31 849
30 апреля 2021 в 11:10
Источник: Артём Сёмин. Фото: Максим Тарналицкий

История суперкаров в наборах Lego: от оживших чертежей до роскоши Lamborghini

Источник: Артём Сёмин. Фото: Максим Тарналицкий

Большинство автонаборов Lego — строительная техника и машины гоночных серий. Суперкары же выпускались с интервалом в 2—3 года, а иногда и того дольше. Поэтому свою отдельную категорию они не получили. Много гражданских спортивных машин разных марок выходило в детских конструкторах. Но самые интересные — в серии Lego Technic. В своем развитии они прошли путь от дырявого и очень продуманного простого шасси с сиденьями до роскошной лицензионной модели Lamborghini в большом масштабе. Подробнее об истории суперкаров в Lego читайте в новом материале.

Мы съездили в музей Lego в Минске, где выставлены почти все автомобильные наборы Lego, чтобы вживую оценить, как они менялись на протяжении более чем 40-летней истории.

Автомобили Lego Technic вплоть до начала нулевых напоминали собой ожившие чертежи. Лишь в очертаниях угадывался облик машины. В дырявом дизайне суть всей серии: демонстрация функций механизмов различной техники, которые ребенок или взрослый собирали из деталей. С ними надо было играть, пересобирать и изобретать что-то свое, а не украшать полки.

Lego Super Car (8880) в каталоге компании за 1994 год

Под суперкаром в Lego понимается бóльшая относительно других автонаборов модель машины в выдуманном спортивном стиле или по лицензии настоящего спорткара или суперкара, узлы и механизмы которого собираются с высокой детализацией из конструктора Lego. Для них, как правило, характерны независимая подвеска, рулевое управление, поршневой двигатель, коробка переключения передач между двигателем и колесами.

Первый шаг к суперкару — большое шасси Lego 1980 года

Lego Car Chassis (8860) в каталоге компании за 1980 г.

В ранних наборах Technic вышли два шасси для автомобиля — большие модели, которые можно было модифицировать на свой вкус. Наиболее интересной получилась версия 1980 года (Car Chassis 8860). Внешне это буквально шасси с рулевой системой и парой сидений. Главная задача — показать, как работают механизмы машины, собранные из деталей Lego, поэтому кузов тут и не нужен был. А учитывая работающее рулевое управление, он мешал бы игре с машиной.

В шасси с номером 8860 управление осуществлялось с помощью руля, колеса поворачивались по принципу Аккермана, были работающий дифференциал и трехступенчатая коробка переключения передач. Сзади подвеска независимая, а спереди жесткая. Модель создана без лицензии — скорее всего, на основе автомобиля Tatra 97.

Для того времени это был впечатляющий продукт Lego. Двигатель с поршнями работал плавно, сидения откидывались и регулировались по глубине, конструкция была прочной, поэтому шасси выдерживало напряженные многочасовые игры. В ностальгических отзывах встретилось и такое воспоминание: «При сборке у меня был смещен винтик в двигателе, и все это взорвалось, что потребовало ремонта! Очень реалистично!»

С этим шасси играл в детстве Франк-Штеффен Валлизер, нынешний вице-президент Porsche по линейкам 911 и 718. Он и ряд других специалистов Porsche, вдохновленные конструктором Lego, в дальнейшем помогали создавать датской компании новый набор Porsche 911 GT3 RS — первый большой суперкар Lego в масштабе 1:8.

Второй шаг к суперкару

В 1988 году выходит автомобиль со спортивным обликом под простым названием Test Car. У него уже есть подобие кузова, независимая подвеска и два амортизатора средней жесткости. Рекламный ролик тех времен хорошо демонстрирует все возможности модели и ее прочную конструкцию.

Коробка переключения передач трехступенчатая даже с нейтральным положением. При работе видно, как двигаются поршни в двигателе, в нейтрали они статичны. Прикольная фишка внешнего вида — фары открываются и закрываются, как в крутых суперкарах. Тогда это был сенсационный набор. У модели даже есть официальная альтернативная сборка (т. н. Б-модель) — внедорожник.

При всей значимости для своего времени шасси 8860 и «тестовый автомобиль» 8865 скорее промежуточные звенья. Компания успешно отработала все технические нюансы построения механизмов машины и в 1994 году выпустила легендарный суперкар.

Один из лучших — Super Car (8880)

На момент своего выпуска Super Car 8880 был самым большим набором в истории Lego — 1343 детали. Фанаты старой школы Lego Technic считают его одним из лучших в серии с точки зрения функций и детальности проработки. А еще у него потешный и характерный для 90-х рекламный ролик (см. выше).

