Фильмы, которые нужно успеть посмотреть в 2020 году

18 декабря 2020 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Фильмы, которые нужно успеть посмотреть в 2020 году

Автор: Константин Сидорович

Обычно в декабре мы составляем рейтинг из десятка самых крутых фильмов, снятых за последний год. 2020-й выдался во всех смыслах особенным: вышло столько классных фильмов, что их можно сосчитать по пальцу одной руки. Мы решили составить атмосферный список из картин, которые, как нам кажется, соответствуют духу наконец-то уходящего года. Многие из них были сняты давно, но актуальны как никогда.

Практически каждый из фильмов посвящен тому или иному глобальному или локальному событию или процессу, характерному для 2020-го. Возможно, не все вы узнаете с ходу, а подсказывать мы не будем. Тем интереснее будет подборка, которая не только рейтинг, но еще и несложный ребус.

«Дорогие товарищи!» (2020, Россия)

Единственный в подборке фильм из уходящего года. Не шедевр, зато удивительно актуальное кино. Здесь есть бравые генералы, с упоением вспоминающие, как собственными руками пытали людей. Они без тени сомнения готовы расстрелять и раздавить танковыми гусеницами всех несогласных, прекрасно понимая, что люди всего лишь отстаивают свои конституционные права.

Здесь гадают о том, окажется военный человеком или нет, — шансы одинаковые. Здесь высокие чины кручинятся о несознательном народе, который ничегошеньки не понимает. Здесь главное для власти — это не только подавить протесты, но и ни в коем случае не допустить распространения информации. Здесь устраивают провластную дискотеку, на которую сгоняют «пленных» дружинников и комсомольцев.

Но вообще, «Дорогие товарищи!» — фильм не о нас, а о прошлом, которое, оказывается, порой не слишком отличается от настоящего. События ленты посвящены кровавому подавлению выступления советских рабочих в Новочеркасске в начале лета 1962 года. Забастовку подавили, десятки человек убили, многих расстреляли по приговору карманного суда и отправили в тюрьму. События засекретили на многие годы, пока правда не стала известна всему миру после распада СССР.

«Прогулка в Карабах» (2005, Грузия)

О конфликте в Карабахе снято много фильмов. Большинство из них — с прицелом на военные действия, почти все отражают позицию одной из двух противоборствующих сторон. «Прогулку в Карабах» сняли грузинские кинематографисты, которые попытались абстрагироваться от межэтнического и религиозного характера конфликта.

В начале 1990-х два грузинских парня отправляются в Азербайджан за партией наркотиков. Они сбиваются с пути и оказываются в зоне конфликта, поочередно попадая в плен то к армянам, то к азербайджанцам. «Прогулка в Карабах» показывает, насколько сложно бывает достучаться до разума людей, одурманенных не только наркотиками, но и пропагандой.

А ведь всего-то и нужно, что вспомнить о базовых, понятных каждому человеку понятиях добра и зла. В конце концов, каким бы ни был мотив, но убивать, калечить и пытать — это, несмотря на потуги любой идеологии, плохо всегда и при любых обстоятельствах. Вот только некоторые почему-то предпочитают об этом забыть.

«1984» (1984, Великобритания)

Фильм по книге, которая для многих в этом году стала настольной. К слову, серьезных попыток перенести роман на кинопленку было всего две, и обе они до легендарности первоисточника не дотянули. Но из двух лент более-менее достоверно дух абсолютной безысходности получилось передать картине Майкла Рэдфорта, снятой, что символично, в 1984-м.

Про сюжет вы и так все знаете, возможно, даже с опорой на собственный опыт. Тотальная несвобода, Большой Брат, культ личности вождя, привилегированная каста чиновников, наказания за мыслепреступления, тайные осведомители, зомбирующая ложь из телевизоров, бюрократия, вездесущая слежка, регулярное переписывание истории, пытки для несогласных, бесконечная цензура и происки виртуальных внешних врагов.

Удивительно, каким прозорливым питателем можно было быть 70 лет назад.

«Нефть» (2007, США)

13 лет назад вышел фильм, о котором сегодня уже мало кто помнит, — а лента, описывающая события зарождения «нефтяной лихорадки», до сих пор актуальна. Кроме того, здесь снялся один из лучших актеров современного мирового кино — Дэниэл Дэй-Льюис. Он же получил за свою роль «Оскар».

По структуре «Нефть» можно отнести к жанру производственной драмы на капиталистический лад. Нищий, но трудолюбивый парняга в погоне за американской мечтой таки добивается желаемого и становится нефтяным магнатом. Однако по сути перед нами подробнейший рассказ об этапах распада личности, готовой пожертвовать всем ради власти и денег. Ради такого даже на убийство можно пойти, считает главный антигерой.

