В уходящем (к счастью) 2020 году события что в мире, что в Беларуси менялись часто и быстро. Сперва, в январе-феврале, все шло примерно как обычно. Что случилось потом, и так все знают, а проговаривать это в очередной раз даже и не хочется. Но историю на то и пишут, чтобы ее запомнили хорошо, во всех деталях. И этот год уж точно не будет забыт, тем более что он выдался знаковым на события. Мы освежили в памяти самые яркие и резонансные явления в белорусской IT-сфере.
Примерно с середины марта в Беларуси начался импровизированный карантин: формально запретов и ограничений в стране не было, но многие компании решили перестраховаться и ушли на удаленку. В первое время, как говорили HR-менеджеры, продуктивность чуть снизилась. Ничего удивительного: дома атмосфера все-таки не особо располагает к работе, особенно при беспрепятственном доступе к холодильнику, игровым приставкам и стриминговым сервисам. Впрочем, со временем произошла адаптация. Некоторые компании даже решили, что отныне удаленка — это не временное решение, а уже новая корпоративная реальность. К примеру, об этом заявили в Gurtam.
Айтишники сразу начали заниматься проектами, которые так или иначе могут помочь медикам, волонтерам и всем остальным пережить пандемию. Весной ощущалась нехватка информации о коронавирусе. Точнее, было понятно, что дело плохо. Но как именно распространяется вирус, какие симптомы отличают его от обычной простуды, каков инкубационный период и вообще «заразность» носителя — здесь начиналась разбежка в данных. Одним из главных источников подлинной информации стала Всемирная организация здравоохранения. Ее сведения и легли в основу чат-бота от Viber: официальные новости, эффективные меры профилактики и даже тест на мифы о COVID-19, чтобы проверить свои знания. Разработчики приложения Flo сделали чат-бот по рекомендациям американского Центра по контролю и профилактике заболеваний: программа позволяет отслеживать похожие на коронавирус симптомы, там же собрана информация о нем.
Gurtam запустила некоммерческую инициативу Covid19 IoT Alliance. Белорусская IT-компания предоставляет коммерческий аккаунт собственной платформы Flespi для запуска проектов, направленных на преодоление пандемии. Кроме того, Gurtam предложила партнерам заморозить автомобили, которые подключены к флагманскому продукту компании — платформе Wialon для мониторинга транспорта. Таким образом перевозчики, пострадавшие от закрытия границ и снижения спроса на свои услуги, смогли сэкономить хотя бы на оплате ПО.
Еще одна IT-компания, Forte Group, предложила выделить ресурсы на разработку ПО для некоммерческих организаций, которые противостоят коронавирусу. Также компания работала над самостоятельным тестом на COVID-19.
EPAM запустила много инициатив — они были как софтовыми, так и физическими. Например, одна из команд поддержала проект экосистемы информационной помощи, где можно оставить заявку с описанием желаемого, а спонсоры найдут средства на реализацию. Подразделение продуктового дизайна разработало прототип защитной маски для медиков, и предложение поддержала компания Mark Formelle. Даже удалось избежать бюрократии: Министерство здравоохранения быстро выдало сертификат и специальное разрешение на производство, после чего маски сразу же изготовили и отправили в белорусские больницы. Помимо этого, EPAM и Wargaming передали Минздраву 700 тыс. масок FFP2.
«Железный акселератор» EnCata разработала дезинфицирующую рамку Gate|0. Она может проводить дезинфекцию двумя способами: гипоаллергенным раствором (безопасен для человека) или через модуль генерации озона. Дополнительно рамку можно оборудовать тепловизором, турникетом, системой диагностики обоняния и другими наворотами.
За рубежом коронавирус называют явлением, разделившим мир на «до» и «после». В Беларуси главным событием с таким статусом, увы, стал совсем не COVID-19, а произошедшее 9 августа и в последующие дни. IT-индустрия, как и в случае с пандемией, сразу принялась помогать по мере сил.
Среди пострадавших при задержаниях были, конечно, и айтишники. Переломы костей, повреждения внутренних органов, гематомы и ссадины — это не список травм при серьезном ДТП или после падения с высоты, а состояние освобожденных после задержания сотрудников крупной компании IBA Group, о чем ее руководитель сообщил в письме коллегам.
IT-компании быстро собрали $1,1 млн на помощь пострадавшим людям: ISSoft Solutions и Gurtam выделили по полмиллиона, а еще сто тысяч добавила криптобиржа Currency.com.