Super Car 8880 полностью соответствовал своему названию. Он — первый набор Lego Technic с законченным внешним видом и кузовом, похожий на настоящий спортивный автомобиль. В суперкаре имелось четырехколесное реечное рулевое управление, полный привод с тремя дифференциалами и независимая подвеска всех колес на двойных поперечных рычагах. Колеса связаны с четырехступенчатой синхронизированной коробкой передач — впервые у Lego. В суперкаре используется сразу восемь амортизаторов. Благодаря «дырявому» дизайну видна работа всех механизмов. Полноценная альтернативная сборка — гоночный болид.

Сзади установлен поршневой двигатель V8, доступ к которому открывается и автоматически фиксируется на стойке. Специальный рычаг в салоне поднимает передние фары.

У набора много уникальных деталей, которые не используются больше нигде: наклейки, диски, шины, специальные ступицы, рычаг переключения передач и т. д. Его очень любят фанаты поделок из Lego. Он вызывает теплые ностальгические чувства, ведь тогда этот суперкар была мечтой для многих детей.

Последний «настоящий суперкар» Lego Technic

В наборе 1999 года с крутым названием Super Street Sensation впервые появились панели, придающие вместе с гибкими осями красного цвета округлую и обтекаемую форму кузову машины.

По сути это заднеприводный автомобиль с независимой подвеской. По сравнению с прошлой моделью коробка передач стала пятиступенчатой и добавилась задняя передача. Это стало возможным благодаря новым шестеренкам. Двигатель V8 получил прозрачные элементы, поэтому лучше видно, как работают поршни. Сам набор можно было улучшить с помощью мотора 8735.

Super Street Sensation часто сравнивают с суперкаром 1994 года. Функций стало меньше, а детализация механизмов проще. Но компания Lego изменила саму концепцию своего суперкара с помощью красных пластинок. Модель можно было собрать в двух вариантах кузова — с самооткрывающимися дверями и в виде кабриолета. Первый вариант, конечно, самый крутой: нажимаешь на рычаг — и двери сами поднимаются.

Были и альтернативные сборки: «концептуальный автомобиль», «багги», «гоночный болид» и «хот-род». Для них Lego в инструкции давала лишь короткие указания и итоговую картинку. Остальное надо было додумать, как собрать самому.

Спереди Super Street Sensation можно заметить особый симметричный логотип Lego Technic. Он подчеркивает самобытный стиль суперкаров Lego и их уникальность. Похожий был у суперкара Lego 8880. К сожалению, в дальнейшем он больше нигде не используется. Компания перешла на лицензионные продукты со своими фирменными логотипами, первыми такими суперкарами Lego стали две модели Ferrari.

Появление суперкаров Ferrari в конструкторе Lego

Ferrari — одна из самых известных автомобильных марок, икона и образец автомобилестроения. Большинство наборов Lego — простые игрушки, воссоздающие моменты легендарных побед скудерии в «Формуле 1» в 90-е и нулевые. Но было и несколько крутых, включая два суперкара Ferrari, выпущенные в 2005 и 2007 годах, — Ferrari Enzo (8653) и Ferrari 599 GTB Fiorano (8145). Оба в масштабе 1:10.

Красивые, яркие в фирменном красном цвете. Lego при их создании использовала уже много пластин и гибких осей, стремясь передать обтекаемую форму двух культовых автомобилей. Оба набора хоть и собираются частично из деталей Technic, но вышли в серии Racers.

Рулевого управления, как в прошлых суперкарах, тут не было. Равно как и не было подвески, амортизаторов и коробки переключения передач. Зато был дифференциал и плавно открывающиеся двери. Капот поднимался сзади, открывая доступ к двигателю V12 с поршнями. У обеих машин нет фирменных значков на дисках с гарцующей лошадью, а использованы просто желтые детали, в отличие от оригинальных суперкаров. Модель Lego Ferrari 599 GTB Fiorano впервые в суперкарах Lego привнесла гибкие колесные арки.

Даже несмотря на жуткие фары, наборы Ferrari из Lego пользовались огромной популярностью. С точки зрения Lego Technic — это слабые модели. Но ведь это же Ferrari! Отличное было украшение для полки и крутой игровой набор в большом масштабе.

Слабый ремейк — новый Super Car

Реинкарнация набора 1994 года. Функционально новый суперкар сильно отличался от модели 17-летней давности.