«Нет» (2012, Чили)

Аугусто Пиночет пришел к власти в результате военного переворота и в разных ипостасях оставался у руля чилийской политики на протяжении 26 лет. Первое крупное поражение диктатор потерпел на референдуме 1988 года. Вопрос был вынесен один — «Должен ли Аугусто Пиночет остаться у власти?». Теперь название фильма должно стать понятнее.

Уверенный в народной любви и поддержке Пиночет референдум проиграл: против него высказались 55% избирателей. Говорят, потом диктатор жалел, что по доброте душевной и под международным давлением предоставил перед выборами несколько минут для слова оппозиции. Впрочем, хоть выбор чилийцев Аугусто и назвал ошибкой, но результаты не подтасовывал и признал выбор народа.

Несмотря на то что лента относительно свежая, смотрится она будто хроника из 1980-х — все благодаря стилизации и даже съемке на старые кассетные камеры. «Нет» отметили на нескольких крупных кинофестивалях. Кроме того, фильм претендовал на «Оскар» как лучшая картина на иностранном языке.

«Гроздья гнева» (1940, США)

Классическая голливудская картина, снятая по не менее классическому одноименному роману Джона Стейнбека. Говорят, нынешний экономический кризис подобен Великой депрессии 1930-х годов. Тогда она тоже охватила весь мир, но все же больше всего затронула США.

В центре внимания фильма — семья фермеров. Как и тысячи других семей, она вынуждена оставить свой дом и отправиться в поисках лучшей доли в Калифорнию. Но через призму истории «маленьких людей» писатель вместе с режиссером демонстрируют куда более глубокие вещи. И речь не только об экономическом упадке, утянувшем человечество на дно, но и о выживании, о разделении общества на власть имущих и жизнь влачащих.

Суровая правда о том, что чиновники в любой ситуации ради собственной выгоды готовы следовать букве ими же придуманных законов, а полицейским ничего не будет за расстрел недовольных «крикунов».

«Процесс» (1962, Франция)

За что можно попасть в тюрьму? Еще недавно любой человек мог перечислить хотя бы несколько преступлений, наказание за которые неминуемо. Сегодня все куда проще: не надо напрягаться и выуживать что-то из Уголовного кодекса, ведь правильный ответ односложен и лежит на поверхности.

Вот и герой кафкианского «Процесса», обычный мелкий госслужащий, не понимает, за что его арестовывают. Кажется, не понимают этого и те, кто его арестовывает, и даже суд. Все это частности, ведь главное — в том, что процесс идет, а значит, будет и приговор. За что? Какая разница, когда есть человек.

Кафка нынче в тренде, как и Оруэлл. Фильм «Процесс» считается лучшей экранизацией произведений немецкоязычного писателя, а за съемки взялись самые маститые кинематографисты. Несмотря на то что лента считается французской, режиссером выступил прославленный американец Орсон Уэллс, а главную роль исполнил опять же голливудский актер Энтони Перкинс. Оба считали «Процесс» своим лучшим фильмом.

«Лос-Анджелес 92» (2017, США)

В конце весны Америку потрясло убийство Джорджа Флойда, которого задушил полицейский. Вслед по стране прокатились массовые протесты под лозунгом Black Lives Matter. Расовые проблемы, часто переходящие в неоправданное насилие, хорошо известны в США. Большая буча была в 1992-м, причем ее триггером тоже стало видео, которое возмутило общественность. О событиях, произошедших несколько лет назад, сняли документальный фильм, полностью состоящий из кадров хроники.

История началась еще в марте 1991-го. Тогда после непродолжительной погони патрульный автомобиль остановил машину, в которой находился чернокожий парень Родни Кинг. Он оказал сопротивление при аресте — в ответ его избили дубинками. Парню нанесли 56 ударов, его госпитализировали с множественными гематомами, сломанными ногой и лицевой костью.

Кому-то это покажется странными и удивительным, но прокурор обвинил полицейских в чрезмерном насилии. 29 апреля суд оправдал силовиков, и в тот же день город накрыла волна протестов. Они длились меньше недели. За это время протестующие сожгли несколько тысяч зданий, были попытки взять штурмом штаб-квартиру полиции. Итог — десятки погибших, сотни пострадавших, тысячи арестованных. Ах да, полицейских в итоге повторно судили, выгнали из органов, а Родни Кингу выплатили компенсацию в размере $3,8 млн.

