В рейтингах самых охраняемых президентов американские правители обычно находятся в первой тройке. Чаще всего компанию им составляют китайский и российский президенты, однако бывают редкие исключения или скорее ротация «на местах». В частности, в США президенты меняются, и у них может быть разное отношение к собственной безопасности: Дональд Трамп, например, якобы желал дополнительных мер, а предшественники относились к охране проще.
Расскажем вам о некоторых интересных фактах, связанных с работой служб безопасности американских президентов.
Из кино мы знаем, что вокруг «потуса» (POTUS — President of the United States) выстраиваются шеренги высококвалифицированной охраны, а также уйма техники, применяются и иные средства. Но в случае чего оказаться рядом с президентом и заменить его, например, двойником проще простого. Или захватить «борт номер один». Но это на экране, в реальности все иначе.
Современная служба охраны Белого дома начала формироваться в первой половине 19-го века при Джеймсе Мэдисоне — четвертом американском президенте. Он организовал подразделение из так называемой «милиции» — вооруженных гражданских без военной подготовки. Их эффективность стремилась к нулю по нынешним меркам, однако создавала иллюзию защищенности.
Позже были предприняты попытки создать постоянную охрану Белого дома, в нее входили «сторонние» сотрудники из числа военнослужащих. Лишь через 30 лет после начинания Мэдисона, когда сменилось шесть президентов, появился прототип Секретной службы — с постоянными сотрудниками, охраняющих главное здание страны как очевидно, так и скрытыми способами.
Томас О’Нил стал первым личным телохранителем американского президента — Франклина Пирса. Именно Пирс придумал двойной периметр охраны: первый заботился о поместье, второй — о первом лице государства. Такой подход используется и теперь.
Постепенно разрабатывались стратегии и правила работы охраны. Чтобы не превращать Белый дом в военную базу, охрану было решено облачить в цивильное, а ношение оружия практиковали скрытое. Появлялись новые подразделения, обеспечивающие охрану во время путешествий президента, а также поддержку в случае необходимости или появления реальной или предполагаемой угрозы. Сейчас очевидно, что многие тогдашние аспекты охраны перекочевали в современность.
Охрана разрасталась количественно, росли и затраты на нее. Развитию способствовали внутренние конфликты и угрозы со стороны террористов. В 1865-м была сформирована Секретная служба в нынешнем ее виде (тогда одной из основных ее задач была борьба с поддельными деньгами), которая в самом начале 20-го века занялась круглосуточной охраной президента — это произошло после убийства Уильяма МакКинли. С тех пор погиб только один американский президент — Джон Ф. Кеннеди.
А после Первой мировой войны у Белого дома появилась своя постоянная полиция, которая затем перешла в подчинение Секретной службе. В обязанности последней входила охрана все большего круга приближенных к президенту и власти.
Избранных после 1997 года и ушедших в отставку президентов охраняют в течение 10 лет, а не на протяжении всей жизни, как до этого.
Охраной американского президента и его семьи занимаются десятки тысяч сотрудников, однако лишь малая часть из них работает непосредственно с первым лицом. Подобная практика существует во многих странах — для допуска «к телу» необходимо пройти целый ряд проверок, которые продолжаются на протяжении всей службы. По этой причине инфраструктура весьма обширна: есть исполнители, проверяющие и проверяющие проверяющих — все дублируется многократно.
Чтобы оказаться в охране президента, недостаточно иметь за плечами среднее образование, хорошее здоровье, мышечную массу и рвение выполнять любые приказы — здесь придется работать еще и головой. Для того чтобы анкету просто рассмотрели, необходимо быть гражданином США не младше 21 и не старше 37 лет (исключение — для некоторых федеральных служащих), иметь действующие права (водительские), хорошее (не отличное) или поддающееся коррекции зрение, а также стоять на воинском учете (быть зарегистрированным — требование, однако обязательная служба в армии США с 1973 года не практикуется: это право, а не повинность).
От кандидата требуется доказать свои академические успехи в аккредитованном университете (оценка ведется по индексу Grade Point Average, где минимум — 1 балл, максимум — 4 балла). У претендента должно быть не менее 3 баллов, он должен закончить вуз в трети лучших. Но есть лазейки для менее успешных: проучиться полтора года в аспирантуре с последующим присвоением степени магистра либо иметь за плечами опыт определенной работы (например, детективом, следователем и так далее), который пригодится Секретной службе.