В сборке Super Car 8070 использовалось много красных панелей, что делало его полезным с точки зрения ресурсов для поделок. Благодаря им он выглядел отлично и очень «автомобильно». У него был задний привод, дифференциал, полная независимая подвеска и двигатель V8 с желтыми поршнями. Самая главная фишка — электромотор и батарейный блок шли в комплекте. Они, к слову, сильно портили вид суперкара сзади.

Рулевое управление тут не такое, как в старых наборах. Для поворота колеса надо использовать специальную ручку сзади, а не руль в салоне. Коробки передач как таковой нету. Переключатель в салоне с помощью электромоторчика поднимает двери, капот, выдвигает и задвигает спойлер. При этом вручную нельзя открыть все эти элементы.

Набор был красивый, но не топовый даже для того времени. Только спустя 5 лет мы получили новый суперкар из Lego. Но зато какой!

2016 год — Porsche 911 GT3 RS

Начало эпохи ультимативных суперкаров из Lego, когда большие дорогие автомобили в деталях копируют внешний вид и функции оригинальных машин. При этом Porsche не стал первым набором Lego в масштабе 1:8. Например, в 2006 году выходил гоночный болид Ferrari такого же размера. А среди суперкаров Lego Porsche 911 GT3 RS, безусловно, был самым большим.

На разработку набора ушло почти три года — от концепции зимой 2013 года до полного производства летом 2016 года. Для сборки использовались 2704 детали, включая множество ярких оранжевых панелей, уникальные колесные арки и желтые тормозные суппорты. Все детали разделены по отдельным пакетикам. Подобная упаковка встречалась уже в суперкаре 8448, так что все новое оказалось хорошо забытым старым.

Porsche из Lego имеет задний привод, по одному амортизатору спереди и по два сзади, а также четырехступенчатую коробку. Переключение осуществляется подрулевыми лепестками — натянутыми резинками далеко позади руля. Есть 4 скорости вперед и зачем-то 4 скорости назад.

Главная проблема с коробкой — из-за ошибки в инструкции последовательность передач включалась в неправильном порядке: сначала 1-я, затем 3-я, а потом 2-я и 4-я. Исправляется перестановкой некоторых валов местами на стадии сборки, готовую модель потом починить уже непросто. С другой стороны, Porsche будет явно стоять на полке, поэтому все равно, как тут переключаются передачи. Но осадочек есть.

Lego добавила в набор несколько маленьких приятных мелочей. У каждого Porsche 42056 был в бардачке свой уникальный номерной знак машины, а в багажнике спереди — небольшая сумочка.

Готовая модель получилась очень красивой, заметной и яркой. Пусть у нее и немного функций с точки зрения Lego Technic. Открываются двери, капот и багажник, переключаются передачи, и на этом все. Для такого большого суперкара наверняка можно было еще больше интересных вещей сделать. За крутым внешним видом, к сожалению, не видно, как работают внутренние механизмы. Даже с поднятым капотом и снизу крайне мало удается рассмотреть. Зато суперкар очень красиво выглядит на полке.

2018 год — Bugatti Chiron

Набор Bugatti Chiron презентовали как настоящий автомобиль: в штаб-квартиру Lego в датском городе Биллунн привезли его настоящую версию. Накидку с собранной модели Lego снимали под аплодисменты Штефан Винкельман, президент Bugatti Automobiles, и Нильс Кристиансен, CEO Lego Group.

Штефан Винкельман (слева) и Нильс Кристиансен (справа) на презентации Lego Bugatti Chiron

До сих пор это один из самых дорогих и красивых наборов Lego. Он состоит из 3599 деталей. Машина собирается в голубом и темно-синем цветах. Lego удалось убрать косяки, которые были в Porsche 2016 года. Модель Bugatti очень похожа на оригинальную машину, включая оформление передней части с аркой и задней с длинной красной фарой. На месте фирменные диски, закругления по бокам, узкие фары.

Technic, рекомендуемый возраст 16 лет, 3599 деталей

Модель Bugatti из Lego оснастили полным приводом, независимой подвеской, открывающимися дверями и багажником, а также восьмиступенчатой коробкой переключения передач и плюс одна задняя передача. У собранной модели теперь видно, как работают поршни в двигателе W16.

Не забыла Lego положить багаж и фирменный ключ для Bugatti. Сумочки в этих наборах стали хорошей и прикольной традицией.

Lego воссоздала фирменный момент при сборке настоящей машины Bugatti Chiron, который называется «свадьба». Сперва собираются из деталей передняя часть автомобиля и задняя с двигателем и коробкой. Затем обе части идеально соединяются — это и есть «свадьба».

