главной героини Рамоны. А в 2014-м взял на себя главную роль в недооцененной фантастике под названием «Сквозь снег» от будущего оскаровского триумфатора Пон Чжун-Хо.

Одноименная жемчужина французских научно-фантастических комиксов начала выходить еще 1982 году и только 6 лет назад добралась до финального тома. При этом Le Transperceneige долгое время оставался практически неизвестен остальному миру — например, в Великобритании первый из пяти томов издали только в 2014-м, к премьере экранизации. Впрочем, это не помешало корейскому мастеру еще в 2004 году найти серию в ближайшем комиксшопе, прочитать все доступные тома и навсегда влюбиться в историю.

Графический роман рассказывал о постапокалиптической Земле, которая погрузилась в очередной ледниковый период после того, как человечество не смогло справиться с глобальным потеплением. Оставшиеся в живых люди бесконечно мчат сквозь вечную мерзлоту на поезде Snowpiercer, 1001 вагон которого подчиняется строгой иерархии: в хвосте живут представители нижних слоев населения, а элита — у головы махины.

Мрачный комикс блестяще сочетает в себе прозорливую фантастику про искусственно выращенное в лабораториях мясо с задумчивым исследованием человеческой природы в духе Данте. Но еще лучше ему удается предостеречь человечество, застывшее в непрерывной классовой борьбе. И если в Snowpiercer бедность и богатство разделяет сотня металлических вагонов поезда, то в реальном мире — всего несколько часовых поясов, а это не такая большая разница, если смотреть в масштабе.

Что касается экранизации, она откровенно ушла в сторону экшена — вероятно, не столько по вине самого Пон Чжун-Хо, сколько из-за одиозного продюсера Харви Вайнштейна, который контролировал монтаж. Плюс авторы переписали сюжет и придумали новых героев в сеттинге оригинального комикса. Иначе, пожалуй, сделать было нельзя: пространный графический роман больше вписывается в формат сериала для Netflix, нежели двухчасового фильма.

«Маска» (1994)

Еще один пример фильма, достаточно радикально отошедшего от оригинала, — «Маска» с несравненным Джимом Керри. Лента заимствовала из комикса саму идею титульного артефакта и главных героев, но почему-то забыла про самую характерную его часть — доведенное до абсолюта ультранасилие.

Стэнли Ипкисс, которого сыграл Керри, тоже мало похож на персонажа из первоисточника: добродушный и неудачливый клерк в кино почти ничем не напоминает озлобленного на весь мир мужчину из комикса. Зеленая маска не делает его симпатичнее, а наоборот, дает выплеснуть всю накопившуюся агрессию на любого, кто попадет под горячую руку: гангстера, наркоторговца или даже полицейского. Плюс ко всему Стэнли сложно назвать ключевым персонажем истории: в комиксе главную скрипку играет сама маска, меняющая владельцев как перчатки. От незадачливого клерка она попадает к стражу порядка, от копа — к мелкому мафиози. И неважно, какие цели преследует носитель, маска помогает реализовать это единственным естественным для себя способом — насилием.

Когда боссы студии New Line Cinema брались за экранизацию комикса, то задумывали ее вполне себе в духе оригинала — настоящим фильмом ужасов. В определенных вариациях сценария лента уходила в чернуху даже похлеще, например, Большеголовый снимал скальпы с людей и надевал их на лица подростков, чтобы создать собственную армию зомби. Но режиссер Чарльз Рассел по итогу продвинул свое видение «Маски» и снял семейный фильм, за что, безусловно, благодарны все фанаты ленты. Это совсем не портит восприятие комикса — он абсолютно другой, жестокий, почти лишенный какой-либо морали, но от этого не менее эффектный, стильный и запоминающийся.

«Олдбой» (2003 и 2013)

Манга «Олдбой» получила сразу две экранизации — культовый корейский фильм 2003 года и неожиданный ремейк от гуру афроамериканского кино Спайка Ли, вышедший 10 лет спустя. И в отличие от «Маски» обе картины получились значительно жестче первоисточника.