Затем настает этап тестирования знаний и аналитических способностей, проверяют умение грамотно излагать свои мысли, в том числе на бумаге, проводят множество интервью и собеседований (прямо как в «Людях в черном», только серьезнее). Претендент обязан иметь хорошую физическую подготовку — это также проверят, как и историю болезней.
Изучат и социальные моменты: наличие нарушений закона (если они есть, почти наверняка откажут), просроченных платежей и так далее. Заодно подключат детектор лжи: честность не обязательно станет билетом на следующий этап, а вот вранье точно поставит крест на возможной карьере в Секретной службе.
Если все пойдет хорошо, впереди — три-четыре месяца интенсивной подготовки в специальном центре, потом — тренировки «на излом», физические и психологические, всего около полугода. Плюс нужно быть готовым учиться новым «хобби» — таким, как у нынешнего президента (например, ездить верхом). Понятно зачем: первое лицо нужно сопровождать везде.
Охрану обучают быстрой ориентации в случае, если транспортное средство перевернулось, чтобы моментально вступить в бой при необходимости. Или выбираться из вертолета, оказавшегося в воде брюхом кверху. А еще отправляют в помещение, заполненное слезоточивым газом… Это плюс к стрельбе, рукопашному бою, ведению наблюдения и т. п. Одна из «забав» — имитация сопровождения «випа», когда другая группа пытается его ликвидировать. А кто-то играет саму важную персону. Стрельба ведется пластиковыми пулями, оставляющими следы: по итогам тренировки можно найти слабые места.
Но многие аспекты (почти все) обучения засекречены: враги не спят.
Рекрутами ежегодно становятся 100 человек, которым вбивают в голову: «в Секретной службе не бывает плохих дней». Приняли на работу? Тогда ждет зарплата от $50 тыс. до $145 тыс. в год (видимо, без учета налогов) в зависимости от должности и выслуги.
Потом тренировки снова и снова.
Все передвижения американского президента планируются заранее, любую самодеятельность стараются пресекать. Маршруты обычно продумывают за несколько месяцев, они изучаются и разрабатываются так, чтобы по всей протяженности был быстрый доступ к медицинским учреждениям, в которых на время поездок дежурят специальные подразделения.
Дороги, по которым передвигается президентский кортеж (если он не прилетает на вертолете), очищают от автомобилей, а заодно используют специальных собак для поиска взрывчатки на прилегающих территориях и в домах. Это помимо снайперов на крышах и дронов в небе.
В «походную» аптечку президента включен запас крови для переливания — некоторые источники называют это трамповским нововведением, но это не так. Сотрудники личной охраны также должны уметь оказывать развернутую первую помощь, которая не ограничивается наложением повязки или умением рисовать йодные крестики: они обязаны всеми силами поддерживать жизнь «потуса» до момента оказания ему квалифицированной помощи.
Подобная практика существует с 1981 года, когда была предпринята попытка покушения на Рональда Рейгана, а охранники не сразу распознали опасное ранение в легкое — думали, что просто повреждено ребро. Вероятно, атака на Рейгана привела к появлению еще одного правила: беседовать с потенциальным агрессорами.
Да, сотрудники Секретной службы (или иных подразделений) встречаются с людьми, которые могут представлять опасность для первого лица во время его поездок. Такие обычно находятся на «галочке» у местной полиции, которая и предоставляет данные. В некоторых странах «неблагонадежных элементов» отправляют за решетку или нейтрализуют иначе, в США с ними беседуют, предупреждая об ответственности и том, что они под колпаком. В особых случаях, вероятно, изолируют.
При чем тут Рейган? Джон Хинкли-младший, стрелявший в него, до этого «сталкерил» Джонни Картера и был неравнодушен к Джоди Фостер. Власти знали об этом, однако достаточных мер не предприняли.
Утверждается, что американский президент никогда не остается в одиночестве: охрана следует за ним даже в туалет (не говоря уж о менее «интимных» активностях уровня похода к врачу), и по закону «номер один» не может потребовать не сопровождать его. Предположим, что в спальню сотрудники Секретной службы заходят лишь для проверки, а ночуют вовне, однако в любом случае им известны тайны, скрытые от остальных. Плохой пример подал разве что Гэри Бирн, охранявший чету Клинтонов.
«Шерстят» они и гостиничные номера, где останавливается президент. Который, кстати, ест лишь приготовленную личными поварами пищу — а повара работают под присмотром охраны. В отелях президентов не слишком жалуют: на время их приезда сотрудников с криминальным прошлым отправляют в неоплачиваемые отгулы. Останавливается жизнь и на прилегающих этажах, а основными лифтами простые клиенты пользоваться не могут.
Существует также практика тотальной видеосъемки передвижения президента — на случай, если «что-то пойдет не так». Такие записи позволяют оценить произошедшее постфактум, определить потенциальные дыры в безопасности или пропущенные угрозы. В случае с Трампом, например, Секретная служба благодаря видео отловила мужчину, который бросил в сторону американского президента некий предмет во время посещения клуба Mar-a-Lago.
Кстати, солнечные очки охраны президента — вовсе не блажь и не желание выглядеть круче (куда уж круче?). И не столько защита от солнечного света или вспышек, а также агрессивных жидкостей. Так сотрудники прячут глаза от объекта наблюдения — практически наверняка за стеклами они вращают глазными белками почти как хамелеоны.
Еще один интересный факт из жизни телохранителей американского президента: вопреки заблуждению, они не клянутся защищать его ценой собственной жизни. Да, их тренируют обеспечивать максимум его безопасности, при необходимости прикрыть телом (так и поступают), но жертвовать собой — такого нет.
Помимо сотрудников охраны, существует множество дополнительных служб, обеспечивающих безопасность «потуса». В гаражах стоят бронированные 9-тонные лимузины (под кодовым обозначением The Beast) плюс машины сопровождения — серьезно модифицированные под специфические нужды.
Сантиметры стали, усиленных окон, армированного пластика и керамики, системы пассивной и активной защиты (джаммеры радиосигналов, шашки для дымовой завесы и с раздражающим газом и так далее) — это все про The Beast, который может остановить практически любую атаку нетяжелым вооружением. Системы связи закрытые и не связаны со внешним миром — он всегда на проводе с вице-президентом и Пентагоном. Кроме того, прямо из машины президент может управлять ядерной атакой – 20-кг чемоданчик находится рядом в руках специального сотрудника.
Водители таких автомобилей проходят подготовку – не так просто устроить «полицейский» разворот на машине весом в 9 тонн.
Летает американский президент на самолете VC-25, который представляет собой военную версию Boeing 747, защищенную от ЭМИ в случае ядерного удара. Борт заслуживает отдельной истории, поэтому упомянем лишь несколько фактов о нем. Размер экипажа «первого борта» составляет 26 человек, он может перевозить еще и 76 пассажиров. Здесь есть собственная хирургическая палата, «аптека», огромные холодильники и другое оборудование. Самолет может дозаправляться в полете. Но все самое интересное о нем засекречено (в том числе данные о системах защиты и авионике).
Час полета обходится налогоплательщикам до $180 тыс., однако в воздухе находятся сразу два самолета, поэтому цифру, видимо, нужно умножать на два.
Компанию президентскому борту составляет военный транспортник Lockheed C-5 Galaxy, на котором перевозят технику (в том числе лимузины) и оборудование для обеспечения работы охраны. Еще где-то ждут своего часа вертолеты, которые используют, когда на авто передвигаться затруднительно.
На месте обеспечивать комфорт президента может дополнительная «армия» численностью около тысячи человек — кому-то нужно заниматься логистикой. Во время визита Трампа в Иерусалим, например, для размещения сняли гостиницу King David Hotel целиком. Тысяча человек сопровождали Трампа и в Великобритании — а их также нужно перевозить (понятно, что не автобусами).
Спецслужбы создают вокруг президентов «пузырь безопасности», в котором задействованы наземные и воздушные силы. Не важно, на какой территории — своей или иностранного государства (во втором случае к его созданию подключаются местные силы). Когда «пузырь» развернут, весь остальной мир замирает. Не в благоговении, а потому что ему нельзя резко шевелиться ради собственного благополучия.
Источники: Merriam-Webster, WhiteHouseHistory, MentalFloss, TheBalanceCareers, UsaJobs, MoneyControl, BusinessInsider, PBS, BBC, AeroTime.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by