32 361
30 апреля 2021 в 11:10
Источник: Артём Сёмин. Фото: Максим Тарналицкий

История суперкаров в наборах Lego: от оживших чертежей до роскоши Lamborghini

Источник: Артём Сёмин. Фото: Максим Тарналицкий

Большинство автонаборов Lego — строительная техника и машины гоночных серий. Суперкары же выпускались с интервалом в 2—3 года, а иногда и того дольше. Поэтому свою отдельную категорию они не получили. Много гражданских спортивных машин разных марок выходило в детских конструкторах. Но самые интересные — в серии Lego Technic. В своем развитии они прошли путь от дырявого и очень продуманного простого шасси с сиденьями до роскошной лицензионной модели Lamborghini в большом масштабе. Подробнее об истории суперкаров в Lego читайте в новом материале.

Мы съездили в музей Lego в Минске, где выставлены почти все автомобильные наборы Lego, чтобы вживую оценить, как они менялись на протяжении более чем 40-летней истории.

Автомобили Lego Technic вплоть до начала нулевых напоминали собой ожившие чертежи. Лишь в очертаниях угадывался облик машины. В дырявом дизайне суть всей серии: демонстрация функций механизмов различной техники, которые ребенок или взрослый собирали из деталей. С ними надо было играть, пересобирать и изобретать что-то свое, а не украшать полки.

Lego Super Car (8880) в каталоге компании за 1994 год

Под суперкаром в Lego понимается бóльшая относительно других автонаборов модель машины в выдуманном спортивном стиле или по лицензии настоящего спорткара или суперкара, узлы и механизмы которого собираются с высокой детализацией из конструктора Lego. Для них, как правило, характерны независимая подвеска, рулевое управление, поршневой двигатель, коробка переключения передач между двигателем и колесами.

Первый шаг к суперкару — большое шасси Lego 1980 года

Lego Car Chassis (8860) в каталоге компании за 1980 г.

В ранних наборах Technic вышли два шасси для автомобиля — большие модели, которые можно было модифицировать на свой вкус. Наиболее интересной получилась версия 1980 года (Car Chassis 8860). Внешне это буквально шасси с рулевой системой и парой сидений. Главная задача — показать, как работают механизмы машины, собранные из деталей Lego, поэтому кузов тут и не нужен был. А учитывая работающее рулевое управление, он мешал бы игре с машиной.

В шасси с номером 8860 управление осуществлялось с помощью руля, колеса поворачивались по принципу Аккермана, были работающий дифференциал и трехступенчатая коробка переключения передач. Сзади подвеска независимая, а спереди жесткая. Модель создана без лицензии — скорее всего, на основе автомобиля Tatra 97.

Для того времени это был впечатляющий продукт Lego. Двигатель с поршнями работал плавно, сидения откидывались и регулировались по глубине, конструкция была прочной, поэтому шасси выдерживало напряженные многочасовые игры. В ностальгических отзывах встретилось и такое воспоминание: «При сборке у меня был смещен винтик в двигателе, и все это взорвалось, что потребовало ремонта! Очень реалистично!»

С этим шасси играл в детстве Франк-Штеффен Валлизер, нынешний вице-президент Porsche по линейкам 911 и 718. Он и ряд других специалистов Porsche, вдохновленные конструктором Lego, в дальнейшем помогали создавать датской компании новый набор Porsche 911 GT3 RS — первый большой суперкар Lego в масштабе 1:8.

Второй шаг к суперкару

В 1988 году выходит автомобиль со спортивным обликом под простым названием Test Car. У него уже есть подобие кузова, независимая подвеска и два амортизатора средней жесткости. Рекламный ролик тех времен хорошо демонстрирует все возможности модели и ее прочную конструкцию.

Коробка переключения передач трехступенчатая даже с нейтральным положением. При работе видно, как двигаются поршни в двигателе, в нейтрали они статичны. Прикольная фишка внешнего вида — фары открываются и закрываются, как в крутых суперкарах. Тогда это был сенсационный набор. У модели даже есть официальная альтернативная сборка (т. н. Б-модель) — внедорожник.

При всей значимости для своего времени шасси 8860 и «тестовый автомобиль» 8865 скорее промежуточные звенья. Компания успешно отработала все технические нюансы построения механизмов машины и в 1994 году выпустила легендарный суперкар.

Один из лучших — Super Car (8880)

На момент своего выпуска Super Car 8880 был самым большим набором в истории Lego — 1343 детали. Фанаты старой школы Lego Technic считают его одним из лучших в серии с точки зрения функций и детальности проработки. А еще у него потешный и характерный для 90-х рекламный ролик (см. выше).

