18 844
09 апреля 2021 в 10:00
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

«Советские мультфильмы очень устаревшие». Психолог рассказывает, как правильно смотреть кино и сериалы с детьми

Современные дети не только со всех сторон окружены видеоконтентом — они и сами его успешно создают чуть ли не с рождения. Времена, когда телевизор становился предметом мирных (или не очень) переговоров всех членов семьи, а ради получаса диснеевских мультиков надо было вставать в семь утра, давно покрылись пылью «бумерской» ностальгии. Теперь любые фильмы, сериалы и ролики доступны ребенку круглосуточно, да еще и с нескольких экранов. Но как правильно организовать их просмотр? Вместе с VOKA расспросили об этом практикующего детского психолога, кандидата психологических наук Наталью Овсяник.

«Не делайте из телевизора няньку»

В разных семьях неодинаково подходят к тому, чтобы контролировать время просмотра ребенком видео. Кто-то чуть ли не с секундомером высчитывает, сколько на сегодня чаду осталось провести времени у экрана, другие за этим не следят в принципе. Важно понимать, что здесь вопрос должен касаться даже не столько самого факта просмотра контента детьми, сколько организации для них здорового досуга.

— Для любого ребенка на первом месте всегда должно стоять живое общение с самыми важными для него людьми — родителями. Если вместо этого он получает «механический раздражитель», итогом будет искаженное развитие, — объясняет Наталья. — Есть известная фраза: «не делайте из телевизора няньку». Так бывает, когда родители, для того чтобы получить минутку отдыха, используют телевизор или любой другой гаджет в качестве замены себя или способа решения проблемы. Сейчас достаточно часто можно увидеть, как ребенок, который еще только-только начал сидеть самостоятельно, уже держит в руках телефон. Многие родители прикрываются фразой, что ребенок смотрит развивающий мультфильм или передачу.

Тем не менее какой-то идеальной формулы нет, задача каждой семьи — выработать ее самостоятельно.

— Трудно определить «среднюю температуру по палате». Бывают разные дни, настроение, условия жизни. В этом вопросе важнее не пропорция, а упорядоченность. Нельзя в субботу покорять горы и пробегать марафон, а потом воскресенье отлеживаться под бубнение сериала, — считает Наталья. — Нужен регламент и расписание. Если в какой-то семье как ритуал определяется просмотр мультфильмов по средам — это их выбор. Главное, чтобы это было каждую среду.

Что касается ограничения времени, проведенного у экрана, такие правила в первую очередь прописываются офтальмологами. Например, годовалому ребенку достаточно будет двух мультфильмов по 5 минут в день, детям 2—3 лет — суммарно 30 минут видео с перерывами, а ребятам в возрасте 4—5 лет можно позволять уже до 2 часов. Но обращать внимание нужно не только на время.

Вредные привычки

Важно не только то, как много ребенок смотрит видео, но и то, как именно он это делает. Например, для многих семей совершенно нормально смотреть что-нибудь за едой. Но Наталья предупреждает, что это не та модель, которой стоит придерживаться.

— Любой прием пищи физической одновременно может быть и приемом пищи интеллектуальной. Но лучше это время уделить беседе, а не просто дать ребенку в руки тарелку, ложку и планшет с мультфильмом. Если вы хотите быть интересны детям — общайтесь с ними. В семьях, в которых люди интересны друг другу, где ребенок является самоценностью, — общаются, а не прикрывают неспособность проявлять чувства «срочными делами».

В принципе, взрослые должны выполнять двойную работу: следить не только за ребенком, но и за собой. Не стоит, допустим, одновременно смотреть фильм и сидеть в телефоне. Все из-за того, что ребенок копирует форму поведения родителей.

— Дети либо учатся быть здесь и сейчас, качественно проживать жизнь, не «выкручивая» нервную систему параллельными ненужными делами, либо становятся излишне суетливыми и недовольными людьми, которые и фильм толком не посмотрели, и нервы истрепали, разрываясь между сторонними вещами. Такие ребята в дальнейшем будут испытывать трудности в расстановке приоритетов, не успевать завершить дело к сроку. Плюс ко всему не следует держать постоянно включенный телевизор на фоне. Он, как и без перерыва играющая музыка, — раздражитель, который не дает психике отдохнуть, что важно для адекватного развития.

Молния МакКуин против советских мультфильмов и YouTube

С тем, как видеоконтент смотреть не стоит, мы разобрались, как его дозировать и совмещать с другим досугом — тоже. Самое время понять, что именно детям стоит показывать, а от чего лучше бы оградить. В большинстве своем дети смотрят мультфильмы — и это как раз то, что нужно. Но есть нюансы.

— Для чего мы смотрим фильмы? Ради приобретения нового социального опыта. У маленького ребенка в силу возраста нет возможности отработать разные модели взаимодействия с людьми, но на примере героев фильмов или мультфильмов дети получают такой опыт: коварство в отношениях, дружба, способность уступать. В психологии это называется «расширение ролевого репертуара». Например, Молния МакКуин (главный герой серии мультфильмов «Тачки». — Прим. Onliner) проходит путь от высокомерного высмеивания всех вокруг до осознания необходимости иметь друзей.

Иногда на этом этапе родители выбирают не лучшие варианты: навязывают просмотр советских мультфильмов или заменяют полнометражные фильмы сериалами.

