23 791
21 февраля 2021 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Год с коронавирусом в цифрах статистики Беларуси и соседей

Автор: Виталий Олехнович

С начала глобальной пандемии коронавируса прошел год. То, что многие скептики называли очередным психозом, серьезно переформатировало мир, в котором мы живем. И многие скептики на собственном опыте или на примере своих близких осознали реальность угрозы, которую несет новый вирус. Мы предлагаем ретроспективно взглянуть на цифры коронавирусной пандемии, которая характеризует произошедшее в Беларуси и странах-соседках.

Диагностированные случаи и тесты

В моменте, возможно, это самый интересный статистический показатель, который говорит о том, насколько больше или меньше новых заражений «сегодня». Но сообщения о числе зараженных на конкретную дату необязательно отражают действительное количество новых случаев в день. Это связано и с задержками в отчетности, и с ограниченным тестированием на коронавирус.

Еженедельные графики подтвержденных случаев в Беларуси и Латвии оказываются самыми пологими — как в первую волну пандемии, так и во вторую.

Но куда важнее оказывается такой более аналитический, а не фактологический показатель, как доля тестов с положительным результатом на коронавирус. Во-первых, это показатель того, насколько адекватно страны проводят тестирование. Во-вторых, в сочетании с данными о диагностированных случаях это дает понимание ситуации с распространением вируса.

В мире этот показатель варьируется от долей процента до четверти положительных результатов от всего объема тестирования и выше. В таких странах, как Монголия, Саудовская Аравия или Австралия, необходимо провести сотни и даже тысячи тестов, чтобы выявить один случай заражения. А, например, в Мексике, Украине и Индонезии заражение показывает каждый третий-пятый тест.

Однако из-за ограниченного тестирования многие случаи остаются неучтенными. Эксперты предлагают смотреть на динамику положительных результатов. Если их число растет, это свидетельствует о том, что вирус на самом деле распространяется быстрее, чем отражается на росте диагностированных новых случаев.

В Беларуси процент положительных тестов резко вырос в первую волну, за апрель — май достигнув 11,6%. На пике второй волны в январе этот показатель в нашей стране перевалил за 12%. Сейчас он идет на спад, как и в большинстве стран-соседок.

В мае прошлого года ВОЗ называла положительный показатель менее 5% в качестве маркера того, что эпидемия взята под контроль. Среди шести выбранных нами стран только Россия недавно опустилась ниже 5-процентной отметки.

Примечательно, что у наших соседей вторая волна оказалась выражена куда более ярко. Показатели первой волны были превзойдены иногда в несколько раз в сравнении с белорусским соотношением. Это можно было бы списать на то, что в Беларуси стали делать больше тестов. В пик получения положительных результатов тестов 7 мая на тысячу человек выполнялось 0,8 теста на тысячу человек, в пик 17 января — 1,78. Но и наши соседи во вторую волну стали выполнять больше тестов, что хорошо видно на приведенном ниже графике скользящего среднего числа тестов за семь дней. Видимо, у соседей по периметру был какой-то более активный штамм коронавируса, поскольку даже многочисленные ограничения не помогли им обуздать вторую вспышку.

Смертельность и сокращение населения

Также, судя по официальной статистике, в Беларуси меньше и стабильнее умирают от коронавируса. В Европе только в нашей стране, а также в Финляндии, Норвегии и Исландии показатель дневной смертности на 1 млн человек ниже единицы.

По этому показателю белорусская медицина уверенно демонстрирует свое превосходство как над соседями по СНГ, так и над европейскими странами.

Зато Финляндия и Норвегия остаются за спиной Беларуси, когда речь заходит о летальности — соотношении между случаями смерти и выявленными случаями коронавируса. Не считая флуктуации в прошлом апреле, этот показатель только в октябре слегка приподнялся над 1%, а затем полого уменьшался вплоть до нынешних 0,7%. У европейских соседей и Украины к октябрю прошлого года он, наоборот, уменьшался после пиков первой волны, а с ноября начал расти. Теперь у всех пяти соседок Беларуси наблюдается динамика роста в противовес нашей стабильности.

Стабильность, с которой умирают белорусы от коронавируса, четко просматривается на логарифмическом графике новых смертей в день. Особенно хорошо это заметно в сравнении с соседями, где люди умирают словно не по разнарядке. Красочнее всего это показывает временной отрезок второй волны пандемии.