Super Car 8880 полностью соответствовал своему названию. Он — первый набор Lego Technic с законченным внешним видом и кузовом, похожий на настоящий спортивный автомобиль. В суперкаре имелось четырехколесное реечное рулевое управление, полный привод с тремя дифференциалами и независимая подвеска всех колес на двойных поперечных рычагах. Колеса связаны с четырехступенчатой синхронизированной коробкой передач — впервые у Lego. В суперкаре используется сразу восемь амортизаторов. Благодаря «дырявому» дизайну видна работа всех механизмов. Полноценная альтернативная сборка — гоночный болид.

Сзади установлен поршневой двигатель V8, доступ к которому открывается и автоматически фиксируется на стойке. Специальный рычаг в салоне поднимает передние фары.

У набора много уникальных деталей, которые не используются больше нигде: наклейки, диски, шины, специальные ступицы, рычаг переключения передач и т. д. Его очень любят фанаты поделок из Lego. Он вызывает теплые ностальгические чувства, ведь тогда этот суперкар была мечтой для многих детей.

Последний «настоящий суперкар» Lego Technic

В наборе 1999 года с крутым названием Super Street Sensation впервые появились панели, придающие вместе с гибкими осями красного цвета округлую и обтекаемую форму кузову машины.

По сути это заднеприводный автомобиль с независимой подвеской. По сравнению с прошлой моделью коробка передач стала пятиступенчатой и добавилась задняя передача. Это стало возможным благодаря новым шестеренкам. Двигатель V8 получил прозрачные элементы, поэтому лучше видно, как работают поршни. Сам набор можно было улучшить с помощью мотора 8735.

Super Street Sensation часто сравнивают с суперкаром 1994 года. Функций стало меньше, а детализация механизмов проще. Но компания Lego изменила саму концепцию своего суперкара с помощью красных пластинок. Модель можно было собрать в двух вариантах кузова — с самооткрывающимися дверями и в виде кабриолета. Первый вариант, конечно, самый крутой: нажимаешь на рычаг — и двери сами поднимаются.

Были и альтернативные сборки: «концептуальный автомобиль», «багги», «гоночный болид» и «хот-род». Для них Lego в инструкции давала лишь короткие указания и итоговую картинку. Остальное надо было додумать, как собрать самому.

Спереди Super Street Sensation можно заметить особый симметричный логотип Lego Technic. Он подчеркивает самобытный стиль суперкаров Lego и их уникальность. Похожий был у суперкара Lego 8880. К сожалению, в дальнейшем он больше нигде не используется. Компания перешла на лицензионные продукты со своими фирменными логотипами, первыми такими суперкарами Lego стали две модели Ferrari.

Появление суперкаров Ferrari в конструкторе Lego

Ferrari — одна из самых известных автомобильных марок, икона и образец автомобилестроения. Большинство наборов Lego — простые игрушки, воссоздающие моменты легендарных побед скудерии в «Формуле 1» в 90-е и нулевые. Но было и несколько крутых, включая два суперкара Ferrari, выпущенные в 2005 и 2007 годах, — Ferrari Enzo (8653) и Ferrari 599 GTB Fiorano (8145). Оба в масштабе 1:10.

Красивые, яркие в фирменном красном цвете. Lego при их создании использовала уже много пластин и гибких осей, стремясь передать обтекаемую форму двух культовых автомобилей. Оба набора хоть и собираются частично из деталей Technic, но вышли в серии Racers.

Рулевого управления, как в прошлых суперкарах, тут не было. Равно как и не было подвески, амортизаторов и коробки переключения передач. Зато был дифференциал и плавно открывающиеся двери. Капот поднимался сзади, открывая доступ к двигателю V12 с поршнями. У обеих машин нет фирменных значков на дисках с гарцующей лошадью, а использованы просто желтые детали, в отличие от оригинальных суперкаров. Модель Lego Ferrari 599 GTB Fiorano впервые в суперкарах Lego привнесла гибкие колесные арки.

Даже несмотря на жуткие фары, наборы Ferrari из Lego пользовались огромной популярностью. С точки зрения Lego Technic — это слабые модели. Но ведь это же Ferrari! Отличное было украшение для полки и крутой игровой набор в большом масштабе.

Слабый ремейк — новый Super Car

Реинкарнация набора 1994 года. Функционально новый суперкар сильно отличался от модели 17-летней давности.