— Простите мою позицию, но советские мультфильмы в плане развернутости сюжетов, красочности, динамичности — очень устаревшие.

— Как единоразовые просмотры — замечательно, но сводить весь мир мультипликации только к просмотру «раз ромашка, два ромашка, а я четвертую сорвал...» — прямой путь к тому, что ребенок начнет поглощать без чувства насыщения и фильтра все то, что предлагают соцсети, как только вырвется из-под контроля взрослого.

В то же время психолог считает, что современные бесконечные мультсериалы подходят детям еще меньше.

— Когда ребенок смотрит исключительно их, то никаких глубоких переживаний у него не возникает. Более того, чаще всего законы сериалов играют против обучения ролевому поведению: Маша каждую серию изводит Медведя, а новая серия начинается с того, что все живы и продолжается «бой».

А вот контент YouTube, например летсплеи и всяческие побеги из картонных лабиринтов, лучше исключить целиком.

— Мини-ролики, где другие играют / смотрят / строят, формируют у ребенка пассивную позицию потребителя «интеллектуальной еды», — убеждена Наталья. — Таким детям все быстро надоедает (мозг приучается активно работать 7—10 минут), они нуждаются в постоянном развлечении, ребенок не обучается навыку получать удовольствие от преодоления трудностей. Все это мы можем наблюдать сейчас у очень многих детей.

Возрастной рейтинг на все случаи жизни

Возрастной ценз в кинематографе тоже появился не на пустом месте, и эти рекомендации не из тех, которые стоит игнорировать. Если вы, конечно, заинтересованы в психическом здоровье ребенка.

— Возрастной рейтинг устанавливают специалисты. Вы же ориентируетесь на возраст при приеме лекарств? Здесь та же система, только реакция организма будет отсроченной и более продолжительной. Например, когда девочка в 10 лет с жаждой потребляет контент, связанный с убийствами, то можно предположить трудности в рефлексии чувств с мамой или в мини-группе, у нее в большинстве случаев будет подавленное или раздраженное настроение.

Возрастные ограничения есть и в литературе. Когда некоторые родители или учителя бравируют тем, что ребенок в 10 лет прочитал сложную книгу, — они даже не предполагают, какую травму они нанесли ребенку: он либо не понял книгу и в дальнейшем постарается избегать подобных, либо напугался и не смог выразить свои эмоции. С фильмами та же история.

Часть счастливого родительства

Даже следуя всем советам по организации кинопросмотра для ребенка, следует помнить и еще об одном нюансе: детям у экрана нужна компания взрослых.

— Ребенок, оставленный наедине с собой, не всегда способен адекватно реагировать на поступки героев, не всегда может понять и принять ту или иную позицию, — предупреждает специалист. — Ему нужен ответственный взрослый, который поможет пережить те или иные чувства. Не будет разъяснять каждую деталь, разрушая процесс переживания, или навязывать свое мнение о том, «что хорошо, что плохо», а поделится переживаниями, позволяя ребенку делиться ими в ответ. Совместный просмотр — часть счастливого родительства. Вместе с ребенком вы открываете новый мир, переживаете новые эмоции, передаете свой опыт и получаете чужой.

Но точно можно сказать, что детям не следует смотреть тот контент, который предназначен для взрослых. Причем не из-за того, что он какой-то плохой.

— Психика ребенка не может принять и адекватно переработать ту информацию, которую выплескивает взрослое информационное поле, — уточняет психолог. — У них недостаточно опыта, способности рефлексировать и понимать причинно-следственные связи. Последствия будут негативными: ворчливость, постоянное сопротивление, провокации взрослых, плаксивость, поверхностность восприятия переживаний людей.

Например, фильмы с рейтингом 18+ опасны даже не из-за условных сексуальных сцен или насилия — само содержание ленты в целом будет плохо соотноситься с контентом, подходящим для детей. То же самое и с фильмами ужасов, которые взрослые смотрят для того, чтобы «взбодрить» психику — у детей она и без того шаткая, и лишнее воздействие явно не будет разумным.

— Лучший способ защитить ребенка от нежелательного контента — не избегать чего-то, а распланировать жизнь так, чтобы на шоу, сериалы и прочее просто не оставалось времени, — делится советом Наталья. — Длительные походы далеко-далеко «за самым нужным и редким камнем», проверка норок червяка — это то, что ребенку интересно, то, что формирует выносливость, психологическое здоровье и крепкие семейные отношения.

Напоследок Наталья вспоминает свои любимые анимационные и игровые фильмы, которые с удовольствием смотрит и она, и ее дети.

— «Балто», «Спирит», «Вольт», «История игрушек», «Дом», «Мегамозг», «Гадкий Я», «Как приручить дракона» — хороших мультфильмов на самом деле много. Из фильмов для детей младшего школьного возраста — «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф». Нужно помнить, что хорошие фильмы и мультфильмы обогащают зрителя, дают толчок к развитию. Например, я помню ситуацию, когда при просмотре мультфильма «Ледниковый период — 3» мой ребенок не мог определить вид динозавра Руди — это был целый квест сравнительного анализа. Ну и я заодно их выучила. Поэтому очень важно быть вместе с детьми.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве, без рекламы, более 130 ТВ-каналов, новинки сериалов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации фильмов и сериалов по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Вундербай», УНН 192153894.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Кирилл Петренко
Без комментариев