В первые дни после выборов интернета в Беларуси практически не было, а Viber и вовсе лег намертво. Генеральный директор компании Джамел Агауа выступил с несколькими недвусмысленными заявлениями касательно блокировки самого Viber, насилия («Это неприемлемо в 2020 году») и, наконец, эвакуации офиса после визита неизвестных людей в черном в белорусское представительство «Яндекса» (что это было, так толком до сих пор неизвестно). Тогда же Агауа отметил: «Может быть, если ситуация не улучшится, мы не будем больше инвестировать в Беларусь. Такое может быть, потому что мы не можем инвестировать в страну, где люди живут в страхе. Это невозможно».
Пессимистичный настрой был и в других компаниях. Руководитель Wargaming Виктор Кислый разослал внутреннее письмо, в котором сообщил о разработке плана по возможной релокации некоторых сотрудников вместе с семьями. Вопрос о переезде наряду с возможностью удаленной работы (а они связаны между собой) стал одним из самых частых на собеседованиях. Глава EPAM Аркадий Добкин допускал, что Беларуси грозит массовая миграция айтишников: «Люди в IT достаточно мобильны. Это люди, которые, как правило, говорят на неплохом английском языке, путешествуют по миру, общаются с миром в их ежедневной жизни. Как эти люди прореагируют? Возможно, это будет самый большой исход этой категории людей из страны за последние 30 лет. Больше, чем 20 лет назад. Одной из причин создания парка было как раз сделать так, чтобы талант не уезжал. Многие компании сегодня вывозят сотрудников».
Ряд компаний тоже задумались о релокейте. Известно, что в одну только Латвию уже переехали 15 IT-компаний из Беларуси. Цифра кажется очень маленькой, но подобные миграции быстро не проходят, к тому же они обходятся компаниям довольно дорого.
Одной из первых крупных IT-инициатив во время предвыборной гонки стала платформа «Голос». Ее суть — в альтернативном способе электронного подсчета голосов. Нужно было сперва зарегистрироваться на платформе, затем сфотографировать бюллетень с галочкой напротив выбранного кандидата, после чего отправить снимок в «Голос».
Белорусам идея определенно понравилась: платформа получила более миллиона фотографий бюллетеней со всей страны, а также официальные итоговые протоколы с 1310 избирательных участков (всего же их было примерно 5,7 тыс.). По словам Павла Либера, одного из разработчиков «Голоса», платформой заинтересовались в других странах (к примеру, обращались люди из Казахстана).
На этом фоне выделялась еще одна инициатива — от основателя компании PandaDoc Микиты Микадо. 12 августа предприниматель анонсировал программу помощи силовикам, которые не могут отказаться от своей работы по финансовым причинам. Тогда же Микадо призвал других IT-предпринимателей присоединиться к этой инициативе. Только к концу августа основатель PandaDoc получил 594 заявки. Дальше история получила неожиданный виток.
2 сентября в минский офис PandaDoc нагрянули с обыском силовики. Большинство сотрудников компании работали удаленно, но в офисе тоже находились люди. В результате были задержаны четверо: главный бухгалтер Юлия Шардыко, директор Дмитрий Рабцевич, директор по продукту Виктор Кувшинов и HR Владислав Михолап. Им предъявили обвинение по части 4 статьи 209 («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»), санкция которой предусматривает лишение свободы на 3—10 лет со штрафом.
В чем именно, по версии следствия, заключается мошенничество, до сих пор не сказано. При этом в сюжете Агентства теленовостей говорилось, что белорусский филиал PandaDoc финансировал женские протестные марши. Микита Микадо прокомментировал информацию из ролика АТН коротко: «Никогда никакие протесты мы не финансировали».
Осенью меру пресечения троим из четверых обвиняемых изменили — их выпустили из СИЗО. По настоящее время там остается только Виктор Кувшинов.
Айтишники начали выходить на акции в поддержку PandaDoc. В основном они собирались в цепочки у Парка высоких технологий на холме вдоль МКАД.
Туда же стягивались и силовики, а во время одной из акций человек в черном сломал ногу. В районе здания администрации ПВТ происходили задержания, по парковке бегали люди в черном с предметами, похожими на оружие.
Также у ПВТ проходили и другие акции: например, айтишники выходили в знак солидарности после смерти Романа Бондаренко.
Формально эта история началась в конце 2019-го, но все самое интересное произошло именно в нынешнем году. Хоть финал уже известен, участников дела ждут еще новые суды — уже в других юрисдикциях.