Как известно, далеко не в каждой стране смерти от коронавируса попадают в соответствующую статистику. У разных государств разные подходы к ведению этого печального учета. А потому полностью учесть влияние коронавируса на смертность довольно трудно.

Эксперты предлагают воспользоваться усредненными данными смертности за предыдущие годы (например, пятилетку) и сравнить с их итогами 2020-го. Так, в США в прошлом году, по сырым данным, с 1 марта по 27 декабря умерло на 500 тыс. человек больше по сравнению со средним значением пятилетки с 2015 по 2019 год.

Для Беларуси такой график построить пока не представляется возможным. В последний раз Белстат сообщал статистическую информацию о численности населения в стране по состоянию на апрель 2020-го. С тех пор этой информацией публично не делились, так что мы даже не знаем, какова численность населения в Беларуси по итогам года.

Примечательно, что из той последней доступной информации известно, что за 2019 год в стране стало на 67 тыс. человек меньше. При этом все эти 67 тыс. — мужчины. На 1 января 2019 года в стране числилось 5,059 млн женщин. Столько же их указано и по предварительным данным переписи на 1 января 2020 года. А число мужчин уменьшилось — с 4,416 млн до 4,349 млн. С 2001 года Беларусь не знала такого резкого сокращения численности не то что мужчин, но и населения в принципе. Только в первой половине нулевых население сокращалось темпами по 30—57 тыс. человек в год.

Выход из кризиса

С декабря 2020 года в коронавирусной истории появился еще один важный статистический показатель — уровень вакцинации. Общемировые цифры пока весьма скромные, но есть выдающиеся страны, которые демонстрируют удивительно мощно выстроенные процессы, дисциплину и темпы вакцинации. Речь, в частности, пойдет про Израиль.

От коронавируса в Израиле прививают с середины декабря. Делают это в два этапа, то есть израильтяне получают сперва одну, а спустя какое-то время — вторую дозу вакцины. На данный момент в стране, где проживает 9,3 млн человек, по крайней мере через первый этап вакцинации прошло более 47% граждан. Полную вакцинацию завершили почти 32%.

При этом значительная доля вакцинированных — это люди из возрастной группы риска старше 60 лет. 80% из них уже вакцинированы в два этапа.

Тем не менее любой гражданин в возрасте старше 16 лет может привиться немедленно. Продуманная стратегия сделала страну мировым лидером в вопросе вакцинации от COVID-19. А еще — в плане затрат: за каждую дозу вакцины Израиль платит компании BioNTech/Pfizer €23 (для сравнения: ЕС отчисляет за дозу €12).

К тому же Израиль предоставляет анонимные, но максимально полные цифры по вакцинации и эпидемиологической ситуации фармацевтическим компаниям благодаря своей оцифрованной системе здравоохранения. Это сотрудничество обеспечивает получение намного большего объема данных, чем какое-либо другое исследование, и является бесценным источником информации для производителей вакцины. Взамен фармкомпании обещают снабжать Израиль вакциной вплоть до иммунизации 95% населения.

И результаты вакцинации обнадеживают. На январских графиках, предоставленных Институтом Вейцмана в Израиле, отмечается падение числа как новых случаев коронавируса, так и госпитализаций среди пожилого населения.

Да, в январе в стране ввели второй локдаун. Однако данными ограничениями падение не объясняется, так как в первый локдаун спад числа заражений и госпитализаций был куда более плавным.

В Беларуси, по последним данным, широкомасштабная вакцинация населению пока недоступна. На днях стало известно, что первый этап вакцинации прошло около 20 тыс. медработников, в страну прибыла партия в 100 тыс. доз китайской вакцины.

В России, по актуальным данным, хотя бы одну дозу вакцины получили более 3 млн человек, в Москве — 4,73% населения. В Литве прививают пока только тех, кто относится к нескольким десяткам приоритетных групп. Вакцинация (двумя дозами) медиков практически завершена, в феврале планируют привить волонтеров, пациентов из групп высокого риска, сиделок, соцработников, педагогов, аптекарей и так далее. Аналогичный подход применяется и в Латвии — там сейчас известно о полностью вакцинированных 16 603 людях.

Вакцинация в Украине должна была начаться в середине февраля, но из-за бюрократических проволочек вакцина BioNTech/Pfizer доедет в страну только на следующей неделе. В целом в Украине ожидают получать по 1 млн доз вакцины ежемесячно вплоть до июня, потом — по 2 млн.

В Польше вакцинировано 2,3% населения, было сделано более 2,5 млн прививок.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by