32 016
26 декабря 2020 в 15:00
Автор: Виталий Олехнович

Cyberpunk 2077. Кто виноват?

Автор: Виталий Олехнович

В июле 2018 года один пользователь Twitter обращается к официальному аккаунту Cyberpunk 2077: «В игре будут мемы?» Аккаунт отвечает: «Вся игра будет мемом». В принципе, ответ комьюнити-менеджера оказался пророческим. В истории игровой индустрии не часто встречаются игры, которые вызывали бы подобный уровень потребительских и коммерческих ожиданий, как Cyberpunk 2077. Это подтверждает сумасшедшее количество предзаказов — больше 8 млн на всех актуальных игровых платформах. И в целом 13 млн проданных копий с учетом рефанда по состоянию на 20 декабря. GTA 5 в свое время за первые сутки продалась тиражом в 11 млн штук. По влиянию на индустрию и уровню хайпа «Киберпанк» находился примерно на таком же уровне. Правда, старт этой игры оказался куда менее гладким.

Сразу оговорюсь, что, играя в Cyberpunk 2077 на Xbox Series X, я не столкнулся с тем количеством проблем, о которых рассказывают владельцы пастгена. Скажу даже больше — игра мне понравилась. Как сюжетный боевичок я проглотил ее за 40 с небольшим часов, выбрал самую грустную концовку и остался под впечатлением.

Но если подходить к оценке игры объективно, то она не заслуживает тех десяток и девяток, которые дружно выставили ей перед релизом.

Самое удивительное, что удалось провернуть польским разработчикам из CD Projekt RED… они продали миллионы копий игры, так и не показав игрокам, что они покупают на самом деле.

Не нужно быть академиком, чтобы понять: то, какой игру увидели на релизе владельцы пастгена, было хорошо видно и изнутри компании.

Но в ноябре незадолго до релиза глава польской студии Адам Кичиньский выступал перед инвесторами компании. Акции студии котируются на Варшавской фондовой бирже. И как любая публичная компания, CD Projekt RED обязана отчитываться перед теми, кто эти акции приобрел.

Кичиньского спросили и о состоянии игры на консолях уже прошлого поколения. PS5 и Xbox Series X к тому времени уже вышли, но под некстген игру не пилили. Базовыми версиями должны были стать Cyberpunk 2077 для персональных компьютеров и консолей Xbox One и PlayStation 4. Адам Кичиньский заверил инвесторов, что на консолях прошлого поколения игра идет на удивление хорошо. Правда, никаких документальных подтверждений своих слов не привел.

В сети в принципе было сложно найти какие-либо живые видеоролики, записанные на этих консолях. Компания жестко бдела за всем, что утекало в сеть, и карала авторов таких сливов. Это можно было бы назвать тревожным звоночком. Но политика игровых студий в отношении сливов всегда была жесткой.

Куда более тревожно прозвенела информация о том, что игровой прессе для предрелизных обзоров выдают ключи только для компьютерной версии Cyberpunk 2077. Когда накануне релиза вышли первые обзоры, мы с удивлением узнали про эмбарго на демонстрацию кадров из игры, записанных самими журналистами. Игровой колумнист The New York Times писал, что регулярно связывался с пресс-секретарем компании, чтобы получить ревью-копию для консолей. Ответ был странным: компания откладывает отправку кодов для консолей до момента запуска, чтобы иметь возможность отправить их безопасно.

Колокол прозвенел только в день релиза игры, когда владельцы PlayStation 4 и Xbox One запустили свои копии игр и… охренели от того продукта, за который заплатили деньги и который так долго ждали. Это совсем не было похоже на то, что им показали в многочисленных обзорах и промоматериалах. Стало понятно, что игру доделывали в спешке.

Как так получилось?

Обещания

Впервые о разработке Cyberpunk 2077 мы узнали 30 мая 2012 года. В том анонсе говорилось, что студия уже год ведет разработку игры, она будет базироваться на настолке, вдохновляться «Бегущим по лезвию», работами Уильяма Гибсона, аниме «Призрак в доспехах», System Shock и первой частью Deus Ex. Упоминание этих культовых в своих жанрах работ привлекло много внимания к будущему проекту, а последующий успех третьей части «Ведьмака» только укрепил надежду на то, что CD Projekt RED на пороге создания очередного шедевра в интригующем сеттинге. Особым маркетинговым успехом стало привлечение к работе над игрой Киану Ривза, известного ролями во многих фильмах в сеттинге киберпанка. К нему вопросов нет, со своей задачей Киану справился идеально.

В августе 2013 года компания заявляет о выходе игры на трех основных на тот момент платформах: персональные компьютеры, PlayStation 4 и Xbox One. Активнее об игре начинают говорить только после релиза третьего «Ведьмака» в 2015 году и выхода всех его сюжетных дополнений. Cyberpunk 2077 входит в стадию препродакшена с 50 разработчиками в 2016 году. На E3 в 2018 году показали кинематографичный трейлер игры. Уже тогда возникали вопросы о версии для консолей следующего поколения, но студия подчеркивала, что сконцентрирована на нынешнем поколении и компьютерах.

На выступлении перед инвесторами в 2018 году Адам Кичиньский заявил, что компания стремится публиковать игры столь же совершенные, как Red Dead Redemption 2 и последние релизы Rockstar, в принципе.

На E3 в 2019 году демку показывают на крутом железе. Геймеры задаются вопросом: а потянут ли эти прелести консоли или низкобюджетные ПК? На вопрос решается ответить Альвин Лю, один из разработчиков, которые занимаются координацией работ над интерфейсом. Говорит, что компания ориентируется на консоли как платформы первого класса. Игра там выглядит потрясающе, а разработчики делают упор на то, чтобы обеспечить действительно хорошее впечатление от игры на консолях.

Тогда же ведущий дизайнер квестов Павел Саско рассказывает«Одна из вещей, которую мы поняли с релизом третьего „Ведьмака“… Вы никогда не должны откладывать работу над консольными версиями. Конечно же, мы показываем высокопроизводительную версию, которая полностью отличается от того, что будет на консолях. Есть вещи, которые будут выглядеть не такими четкими. Но мы сделаем все возможное, чтобы выжать как можно больше».

Когда в начале 2020-го пошли разговоры о выходе более производительных консолей нового поколения, CD Projekt продолжала гнуть свою линию: мы сконцентрированы на консолях нынешнего поколения.

Внутренние дрязги

Чем ближе к релизу, тем сильнее разрастается штат разработчиков, поляки становятся партнерами NVIDIA для реализации трассировки лучей, Jali Research — для процедурно сгенерированного липсинка персонажей на всех языках озвучки, Digital Scapes — для создания и имплементации различных технологий, необходимых для разработки игры.

В январе 2020 становится известно, что сил для внутренней разработки и тестирования не хватает. На помощь поляки привлекают QLOC. Эта студия специализируется на портах и ремастерах. В сети появились предположения, что игра не очень хорошо идет на консолях сейчас уже прошлого поколения и именно поэтому студии понадобились дополнительные прямые руки.

За год до этого в польской игровой индустрии ходили слухи, что CD Projekt RED сильно отстает от графика с релизом Cyberpunk 2077, запланированным на апрель 2020 года. Серьезные опасения вызывает то, что компанию покинул ряд топ-менеджеров, в том числе и ключевых членов совета директоров.

В январе разработчики твитят, что апрельский релиз надо отложить на сентябрь. Еще много работы не сделано. В марте наступает коронавирусная пандемия и сотрудников переводят на удаленку.

И хоть компания заявляла, что удаленная работа никак не скажется на графике релиза, в конечном итоге выпуск игры отодвигают на ноябрь с формулировкой «надо починить много багов». Аналогичная история в октябре — игру отодвигают на 10 декабря.

На сайте Glassdoor, где айтишники оставляют отзывы о работодателях, бывшие и нынешние разработчики из CD Projekt RED пишут, что за кулисами царит хаос. Офисные слухи распространяются на серверах Discord, менеджеры устанавливают оторванные от реальности сроки, в высшем руководстве компании идет борьба, а некомпетентность и плохое планирование ведут к ненужным «кранчам». Сотрудники перерабатывают, чтобы успеть выполнить поставленные задачи в сжатые сроки.

«Владельцы относятся к компании как к машине для зарабатывания денег. А сотрудников рассматривают не как живых людей, а как данные в таблице», — написал один бывший сотрудник студии.

Фигурально можно сказать, что Cyberpunk 2077 разрабатывали через кровь, пот и слезы. В буквальном смысле до крови, скорее всего, не дошло. Но сверхурочного пота разработчики пролили немало.

На Reddit в октябре появился анонимный пост разработчика из польской студии. Он пришел, чтобы опровергнуть заявления компании. Топ-менеджеры утверждали, что ориентируются на желание сотрудников, выбирая между шестидневной рабочей неделей или очередным переносом релиза. «Кранчи» — это только часть длинного списка очень токсичного поведения высшего руководства по отношению к простым разработчикам. Журналист Bloomberg и летописей разработки культовых видеоигр Джейсон Шрайер подтвердил, что этот анонимный разработчик действительно работает в CD Projekt.

С его слов стало известно, что в состоянии постоянных переработок создание Cyberpunk 2077 длится с середины 2019 года, когда игра едва вышла из альфа-версии. Многие люди проводили выходные в офисе, работая по 16 часов в день. Некоторые отделы вошли в такой ритм еще годом ранее.

И не сказать чтобы для кого-то внутри компании это вызвало шок. Большинство знают, как работает CD Projekt: целую вечность бездельничает в препродакшене, а затем бросает все силы и время, чтобы наверстать упущенное.

«Люди, которые хотят выпустить продукт как можно скорее — это совет директоров, отдел маркетинга. Им наплевать на рабочий баланс», — подытоживает анонимный разработчик и негодует, что большинство разработчиков в качестве ежегодного бонуса получает гроши, в то время как высшее руководство — сотни тысяч злотых.

Шрайер, к слову, подтвердил большинство утверждений про переработки на проекте. Разные источники заявили ему, что работать над игрой было интересно до тех пор, пока руководство не решило, что единственным способом завершить игру является «марш смерти» разработчиков вплоть до самого релиза.

Биржа и инвесторы

Как мне кажется, одной из главных наряду с другими причиной стало крайне неудачное, опрометчивое и недальновидное решение CDPR выйти на Варшавскую фондовую биржу после успеха третьего «Ведьмака». Безусловно, этот шаг сделал некоторых людей очень богатыми. Капитализация компании на бирже в этом году превзошла Ubisoft. Экстраординарный случай для игровой студии, которая владеет одной лицензированной франшизой и еще одной неопределенной.

Мыльный пузырь, который раздулся на акциях CDPR, показал инвесторам такой коэффициент эффективности вложений, что даже у большинства компаний Силиконовой долины могут покатиться по щекам слезинки «завидок». Но пузырь этот в значительной степени был обусловлен ожиданиями от Cyberpunk 2077. А потому решение о том, когда запускать игру и как надолго можно отложить релиз, определяется уже не только фактором ее технического качества, но и реакцией инвесторов. Еще одна отсрочка, сколь бы оправдана она ни была, могла стереть буквально миллиарды долларов из капитализации компании.

И решения начинают принимать, балансируя между потребностями продукта и требованием сохранять оптимизм и хорошее настроение у инвесторов. Задача эта чересчур сложная, если не сказать, что невозможная. И что из этого оказалось важнее для высшего руководства польской студии, мы уже увидели. CDPR значительно подпортила репутацию среди геймеров, созданную The Witcher 3, в попытке сделать инвесторов счастливыми и уберечь общественность от плохих новостей до релиза.

По итогу от студии убежали оба зайца. С дорелизного пика в 443 злотых за акцию стоимость одной бумажки упала до 259 злотых. Значительная часть геймеров, но не все разочаровались в конечном продукте. Внутренняя атмосфера в коллективе — просто огонек: сотрудники разочарованы руководством и его неумением планировать разработку, регулярными «кранчами» и нереалистичными дедлайнами. А инвесторы рассматривают возможность подачи коллективного иска против компании «за введение в заблуждение с целью получения финансовой выгоды».

А если подтвердится, что Михал Кичиньский — брат генерального директора Адама Кичиньского — действительно продал значительную часть своих акций накануне релиза Cyberpunk 2077, то этим ребятам и вовсе может светить уголовка.


Я не хочу, чтобы провал с Cyberpunk 2077 стал надмогильной плитой для CD Projekt Red. Там в едином оркестре трудятся талантливые разработчики, геймдизайнеры, композиторы и художники. Без этого оркестра видеоигровая индустрия рискует потерять частичку своей самобытности. Надеюсь, что топ-менеджмент усвоит уроки эпопеи с Cyberpunk 2077, коммуникация с фанатами станет более открытой и честной, а хотелки инвесторов не будут влиять на конечный игровой продукт.

Читайте также:

Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, в комплекте нет игр

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by