Сюжетная фабула неизменна во всех вариантах истории: мужчина, на долгие годы помещенный в частную тюрьму, выбирается на свободу и пытается разобраться, кто и, главное, за что с ним так поступил. Не только из праздного любопытства — таинственный похититель навязывает ему игру, от которой будет зависеть все. Если герой докопается до правды, антагонист подарит ему свободу и покончит с собой, как истинный самурай. В противном случае проститься с жизнью придется самому бывшему заключенному.

В сюжете манги — вся суть японской традиционной морали, в системе координат которой любой случайный жест может неожиданно стать несмываемым позором и поводом для жестокой мести со стороны другого человека. Но экранизации были куда грубее. И обожаемое многими кино Пак Чхан-Ука, и менее любимый аудиторией ремейк Ли все так же воспевают месть, но причина для нее становится более очевидной для западного зрителя. Там, где во главе угла стоял исключительно вопрос чести, теперь главенствует инцест и сексуальное насилие со стороны отца в семье, вторжение в частную жизнь и роковые последствия этого. Месть антагониста не ограничивается заключением в тюрьме — он убивает жену главного героя (которой в манге нет вообще), а затем тайно использует его дочь в донельзя извращенном плане.

Бесспорно, экранизации вышли куда более доступными и понятными для людей, которые воспитывались в обществе весьма отличном от японского. Но оригинал, пусть и не так шокирует, но помогает немного ближе понять традиции и моральный фон Страны восходящего солнца.

«Патруль времени» (1994)

Зачастую посредственные экранизации порочат неприкосновенное, казалось бы, имя первоисточников. С «Патрулем времени» все наоборот: фильм пусть и не вошел в историю общепризнанным шедевром мировой фантастики, но стал самым кассовым и, по мнению фанатов, в принципе одним из самых удачных для Жан-Клода ван Дамма. Оригинальный комикс в то же время не хватал с небес не то что звезд — даже звездной пыли.

Три выпуска Timecop вышли в 1992 году в антологии издательства Dark Horse Comics и рассказывали о копе с трагичным прошлым, который защищает историю от непутевых путешественников во времени и параллельно решает проблему расовой сегрегации в Южной Африке. Фильм позаимствовал из оригинала только саму идею полиции, охраняющей естественный ход времени, и главного героя Марка Уокера. При этом вместо обычного вора, желающего заполучить алмазы из южноафриканской шахты, антагонистом выступает сенатор, каким-то образом связанный с путешествиями во времени и загадочной смертью беременной жены Уокера.

Вместо абсолютно серого первоисточника у авторов фильма получилась эмоциональная и куда более изобретательная лента. Хотя и более абсурдная, если дать себе время задуматься насчет научной части путешествий во времени.

«Люди в черном» (1997)

Похожая история случилась и с комиксом «Люди в черном» от издательства Marvel, который вышел в начале 90-х и насчитывал в серии всего шесть выпусков. Сюжет в целом был в духе времени: секретные агенты в солнцезащитных очках спасают мир от всякой паранормальщины: инопланетян, упырей, оборотней, вампиров и прочей нечисти. И если экранизация «Людей в черном» стала отличным визуальным аттракционом с приятным юмором и похитителем внимания Уиллом Смитом на первом плане, то комикс был более мрачным и суровым.

Забавных пришельцев здесь куда меньше, чем жутких монстров и накачанных супернаркотиками людей, а сами агенты скорее склонны к брутальным расправам, нежели к шуткам-прибауткам. Джей попадает в ряды «Людей в черном» не по приглашению — его буквально похищают. И это меньшее, что можно ожидать от сотрудников секретной организации, готовых на любой сопутствующий ущерб ради миссии: можно не беспокоиться о невинных жертвах и разрушениях, когда в кармане лежит устройство для стирания памяти.

Аудитории, судя по всему, все-таки было нужно что-то другое. Угрюмый комикс сгинул в истории, хоть и выполнил главную задачу — привлек внимание большой студии Columbia Pictures. А режиссер Барри Зонненфельд избавился от ненужных деталей и превратил оригинальные идеи первоисточника в культовую фантастику на все времена.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by