Салон Lego Bugatti Chiron передает красоту оригинальной машины: сидения-ковши в бежевых оттенках, приборная панель с наклейками. На спидометре есть даже отметка 500 км/ч. Подрулевые лепестки теперь удобнее переключаются и без всяких резинок.

Уникальная для Lego коллекционная модель с реально работающими автомобильными функциями. Дорогой подарок для себя или начальника и идеальное украшение на полку дома или в офисе. Bugatti Chiron — один из лучших суперкаров Lego Technic.

Technic, рекомендуемый возраст 16 лет, 3599 деталей

2020 год — Lamborghini Sian FKP 37

Lamborghini Sian стал первым серийным гибридным суперкаром компании. Слово sian на болонском диалекте означает «вспышка молнии»: до 100 км/ч суперкар разгоняется за 2,8 с. Стоимость купе Lamborghini Sian составляла 3,6 млн долларов. На текущий момент выпущено 63 экземпляра купе и 19 родстеров. Все они уже раскуплены.

Интересно, что количество выпущенных моделей прямо отсылает к году основания компании Lamborghini — 1963. А индекс FKP 37 — год рождения и инициалы скончавшегося в августе 2019 года Фердинанда Карла Пиеха, председателя Volkswagen Group, куда входит Lamborghini.

В отличие от темно-зеленого цвета у оригинальной модели суперкара, Lego выбрала для своего набора яркий салатовый с красивыми фирменными золотыми дисками. Из 3696 деталей собирается очень крутой суперкар, копирующий аэродинамику полноразмерной машины. Двери открываются вверх по нажатию на специальный рычаг. Подъем спойлера происходит кнопкой из салона.

В наборе Lego собирается двигатель V12, восьмиступенчатая коробка передач с подрулевыми лепестками для переключения. На первой передаче поршни двигаются быстро, а на восьмой максимально медленно. Точно так же было и в Bugatti Chiron. Работу двигателя теперь видно еще лучше. Снизу демонстрируются внутренние механизмы через специальное окно. У Lamborghini также более жесткая независимая подвеска.

Самый главный косяк набора — несоответствие оттенков зеленого. В разных частях машины соседние зеленые детали буквально разных оттенков, и это очень сильно заметно. За такие деньги ошибка невероятно грубая. А самое жуткое — новые наборы Lamborghini Sian до сих пор выходят с этой проблемой, судя по сообщениям на форуме. Lego меняет детали по запросу пользователей, но присланные новые элементы могут не совпадать по цвету со старыми.

Несмотря на это, все остались в восторге от нового суперкара. Роскошный автомобиль Lamborghini превратился в роскошный набор Lego Technic. Коллекционная модель, от которой кайфуешь при сборке и которую не стыдно показывать на полке гостям, клиентам или друзьям.

Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 3696 деталей

Маленькие суперкары

Отдельную нишу занимают маленькие суперкары, созданные Lego по лицензиям. У них мало функций и деталей по сравнению с большими братьями, но и цена заметно ниже. В 2019 году вышел набор Lego Chevrolet Corvette ZR1 (42093) — красивый американский спорткар в черно-оранжевой расцветке. Передняя часть капота поднимается, и видно в деталях двигатель. Поршни из него эффектно выходят наружу и прикольно шуршат при езде машины. Управление происходит с помощью ручки в задней части авто над массивными выхлопными трубами. До оригинальной машины Chevrolet Corvette ZR1 получилось далековато. Но за свою цену и количество деталей игрушка неплохая. К тому же тут есть вариант альтернативной сборки — хот-род.

Technic, рекомендуемый возраст 9 лет, 579 деталей

Новинка 2021 года — McLaren Senna GTR (42123). Пока это самый большой суперкар McLaren в ассортименте Lego. В наборе аж 830 деталей и по сравнению с Chevrolet видно, как усложнилась конструкция машины. В собранном виде McLaren при этом длиннее Chevrolet, что совпадает с реальными размерами машин. С точки зрения ценности деталей McLaren использует лишь две колесные арки, и те с принтами. Поэтому для поделок их будет неудобно использовать. У Chevrolet при этом сразу 4 оранжевые арки.

McLaren еще до выхода набора начали критиковать за небогатые функции и привод лишь на одно колесо. Однако выглядит модель все равно здорово. Для фанатов марки отличный подарок.