В сборке Super Car 8070 использовалось много красных панелей, что делало его полезным с точки зрения ресурсов для поделок. Благодаря им он выглядел отлично и очень «автомобильно». У него был задний привод, дифференциал, полная независимая подвеска и двигатель V8 с желтыми поршнями. Самая главная фишка — электромотор и батарейный блок шли в комплекте. Они, к слову, сильно портили вид суперкара сзади.

Рулевое управление тут не такое, как в старых наборах. Для поворота колеса надо использовать специальную ручку сзади, а не руль в салоне. Коробки передач как таковой нету. Переключатель в салоне с помощью электромоторчика поднимает двери, капот, выдвигает и задвигает спойлер. При этом вручную нельзя открыть все эти элементы.

Набор был красивый, но не топовый даже для того времени. Только спустя 5 лет мы получили новый суперкар из Lego. Но зато какой!

2016 год — Porsche 911 GT3 RS

Начало эпохи ультимативных суперкаров из Lego, когда большие дорогие автомобили в деталях копируют внешний вид и функции оригинальных машин. При этом Porsche не стал первым набором Lego в масштабе 1:8. Например, в 2006 году выходил гоночный болид Ferrari такого же размера. А среди суперкаров Lego Porsche 911 GT3 RS, безусловно, был самым большим.

На разработку набора ушло почти три года — от концепции зимой 2013 года до полного производства летом 2016 года. Для сборки использовались 2704 детали, включая множество ярких оранжевых панелей, уникальные колесные арки и желтые тормозные суппорты. Все детали разделены по отдельным пакетикам. Подобная упаковка встречалась уже в суперкаре 8448, так что все новое оказалось хорошо забытым старым.

Porsche из Lego имеет задний привод, по одному амортизатору спереди и по два сзади, а также четырехступенчатую коробку. Переключение осуществляется подрулевыми лепестками — натянутыми резинками далеко позади руля. Есть 4 скорости вперед и зачем-то 4 скорости назад.

Главная проблема с коробкой — из-за ошибки в инструкции последовательность передач включалась в неправильном порядке: сначала 1-я, затем 3-я, а потом 2-я и 4-я. Исправляется перестановкой некоторых валов местами на стадии сборки, готовую модель потом починить уже непросто. С другой стороны, Porsche будет явно стоять на полке, поэтому все равно, как тут переключаются передачи. Но осадочек есть.

Lego добавила в набор несколько маленьких приятных мелочей. У каждого Porsche 42056 был в бардачке свой уникальный номерной знак машины, а в багажнике спереди — небольшая сумочка.

Готовая модель получилась очень красивой, заметной и яркой. Пусть у нее и немного функций с точки зрения Lego Technic. Открываются двери, капот и багажник, переключаются передачи, и на этом все. Для такого большого суперкара наверняка можно было еще больше интересных вещей сделать. За крутым внешним видом, к сожалению, не видно, как работают внутренние механизмы. Даже с поднятым капотом и снизу крайне мало удается рассмотреть. Зато суперкар очень красиво выглядит на полке.

2018 год — Bugatti Chiron

Набор Bugatti Chiron презентовали как настоящий автомобиль: в штаб-квартиру Lego в датском городе Биллунн привезли его настоящую версию. Накидку с собранной модели Lego снимали под аплодисменты Штефан Винкельман, президент Bugatti Automobiles, и Нильс Кристиансен, CEO Lego Group.

Штефан Винкельман (слева) и Нильс Кристиансен (справа) на презентации Lego Bugatti Chiron

До сих пор это один из самых дорогих и красивых наборов Lego. Он состоит из 3599 деталей. Машина собирается в голубом и темно-синем цветах. Lego удалось убрать косяки, которые были в Porsche 2016 года. Модель Bugatti очень похожа на оригинальную машину, включая оформление передней части с аркой и задней с длинной красной фарой. На месте фирменные диски, закругления по бокам, узкие фары.

Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 16 лет, 3599 деталей

Модель Bugatti из Lego оснастили полным приводом, независимой подвеской, открывающимися дверями и багажником, а также восьмиступенчатой коробкой переключения передач и плюс одна задняя передача. У собранной модели теперь видно, как работают поршни в двигателе W16.

Не забыла Lego положить багаж и фирменный ключ для Bugatti. Сумочки в этих наборах стали хорошей и прикольной традицией.

Lego воссоздала фирменный момент при сборке настоящей машины Bugatti Chiron, который называется «свадьба». Сперва собираются из деталей передняя часть автомобиля и задняя с двигателем и коробкой. Затем обе части идеально соединяются — это и есть «свадьба».

Салон Lego Bugatti Chiron передает красоту оригинальной машины: сидения-ковши в бежевых оттенках, приборная панель с наклейками. На спидометре есть даже отметка 500 км/ч. Подрулевые лепестки теперь удобнее переключаются и без всяких резинок.

Уникальная для Lego коллекционная модель с реально работающими автомобильными функциями. Дорогой подарок для себя или начальника и идеальное украшение на полку дома или в офисе. Bugatti Chiron — один из лучших суперкаров Lego Technic.

Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 16 лет, 3599 деталей

2020 год — Lamborghini Sian FKP 37

Lamborghini Sian стал первым серийным гибридным суперкаром компании. Слово sian на болонском диалекте означает «вспышка молнии»: до 100 км/ч суперкар разгоняется за 2,8 с. Стоимость купе Lamborghini Sian составляла 3,6 млн долларов. На текущий момент выпущено 63 экземпляра купе и 19 родстеров. Все они уже раскуплены.

Интересно, что количество выпущенных моделей прямо отсылает к году основания компании Lamborghini — 1963. А индекс FKP 37 — год рождения и инициалы скончавшегося в августе 2019 года Фердинанда Карла Пиеха, председателя Volkswagen Group, куда входит Lamborghini.

В отличие от темно-зеленого цвета у оригинальной модели суперкара, Lego выбрала для своего набора яркий салатовый с красивыми фирменными золотыми дисками. Из 3696 деталей собирается очень крутой суперкар, копирующий аэродинамику полноразмерной машины. Двери открываются вверх по нажатию на специальный рычаг. Подъем спойлера происходит кнопкой из салона.

В наборе Lego собирается двигатель V12, восьмиступенчатая коробка передач с подрулевыми лепестками для переключения. На первой передаче поршни двигаются быстро, а на восьмой максимально медленно. Точно так же было и в Bugatti Chiron. Работу двигателя теперь видно еще лучше. Снизу демонстрируются внутренние механизмы через специальное окно. У Lamborghini также более жесткая независимая подвеска.

Самый главный косяк набора — несоответствие оттенков зеленого. В разных частях машины соседние зеленые детали буквально разных оттенков, и это очень сильно заметно. За такие деньги ошибка невероятно грубая. А самое жуткое — новые наборы Lamborghini Sian до сих пор выходят с этой проблемой, судя по сообщениям на форуме. Lego меняет детали по запросу пользователей, но присланные новые элементы могут не совпадать по цвету со старыми.

Несмотря на это, все остались в восторге от нового суперкара. Роскошный автомобиль Lamborghini превратился в роскошный набор Lego Technic. Коллекционная модель, от которой кайфуешь при сборке и которую не стыдно показывать на полке гостям, клиентам или друзьям.

Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 3696 деталей

Маленькие суперкары

Отдельную нишу занимают маленькие суперкары, созданные Lego по лицензиям. У них мало функций и деталей по сравнению с большими братьями, но и цена заметно ниже. В 2019 году вышел набор Lego Chevrolet Corvette ZR1 (42093) — красивый американский спорткар в черно-оранжевой расцветке. Передняя часть капота поднимается, и видно в деталях двигатель. Поршни из него эффектно выходят наружу и прикольно шуршат при езде машины. Управление происходит с помощью ручки в задней части авто над массивными выхлопными трубами. До оригинальной машины Chevrolet Corvette ZR1 получилось далековато. Но за свою цену и количество деталей игрушка неплохая. К тому же тут есть вариант альтернативной сборки — хот-род.

Technic, рекомендуемый возраст 9 лет, 579 деталей

Новинка 2021 года — McLaren Senna GTR (42123). Пока это самый большой суперкар McLaren в ассортименте Lego. В наборе аж 830 деталей и по сравнению с Chevrolet видно, как усложнилась конструкция машины. В собранном виде McLaren при этом длиннее Chevrolet, что совпадает с реальными размерами машин. С точки зрения ценности деталей McLaren использует лишь две колесные арки, и те с принтами. Поэтому для поделок их будет неудобно использовать. У Chevrolet при этом сразу 4 оранжевые арки.

McLaren еще до выхода набора начали критиковать за небогатые функции и привод лишь на одно колесо. Однако выглядит модель все равно здорово. Для фанатов марки отличный подарок.

Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 10 лет, 830 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 9 лет, 579 деталей

Новинка 2021 года

Флагманской моделью первой половины 2021 года в серии Lego Technic оказалась модель гоночного болида Ferrari 488 GTE (42125). Не суперкар, но другой крутой машины в этом году пока не вышло.

Новый набор Ferrari часто сравнивают с Porsche 911 RSR (42096). Два чисто гоночных болида довольно похожи. Оба выполнены примерно в одинаковом масштабе 1:10, есть рулевое управление, задний привод, один дифференциал, относительно высокий клиренс и схожий небогатый функционал. В обзорах Ferrari ругают за непрочную конструкцию, которая болтается в руках. Для полочной модели это не имеет значения, а вот для игр, конечно, будет недостатком. Зато двигатель у Ferrari оформлен лучше, чем у Porsche.

Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 1677 деталей

Ferrari 488 GTE в наборе Lego поставляется с кучей наклеек. Без них машина выглядит не так интересно. Например, желтая панель над окном без логотипа смотрится странно среди обилия красных деталей. Ложка дегтя — фары тоже сделали наклейками. Спорное решение, потому что есть примеры удачного создания фар из деталей. Кроме этого момента, готовая модель с наклейками выглядит очень здорово.

Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 10 лет, 1580 деталей

История с наборами Ferrari в Lego снова повторилась. Как представитель Lego Technic это не лучший, хоть и интересный при сборке вариант. Но как Ferrari — самый красивый суперкар Lego под этой маркой.

Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 10 лет, 1580 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 1677 деталей
Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 11 лет, 2573 детали

Бонус: винтажные авто

Культовые машины — не всегда дорогие и быстрые суперкары. Часто и старая машина в хорошем состоянии может высоко цениться. Lego выпускает периодически наборы винтажных автомобилей. Например, вот очень классный минивэн Volkswagen T1, который был популярен у хиппи в 60-х годах. Lego воссоздала не только узнаваемый внешний вид, но и много деталей внутри салона.

Creator Expert, рекомендуемый возраст 18 лет, 1458 деталей

В 2019-м и 2020-м вышли наборы с мощным Ford MustangDodge Charger из фильма «Форсаж» и миленьким Fiat 500.

Onlíner рекомендует
Creator Expert, рекомендуемый возраст 16 лет, 1471 деталь
Creator Expert, рекомендуемый возраст 16 лет, 960 деталей
Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 10 лет, 1077 деталей

Шпионский автомобиль Джеймса Бонда — Aston Martin DB5

Самый интересный среди культовых винтажных автомобилей — Aston Martin DB5, на котором разъезжал Джеймс Бонд. Lego не только повторила фирменный стиль машины с округлым передом и воздухозаборником на капоте, но и добавила много шпионских деталей. В машине вместо фар специальным переключателем можно выдвинуть пулеметы. Сзади при желании поднимается защитный экран, чтобы водителя не могли подстрелить через стекло. Для конспирации номера можно переворачивать. А если все выйдет из-под контроля, из Aston Martin можно быстро катапультироваться. Интересная машина из Lego не только для игр, но и в коллекцию для полки. Выглядит очень круто!

Creator Expert, рекомендуемый возраст 16 лет, 1295 деталей
Снят с продажи

Итоги

Как настоящие суперкары остаются для многих лишь мечтой, так и Lego из-за высокой цены только манит с прилавков и онлайн-витрин. Для взрослых фанатов Lego суперкары — один из таких желанных наборов . В своем развитии они прошли путь от оживших чертежей до невероятно дорогих копийных моделей в большом масштабе. Они отчасти утратили первоначальный шарм серии Technic, но взамен приобрели яркий и заметный облик. Новая модель люксового авто из Lego гарантированно попадает в заголовки СМИ. Ультимативные суперкары Lego Technic с 2016 года до сих пор остаются одними из самых впечатляющих наборов компании.

В будущем нас ждет, скорее всего, еще один большой спортивный автомобиль. Пока нет даже слухов о предполагаемой марке. Зато, скорее всего, регулярно будут выходить маленькие наборы наподобие McLaren или Chevrolet Corvette.

Самое классное в суперкарах, как и во всей серии Technic, что из деталей вы можете собрать собственный роскошный автомобиль. Ведь наборы Lego — это творческая смесь пластикового конструктора и вашей собственной фантазии.

Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 16 лет, 3599 деталей
Onlíner рекомендует
Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 3696 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 18 лет, 1677 деталей
Благодарим за помощь в подготовке статьи музей моделей из кубиков Lego Las-Legas в Минске и экскурсовода Артёма

Читайте также: