Сегодня многие любители кино останутся без сна. Пусть рейтинги «Оскара» постоянно падают, но церемония до сих пор выступает определенным ориентиром в безбрежном мире кинематографа. Работы на этот раз, правда, не такие сильные, как год назад. Зато «Оскар-2021» во многом другом уже стал уникальным явлением. Его уж точно, в отличие от предшественника, никто не посмеет назвать «слишком белым» или «чересчур мужским».
Нынешняя церемония началась на два месяца позже, чем планировалось изначально. Виновата опять пандемия: к нужному сроку не собрали достаточного количества фильмов-номинантов. Пришлось даже склониться перед стриминговыми сервисами, которые Голливуд недолюбливает и которые до этого пробивались на «Оскар» крайне дозированно.
В итоге у Netflix оказалось аж 35 номинаций в 16 категориях — абсолютный рекорд! У Amazon Prime тоже неплохо — 12 номинаций и третье место по их количеству. На втором месте расположился Disney+ с 15 номинациями.
В рамках церемонии было представлено на одну награду меньше, чем в прошлом году, потому что наконец-то непонятные по отдельности категории «Лучший монтаж звука» и «Лучшее сведение звука» объединили в просто «Лучший звук». Итак, вот полный список лауреатов прошедшей церемонии. Выделены самые важные и престижные номинации.
По количеству номинаций лидировал фильм «Манк» — в теории он мог получить десяток наград. Однако триумфатором церемонии лента Дэвида Финчера не стала, завоевав всего две награды — за работы оператора и художника-постановщика.
Также по две статуэтки у фильмов «Отец», «Ма Рейни: Мать блюза», «Звук металла», «Иуда и черный мессия», а также у мультфильма «Душа». Три награды в основных номинациях взяла лента «Земля кочевников».
Главная и, по сути, единственная неожиданность — «Оскар» у Энтони Хопкинса за лучшую мужскую роль в фильме «Отец». Большинство экспертов прогнозировали, что статуэтку посмертно получит Чедвик Боузман за роль в «Ма Рейни: Мать блюза».
Неудачник церемонии — «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина. При шести номинациях картина не получила ни одной награды.
Отбирать номинантов на этот раз, видимо, было очень трудно. Годом ранее мы имели дело с девятью претендентами, причем каждый из них был достоин победы. При этом предугадать победителя было невозможно.
На этот раз все совсем по-другому. Картин наскреблось восемь, из них шесть — откровенные аутсайдеры. Хотя в стародавние времена статуэтку отдали бы «Манку», сегодня синефильские картины не в фаворе. Подробно обо всех претендентах на победу вы могли прочитать во вчерашнем материале.
Нынче претенденты на «Оскар» не отличались блокбастерностью, большим бюджетом и супер-пупер-дорогими актерами из высшего дивизиона. Церемония напоминала скорее какой-нибудь артхаус-фестиваль, на котором обычно сплошь скучное кино с потугами на потаенные смыслы. Таково влияние пандемии.
Интриги тоже не получилось. Практически все эксперты и профессионалы ставили на «Землю кочевников». Здесь и женщина-режиссер (да еще азиатка!), и замах на «американский эпос», и, разумеется, рвущий душу саундтрек с откровениями умирающих от рака кочевников.
Субъективно: «Земля кочевников» — не очень сильное кино в целом, но на фоне конкурентов оно действительно смотрится выигрышнее. Опять же субъективно: как продукт кинематографа куда интереснее был «Отец», но шансов на победу у него не было изначально — слишком мало социального в теме, а также никакого гендерного равенства.
Здесь набралось целых пять претендентов. Никаких вам Квентина Тарантино, Мартина Скорсезе, Сэма Мендеса или Тодда Филлипса. Из старой гвардии представлен только Дэвид Финчер, режиссер «Манка». Остальные — молодые и/или не самые известные режиссеры.
Неожиданно среди номинантов затесался датчанин Томас Винтерберг, автор ленты «Еще по одной». Как и двое коллег (режиссеры «Минари» и «Девушки, подающей надежды»), он изначально рассматривался скорее в качестве массовки — просто для того, чтобы в этой номинации был представлен хоть кто-то.
Основных же претендентов было двое: Дэвид Финчер и Хлоя Чжао. Из них идеально в «Оскар» этого года вписывается режиссер «Земли кочевников». Редко когда киноакадемикам удается показать, что они не закостенелые анахронисты, а современные профи, для которых гендерное и этническое разнообразие — не пустой звук.
Как и в случае с главной наградой, интриги не было. Единицы ставили на Дэвида Финчера, но все же большинство было уверено в победе Хлои Чжао.
Эх, лучше даже не вспоминать прошлый год. Все, конечно, понимали, что Хоакин Феникс поднялся на недостижимую высоту. Однако и Леонардо ДиКаприо, и Адам Драйвер, и Антонио Бандерас, и Джонатан Прайс были как минимум достойны очутиться в компании исполнителя роли Джокера.
Практически все специалисты в один голос отдавали награду Чедвику Боузману за его роль Леви Грина в «Ма Рейни: Мать блюза». Актер умер в прошлом году после продолжительной тяжелой болезни.
Однако академики хоть здесь проявили принципиальность и заслуженно отметили статуэткой сильнейшую работу Энтони Хопкинса, который показательно и достоверно сыграл все дальше уходящего от реальности старика. Выдающаяся игра маэстро, который в свои 83 заслужил своего второго «Оскара».
У Фрэнсис МакДорманд уже было две награды за лучшую женскую роль. Одну она получила еще в прошлом веке за «Фарго», а вот вторую — совсем недавно за роль в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
Это и было главной интригой: дадут ли МакДорманд третьего «Оскара», ведь предыдущую награду она получила всего пару лет назад? Так часто награждать одних и тех же людей киноакадемики не очень любят. При этом объективно у исполнительницы основной роли в «Земле кочевников» нет равных ей конкурентов. Чересчур высокий показатель «оскарности» не помешал, и Фрэнсис МакДорманд все же получила третью статуэтку мужика с мечом.
Британки Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды») и Ванесса Кирби («Фрагменты женщины») в теории тоже могли бы претендовать на «Оскар» — но только в том случае, если бы у них на пути не оказалась Фрэнсис МакДорманд. Поэтому нет ничего непредсказуемого и удивительного в том, что и в этой номинации статуэтка ушла авторам «Земли кочевников» — на этот раз заслуженно.
Кристофер Нолан — главный лузер церемонии. Ух, сколько стульев и кресел было сожжено в адском пламени после того, как «Довод» прокатили со всеми основными номинациями. Нынешнюю церемонию можно критиковать за многое, но только не за пощечину Нолану: на этот раз кино у режиссера вышло настолько откровенно слабым, что выдвигать «Довод» куда-то, кроме технических номинаций, было стыдно даже на фоне и так не самых сильных претендентов.
А вот визуальные эффекты — это пожалуйста, здесь у «Довода» заслуженная победа. Тем более что и конкурентов пришлось подыскивать по всяким темным углам. Блокбастеров ведь в прошлом году было мало, а в основном именно они одерживают победу в подобного рода категориях.
Пожалуй, шанс был только у яркого и красочного диснеевского фильма «Мулан», однако работу Нолана ему обойти не удалось.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by