Technic, рекомендуемый возраст 10 лет, 830 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 9 лет, 579 деталей

Новинка 2021 года

Флагманской моделью первой половины 2021 года в серии Lego Technic оказалась модель гоночного болида Ferrari 488 GTE (42125). Не суперкар, но другой крутой машины в этом году пока не вышло.

Новый набор Ferrari часто сравнивают с Porsche 911 RSR (42096). Два чисто гоночных болида довольно похожи. Оба выполнены примерно в одинаковом масштабе 1:10, есть рулевое управление, задний привод, один дифференциал, относительно высокий клиренс и схожий небогатый функционал. В обзорах Ferrari ругают за непрочную конструкцию, которая болтается в руках. Для полочной модели это не имеет значения, а вот для игр, конечно, будет недостатком. Зато двигатель у Ferrari оформлен лучше, чем у Porsche.

Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 1677 деталей

Ferrari 488 GTE в наборе Lego поставляется с кучей наклеек. Без них машина выглядит не так интересно. Например, желтая панель над окном без логотипа смотрится странно среди обилия красных деталей. Ложка дегтя — фары тоже сделали наклейками. Спорное решение, потому что есть примеры удачного создания фар из деталей. Кроме этого момента, готовая модель с наклейками выглядит очень здорово.

Technic, рекомендуемый возраст 10 лет, 1580 деталей

История с наборами Ferrari в Lego снова повторилась. Как представитель Lego Technic это не лучший, хоть и интересный при сборке вариант. Но как Ferrari — самый красивый суперкар Lego под этой маркой.

Technic, рекомендуемый возраст 10 лет, 1580 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 1677 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 11 лет, 2573 детали

Бонус: винтажные авто

Культовые машины — не всегда дорогие и быстрые суперкары. Часто и старая машина в хорошем состоянии может высоко цениться. Lego выпускает периодически наборы винтажных автомобилей. Например, вот очень классный минивэн Volkswagen T1, который был популярен у хиппи в 60-х годах. Lego воссоздала не только узнаваемый внешний вид, но и много деталей внутри салона.

Creator Expert, рекомендуемый возраст 18 лет, 1458 деталей

В 2019-м и 2020-м вышли наборы с мощным Ford MustangDodge Charger из фильма «Форсаж» и миленьким Fiat 500.

Creator Expert, рекомендуемый возраст 16 лет, 1471 деталь
Creator Expert, рекомендуемый возраст 16 лет, 960 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 10 лет, 1077 деталей

Шпионский автомобиль Джеймса Бонда — Aston Martin DB5

Самый интересный среди культовых винтажных автомобилей — Aston Martin DB5, на котором разъезжал Джеймс Бонд. Lego не только повторила фирменный стиль машины с округлым передом и воздухозаборником на капоте, но и добавила много шпионских деталей. В машине вместо фар специальным переключателем можно выдвинуть пулеметы. Сзади при желании поднимается защитный экран, чтобы водителя не могли подстрелить через стекло. Для конспирации номера можно переворачивать. А если все выйдет из-под контроля, из Aston Martin можно быстро катапультироваться. Интересная машина из Lego не только для игр, но и в коллекцию для полки. Выглядит очень круто!

Creator Expert, рекомендуемый возраст 16 лет, 1295 деталей

Итоги

Как настоящие суперкары остаются для многих лишь мечтой, так и Lego из-за высокой цены только манит с прилавков и онлайн-витрин. Для взрослых фанатов Lego суперкары — один из таких желанных наборов . В своем развитии они прошли путь от оживших чертежей до невероятно дорогих копийных моделей в большом масштабе. Они отчасти утратили первоначальный шарм серии Technic, но взамен приобрели яркий и заметный облик. Новая модель люксового авто из Lego гарантированно попадает в заголовки СМИ. Ультимативные суперкары Lego Technic с 2016 года до сих пор остаются одними из самых впечатляющих наборов компании.

В будущем нас ждет, скорее всего, еще один большой спортивный автомобиль. Пока нет даже слухов о предполагаемой марке. Зато, скорее всего, регулярно будут выходить маленькие наборы наподобие McLaren или Chevrolet Corvette.

Самое классное в суперкарах, как и во всей серии Technic, что из деталей вы можете собрать собственный роскошный автомобиль. Ведь наборы Lego — это творческая смесь пластикового конструктора и вашей собственной фантазии.

Technic, рекомендуемый возраст 16 лет, 3599 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 3696 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 1677 деталей
Благодарим за помощь в подготовке статьи музей моделей из кубиков Lego Las-Legas в Минске и экскурсовода Артёма

Читайте также: