Спецпроект

«Холодное сердце» и «Рапунцель»: как Disney в очередной раз вернула себе славное имя

9030
24 декабря 2020 в 9:00
Автор: Станислав Иванейко
Спецпроект

«Холодное сердце» и «Рапунцель»: как Disney в очередной раз вернула себе славное имя

Автор: Станислав Иванейко

Девяностые годы в Disney известны как «эпоха Ренессанса»: после затяжного кризиса в семидесятые и первую половину восьмидесятых анимационное подразделение компании удалось возродить. Кадровые перестановки и свежие идеи привели к появлению близких к идеалу лент: «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Король Лев». Однако к новому тысячелетию дела вновь испортились, и компании в очередной раз пришлось искать выход из непростой ситуации. Историей о втором кризисе и новом возрождении мы завершаем совместный с видеосервисом VOKA цикл материалов об истории мультфильмов Disney.

Снова скатились

Считается, что то самое возрождение закончилось на «Тарзане» в 1999 году. Хотя закат начался еще раньше — примерно с «Покахонтас» (1995), которая пусть и собрала хорошую кассу, но не оправдала надежд: «Король Лев» (1994) понравился критикам и зрителям больше. Причем Disney делала основную ставку именно на «Покахонтас», а история о львенке была отступлением от привычного формата и экспериментом. Во вторую половину девяностых работы Disney окупались, но не выступали в прокате слабее по сравнению с прошлыми мультфильмами. Отзывы обозревателей и зрителей все яснее давали понять, что компания уже «не вывозит».

Начало нового тысячелетия тоже не задалось. Disney вспомнила об одном из самых неоднозначных мультфильмов, созданных еще при участии Уолта Диснея, — «Фантазии» (1940). Музыкальная лента была продолжением картины 60-летней давности и вновь включала в себя знаменитые композиции: «Пятую симфонию» Бетховена, «Ученика чародея» Дюка, «Голубую рапсодию» Гершвина. Концепция осталась прежней — визуализация музыкальных произведений. Но, как и 60 лет назад, «Фантазию» зритель не оценил: при бюджете в $80 млн лента собрала в мировом прокате всего $90 млн, а для окупаемости нужна была касса примерно в $200 млн — то есть компания потеряла на одном фильме около $100 млн.

«Фантазия 2000»

Почему в кинематографе сумма от проката, равная бюджету, не означает выход в ноль? Часть денег забирают себе кинотеатры, еще часть — инвесторы, партнеры, актеры (в зависимости от контракта) и кто только можно еще. Кроме того, велики затраты на маркетинг — порой они равны стоимости производства, что обычно не включается в бюджет. В результате фильмы должны собирать минимум в вдвое больше своего бюджета, чтобы студия не ушла в минус.

Так вот, в мае 2000-го, спустя менее чем полгода после выхода сиквела «Фантазии», в прокате появляется «Динозавр». На ленту выделили $127 млн. Из необычных решений — трехмерные динозавры, созданные на компьютере, бегают преимущественно по снятым вживую локациям. В отличие от «Фантазии 2000», «Динозавр» был привычным анимационным фильмом Disney с понятной историей и ставкой на детскую и семейную аудиторию. Лента рассказывала о динозавре Аладаре, который вылупился из яйца на острове лемуров. Упавший метеорит вынуждает героев отправиться на поиски нового жилища, и за время путешествия Аладар с лемурами повстречают немало опасностей в виде хищных динозавров. Фильм собрал более $350 млн, что с натяжкой можно назвать неплохим показателем. Но в родном прокате картина принесла всего $137 млн, и это уже очевидный недобор. На ленту явно возлагали большие надежды, раз выделили более чем внушительный бюджет, однако принесла она довольно скромные деньги.

В следующие два года Disney выпускает четыре фильма, из которых зрители и критики в основном выделяют только один — «Лило и Стич» (2002). Картина повествует о девочке Лило, которая начинает дружить с инопланетным зверьком Стичем. Он — результат работы злого ученого за пределами Земли. Стич сбегает на нашу планету, а ученый бросается ловить его. При бюджете в $80 млн лента собрала более $270 млн в мировом прокате. Другие картины того периода не особо примечательны: «Похождения императора» (2000), «Атлантида: Затерянный мир» (2001) и «Планета сокровищ» (2002) выступили в прокате слабовато.