«Шоа» (1985, Франция/Великобритания)

Еще один документальный шедевр. Очень тяжелый, к тому же с хронометражем почти в 10 часов! И это избранные часы, которые пришлось выуживать из материала продолжительностью 350 часов. На создание картины у режиссера Клода Ланзманна ушло 11 лет. Многие кинокритики считают «Шоа» лучшим документальным фильмом за всю историю кинематографа.

Лента состоит из монологов жертв, участников и свидетелей геноцида времена Второй мировой. Кстати, слова последних, то есть свидетелей, поражают больше всего. Пока еще не очень привычно слушать людей, которые, по сути, жили в центре ада, но предпочитали не обращать на него внимание: «Я ведь просто принимал поезда с евреями, до всего остального мне дела не было».

Тема этой мучительной во всех смыслах ленты перекликается с понятием «банальность зла». В «Шоа» нет показательно карикатурных злодеев. Вот бывший участник зондеркоманды, неплохой, в общем-то, человек, который просто выполнял свою работу, отправляя на тот свет десятки ни в чем не повинных людей. Это подавляющее своей обыденностью настоящее зло и есть самое страшное в истории человечества.

«Заражение» (2011, США)

Недооцененный в свое время фильм, который сегодня можно смотреть как предупреждение всем нам из недалекого прошлого. На момент выхода зрители обругали ленту и занизили ей оценки: все ждали блокбастер, а Стивен Содерберг, имея в своем распоряжении потрясающий актерский ансамбль (Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Марион Котийяр, Гвинет Пэлтроу, Лоуренс Фишберн) выдал нудноватую, но предельно реалистичную картину распространения эпидемии.

Посмотрите это кино сейчас, и вы удивитесь, насколько точно авторы ленты предугадали пандемию коронавируса. Здесь и симптомы заражения похожи, и распространение вируса, и рекомендации ВОЗ практически не отличаются, и поведение людей идентично. Особое внимание уделяется именно общественной реакции на распространение заразы.

Неудивительно, что в этом году люди вспомнили о существовании «Заражения» и активно искали его в сети. Рейтинг ленты даже стал понемножечку расти.

«Чернобыль» (2019, США)

Если вы до сих пор по каким-то причинам не видели этот прошлогодний сериал, самое время восполнить культурно-развлекательные пробелы. «Чернобыль» отхватил кучу престижных и не очень наград, а его рейтинги стали чуть ли не рекордными.

Сюжет выбрали совсем не фантастический, но нужно подчеркнуть: «Чернобыль» остается художественным произведением, в котором дозволено пересказывать реальные события не с точностью до запятой. И все же основа у проекта самая что ни на есть реальная — авария на советской атомной станции.

Особое внимание авторы сериала уделили советской номенклатуре, пытающейся справиться с неожиданной для нее напастью. Желание властей сохранить баланс приводит к плачевному результату. Оказывается, что приказом реакцию не остановить, даже если «официальная позиция советского государства — здесь невозможна ядерная катастрофа».

«Убить дракона» (1988, СССР)

У вас еще не появилось праздничное настроение? Волшебные фильмы Марка Захарова не только создают настроение, но и за десятки лет успели разойтись на цитаты и заставили задуматься не одно поколение зрителей. «Убить дракона», пожалуй, лучший фильм в карьере прославленного режиссера. Почему бы с ним и надеждами на лучшее не встретить новый год?

Во время странствий рыцарь Ланцелот попадает в несчастную страну. Здесь правит жестокий тиран — дракон. Помогает ему психически больной бургомистр, избирающийся на этот пост 17 раз подряд. Жители их побаиваются, но также любят, потому что, если не будешь любить, шпионы доложат наверх, и тогда быть беде. К тому же в школах учат, что дракон хороший, потому что навел порядок: избавил город от не признающих власть цыган. Их, правда, никто не видел, но ведь учебники врать не будут?

Насмотревшись на непотребства презирающего людей дракона, Ланцелот решает вызвать его на дуэль и убить, чтобы подарить людям свободу. Однако оказывается, что уничтожить одного дракона мало — чтобы получить свободу, каждый человек должен сам убить раба, дракона в себе. Никто извне не способен подарить это право — его нужно завоевать и осознать самостоятельно.

43" 3840x2160 (4K UHD), матрица IPS, частота матрицы 50 Гц, Smart TV (Android TV), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
50" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 50 Гц, индекс динамичных сцен 2100, Smart TV (Samsung Tizen), HDR, Wi-Fi
Выбор покупателей
32" 1920x1080 (Full HD), частота матрицы 50 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR, Wi-Fi

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by