Начиналось все так: Wargaming подала в суд на пятерых бывших сотрудников, которые ранее работали над World of Tanks Blitz, а к моменту иска основали собственную студию Blitz Team и выпустили мобильный шутер Battle Prime. Wargaming обвинила экс-сотрудников в создании ответвлений движка DAVA Engine (используется в World of Tanks Blitz). За это компания требовала суммарно $1,7 млн в эквиваленте. В Blitz Team заявили, что все было по-другому.
Дело рассматривал Верховный суд. Интересы истца (Wargaming) представляло адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры», а сотрудников Blitz Team защищал адвокат Денис Алейников (один из создателей декрета «ПВТ 2.0», ныне занимается похожим проектом Diia City в Украине). Обе стороны через письма для медиа сообщали все более удивительные подробности: новые суды на Кипре и в США, запрет на слово Blitz, очень солидные денежные компенсации, которые то ли были, то ли нет. В результате Blitz Team стала Press Fire Games, а Battle Prime на момент написания этой публикации недоступна в Google Play.
Наконец, 10 декабря Верховный суд вынес решение: в иске Wargaming отказать. То есть победа осталась за сотрудниками Press Fire Games. Wargaming, что ожидаемо, не согласна с озвученным решением и намерена продолжить суды в других юрисдикциях. Press Fire Games тем временем заявила, что Wargaming в какой-то момент даже предложила пойти на мировую, но сотрудники отказались: мол, слишком много нервов уже потрепано, чтобы закрыть вопрос по-тихому. Сейчас Press Fire Games добивается возвращения своей игры в Google Play, а в App Store она и так доступна.
Пожалуй, это самое громкое судебное дело в истории белорусского IT — как по сумме иска, так и в плане действующих лиц. Будь в Беларуси свой Netflix, он точно купил бы права на сериал по мотивам этих событий.
Также завершилось еще одно громкое судебное разбирательство — дело «Белтелекома». Но здесь обстоятельства более привычные: взятка — эка невидаль в судебной практике. Правда, суммы были очень солидные: бывшего гендиректора «Белтелекома» Сергея Сиводедова обвиняли в получении $470 тыс., а бывшего заместителя госсекретаря Совета безопасности Андрея Втюрина — в получении взяток примерно на $200 тыс. Дело касалось тендеров и поставок телеком-оборудования. В итоге Сиводедова приговорили к 7 годам лишения свободы, Втюрина — к 12. Другие фигуранты дела получили ограничение либо лишение свободы на 2—7 лет.
Мы обратились в администрацию Парка высоких технологий, чтобы узнать, каково их видение прошедшего года в белорусской IT-отрасли и перспектив на 2021-й. Заместитель директора администрации ПВТ Кирилл Залесский прокомментировал события так:
— В уходящем году Парк высоких технологий и в целом IT-отрасль Беларуси продолжили тренд на активное развитие. ПВТ пополнился более чем 200 новыми резидентами, причем две трети из них — молодые компании, которым на момент вступления в Парк не было и года.
Среди основных направлений деятельности «новичков» — игры, финтех, разработка ПО в сфере e-commerce. Заработал первый и единственный в СНГ легальный оператор обмена криптовалют.
На фоне пандемии коронавируса многие компании занялись решениями для сферы здравоохранения. Среди них — продукты, упрощающие взаимодействие врачей и пациентов, в том числе с использованием телемедицины, а также софт для обработки больших объемов медицинских данных. Отдельный тренд — решения с использованием искусственного интеллекта: одни позволяют анализировать результаты медицинских исследований, другие предоставляют возможность проводить диагностику самостоятельно.
Укрепился международный вектор Парка. Среди новых резидентов более трети — это компании с иностранным капиталом из Великобритании, Израиля, Латвии, США, Швейцарии и других стран.
За год в ПВТ открылось более 20 центров исследований и разработок иностранных корпораций. Впервые в Парке зарегистрирован R&D-центр из Италии, приняты сразу четыре R&D-центра немецких компаний.
Экспорт по-прежнему составляет около 90% доходов резидентов ПВТ. За девять месяцев компании Парка заработали на внешних рынках $1,854 млрд — это на 27% больше, чем за три квартала прошлого года.
Всего за 2020 год Парк прирос на 9 тыс. человек, и сегодня в ПВТ работает около 67 тыс. специалистов — это примерно 1,5% занятых в экономике Беларуси, которые формируют более 4% ВВП нашей страны. Всего в ПВТ работает 969 резидентов, и еще около 40 компаний готовят документы на вступление.
За последний год глобальная цифровизация многократно ускорилась, мир активно переселяется в онлайн и внедряет искусственный интеллект. Наверняка в наступающем году эти тенденции только усилятся, что откроет новые возможности для резидентов ПВТ и всей IT-отрасли.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by