«Лило и Стич»

Попытки цифровизации

Еще после пары работ Disney решается на свой первый фильм, сделанный целиком с использованием цифровой картинки, — «Цыпленок Цыпа» (2005). По сюжету неуклюжий цыпленок должен был защитить свой городок от пришельцев. Картина принесла более $300 млн, но отзывы были прохладными.

Затем студия пробует себя еще в одном анимационном фильме — «В гости к Робинсонам». В процессе создания ленты случается важное для Disney событие: корпорация покупает студию Pixar за $7,4 млрд. Они сотрудничали и раньше, еще со времен «Истории игрушек» (1995), но теперь Pixar стала принадлежать Disney, а ее креативный директор Джон Лассетер возглавил еще и Walt Disney Animation Studios. После изучения рабочего материала «В гости к Робинсонам» Лассетер предложил серьезные доработки и пересъемки некоторых сцен, а ряд эпизодов изначально даже не планировался — например, погоня с участием динозавра. Основателя Pixar послушали, и финальную версию зритель принял хорошо, однако лента в прокате не окупилась: чуть меньше $170 млн при бюджете в $150 млн.

Джон Лассетер — в красной рубашке. Изображение: slashfilm.com

Пока DreamWorks под руководством бывшего топ-менеджера Disney Джеффри Катценберга выпускала более чем успешные анимационные фильмы («Шрек», «Подводная братва», «Мадагаскар», «Лесная братва»), сама Disney на новом поле чувствовала себя неуверенно. И даже Лассетер, за плечами которого уже был огромный опыт в создании анимационных полнометражных лент, не в полной мере вытягивал фильмы. Вероятно, Disney планировала разделить анимационные и мультипликационные работы по студиям: Pixar занималась бы первыми, раз у нее это так хорошо получается, а ресурсы Disney бросили бы на мультипликацию.

В 2009 году появляется «Принцесса и лягушка» — фильм с классической для Disney рисованной картинкой. Изначально компания работала над двумя лентами: для одной взяли за основу классическую сказку «Король-лягушонок», а другая базировалась на современной сказке Элизабет Бейкер «Принцесса и лягушка». Лассетер предложил сделать один фильм, совместив идеи из обеих сказок. Расчет на возвращение к привычному формату частично оправдал себя: фильм о проклятии с превращением в лягушку приняли тепло. Однако в прокате лента выступила скверно, и Disney пришлось принять неприятную реальность: мультипликация проиграла компьютерной графике. По крайней мере в сегменте дорогих полнометражных работ.

«Принцесса и лягушка»

Компания решила вновь заняться анимационными работами и войти в новое десятилетие с фильмом «Рапунцель: Запутанная история». Адаптация сказки братьев Гримм о запертой в башне девочке с длиннющими волосами наконец-то вернула Disney былую репутацию. Фильм стал одним из самых прибыльных за все время существования корпорации, принеся примерно $600 млн. Даже при огромном бюджете в $260 млн компания хорошо заработала.

Затем Disney снова ждал промах с фильмом «Медвежонок Винни и его друзья» (2011), но здесь стоит винить не качество ленты, а очень странный выбор премьеры. Картина вышла в одно время со второй частью фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти», где у Винни-Пуха, скажем прямо, шансов было ноль.

Следом за историей Винни-Пуха вышел фильм о силаче Ральфе, который находится внутри игрового автомата. Лента «Ральф» при бюджете в $165 млн заработала $471 млн и даже получила номинацию на «Оскар» за лучший анимационный фильм. Статуэтку фильм не взял, но боссы Disney вряд ли расстроились: «Ральф» проиграл «Храброй сердцем» от Pixar, так что награда все равно осталась внутри корпорации.

Первый миллиард за фильм

Далее Disney ждал настоящий триумф — «Холодное сердце». В основе лежит сказка Андерсена «Снежная королева». По сюжету фильма на страну обрушилось проклятье, и снять его может только Эльза — девочка, способная подчинять снег и лед. Искать ее отправляются Кристоф и сестра Эльзы Анна. Вместе с оленем Свеном им предстоит пройти немало испытаний. Фильм приняли с восторгом: «Холодное сердце» заработало в прокате почти $1,3 млрд. Феноменальный для 2013 года показатель — тогда еще попадание в клуб «Фильмы на миллиард» было событием, а не обыденностью. Среди анимационных работ до «Холодного сердца» лишь «История игрушек 3» (2010) собирала больше миллиарда, и то это было продолжение известной серии.

«Холодное сердце»

После таких показателей Disney смогла продолжить в том же бодром темпе: в 2014 году хорошо показывает себя «Город героев». В центре истории — подросток и изобретатель Хиро Хамада, который со своим братом попадает в серьезную передрягу. Теперь ребята должны использовать робота, чтобы остановить злодеев. При бюджете в $165 млн фильм принес более $650 млн и «Оскар» за лучший анимационный фильм. Схожие показатели и у «Моаны» — картины про дочь вождя племени, которая заскучала на острове и рванула в морское путешествие вместе с добродушным гигантом Мауи. При бюджете в $150 млн фильм собрал $643 млн.

А потом Disney решила заняться сиквелами — вышли «Ральф против интернета» и «Холодное сердце 2». Продолжения превзошли успехи оригинальных картин: приключения Ральфа собрали около $530 млн, а «Холодное сердце 2» — и вовсе $1,45 млрд. Не забывала компания и про новые экранизации уже классических работ. Во многих случаях мультфильмы превращались в фильмы с живыми актерами: «Золушка», «Красавица и чудовище», «Аладдин». Но были и анимационные фильмы — к примеру, прошлогодний «Король Лев», собравший в прокате $1,65 млрд.

«Король Лев» (2019)

Без промахов

Вместе с фильмами собственной анимационной студии Disney продолжает выпускать работы Pixar — она хоть и вошла в состав корпорации, но занимается в основном отдельными продуктами. История Pixar, начавшаяся с кратких демо о «маме-лампе и ее ребенке-лампе», достойна отдельного материала. Компания, в отличие от Disney, умудряется сохранять стабильно высокое качество фильмов уже более четверти века.

Pixar популяризировала компьютерную графику в мультфильмах и бралась за реализацию довольно смелых идей. Если говорить об именах, то, помимо Джона Лассетера, важную роль в создании лент студии играет Пит Докер — он участвовал в работе практически над всеми фильмами Pixar, к некоторым из них написал сценарии и сам занял режиссерское кресло. Так произошло, например, с мультфильмом «Вверх» — субъективно, одним из лучших от Pixar за все время. Лента о неугомонном парнишке-бойскауте и ворчливом старике под оболочкой «роудмуви» рассматривает множество проблем: отношения отцов и детей, воспитание, разница поколений, необходимость поиска компромиссов. На создание фильма ушло $175 млн, а принес он $735 млн и «Оскар» за лучший анимационный фильм.

Другая оригинальная идея Докера — «Головоломка». Здесь могла повториться ситуация «Фантазии»: визуализация эмоций без ухода в банальщину — довольно сложная задача. Но у Pixar в очередной раз все получилось: при бюджете в $175 млн фильм заработал более $850 млн. Плюс, конечно, «Оскар» — для Pixar такие награды уже давно стали обыденностью.


В следующем году Disney выпустит новый мультфильм — «Райя и последний дракон». Он расскажет о девушке Райе, которая ищет последнего живого дракона, способного одолеть опасного врага, который угрожает родному дому героини. Также на следующий год запланирован 60-й полнометражный мультик Disney Encanto о девочке из семьи с магическими способностями, которая не унаследовала никакого сверхъестественного дара. Похоже, сейчас анимационное отделение Disney вновь чувствует себя хорошо, и уже довольно долгое время.


Сегодня на видеосервисе VOKA состоится онлайн-премьера мультфильма «Вверх» в озвучке на белорусском языке. Над дубляжом мультфильма работала компания «Кінаконг» совместно с VOKA. На белорусском языке главные герои Карл и Рассел заговорят голосами заслуженного артиста Беларуси Валерия Шушкевича и 11-летнего Григория Денисенко — начинающего артиста, выбранного на кастинге из более чем 30 кандидатов.

«Вверх» пополнит раздел VOKA «Кіно па-беларуску — CINEVOKA», где также можно найти, к примеру, переозвученные мультфильмы «Рыбка Поньо на утесе» и «Тайна Келлс».

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Партнерский спецпроект. Реализован при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Выбор покупателей
50" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 50 Гц, индекс динамичных сцен 2100, Smart TV (Samsung Tizen), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
32" 1920x1080 (Full HD), частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi
43" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 50 Гц, Smart TV (Android TV), HDR, Wi-Fi

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by