Зимние прогнозы пессимистов начинают сбываться: за прошлую неделю зафиксированы рекордные 2 млн новых случаев заражения COVID-19. В начале весны вторая волна коронавируса казалась далекой и не особо-то важной: мол, хоть бы первую благополучно пережить. Теперь же это реальность. Политики открыто говорят, что волна номер два уже идет, а ученые фиксируют отличия от зимне-весеннего этапа пандемии. Европа готовится к новой вспышке COVID-19 и возвращает ограничительные меры, британцы думают над возвращением локдауна — хоть и признают, что лучше бы до него дело не дошло.
Цифры по Европе выглядят довольно плохо. В Великобритании число выявленных случаев за сутки 19 сентября превысило 4400, во Франции вообще был рекорд — 13 498. И это при прошлом наивысшем показателе в 7578 заражений 31 марта. Тревожные цифры и в Чехии: весной страна одной из первых ввела жесткий карантин и закрыла границы, что позволило ей относительно безболезненно преодолеть волну. На протяжении марта и апреля число выявленных случаев каждый день не превышало пары сотен человек, в то время как, например, в Италии и Испании счет шел на тысячи. Теперь же ситуация в Чехии изменилась: со второй недели сентября фиксируется более 1000 новых заражений, а 17-го числа поставлен рекорд — 3123 случая.
При этом в Италии, где ситуация весной была особенно напряженной, рост хоть и наблюдается, но не такой катастрофический: по 1,5—2 тыс. случаев в день против 5—7 тыс. в марте. Особенно интересно выглядит Швеция — практически единственная страна Европы, которая выбрала особый путь и не вводила принудительный карантин. В июне казалось, что план шведского эпидемиолога Андерса Тегнелла провалился: число заражений в сутки порой превышало 2 тыс., а показатели смертности зашкаливали. Но сейчас в стране все спокойно: стабильно по две-три сотни выявленных случаев.
Такую ситуацию можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, пресловутый коллективный иммунитет: люди, перенесшие COVID-19, получили естественную защиту для своего организма, что не позволяет вирусу распространяться среди их круга контактов. Во-вторых, изрядная доля летальных случаев в Швеции пришлась на дома престарелых, а не на более молодое население. Локальные вспышки угасли, и ситуация стабилизировалась. Правда, коллективный иммунитет все равно под большим сомнением: например, в Испании лишь около 5% населения выработали стойкость к COVID-19. Поэтому существует ли он и, если да, насколько эффективен — тема для отдельных исследований.
В США все хуже: за все время в Европе выявлено 4,4 млн случаев и 217 тыс. смертей при численности населения в 750 млн человек, а в Штатах на 330 млн жителей пришлось 7,1 млн заражений COVID-19 и примерно 200 тыс. летальных случаев. По прогнозу Вашингтонского университета, к концу года в США будет 378 тыс. умерших от коронавируса, и пик придется на декабрь. Вторая волна в Азии началась чуть раньше — примерно с конца июля. До Австралии и Новой Зеландии новая вспышка, похоже, еще не добралась. Эти страны вводили жесткий карантин, за что австралийскому губернатору штата Виктория Дэниелу Эндрюсу крепко досталось от политических оппонентов. Однако его подход сработал: в самом штате фиксируют менее 20 случаев каждый день, да и в целом по стране ситуация спокойная.
При этом Австралии повезло еще и с климатом. Вирусы чувствуют себя увереннее при низких температурах, и накануне зимы это плохо. Другой связанный с порой года момент — зимой, как правило, люди проводят значительно больше времени в закрытых помещениях. Значит, соблюдать социальную дистанцию станет труднее, и вероятность заражения увеличится.
Главным очагом коронавируса по состоянию на сентябрь рискует стать Индия. При населении в 1,3 млрд человек страна на удивление хорошо пережила весну и начало лета. Но уже с первых чисел июля прирост начал исчисляться десятками тысяч, а с начала сентября фиксируется примерно по 80—90 тыс. новых случаев в сутки. Страна уже находится на втором месте в мире по числу зафиксированных заражений — 5,7 млн случаев. Хуже данные только у США — 7,1 млн.
Причинами второй волны специалисты называют вполне простые вещи. Одна из них — то, что в начале лета страны начали выходить из карантина: правительства открывали границы, снимали запреты на посещение людных мест. Возобновление работы ресторанов, торговых центров и других подобных заведений привело к росту заболеваемости. Другая причина — социальная. Некоторые люди просто устали от карантина, что со временем вылилось в халатное отношении к безопасности, особенно когда страны начали снимать ограничения. Наконец, осенью возобновили работу школы и другие учебные заведения.
Европейские страны принялись готовиться ко второй волне. Некоторые страны будут возвращать ограничительные меры. Так, в Чехии маски стали вновь обязательными для ношения в школах. В Нидерландах, где количество выявленных за сутки случаев теперь колеблется на уровне 2 тыс., ужесточают меры для заведений: максимальное количество гостей уменьшено со 100 человек до 50. Бары, которые обычно работают до часа ночи, с полуночи не должны принимать новых посетителей. То же касается казино.
Власти Мадрида, где сейчас разгорается вторая волна пандемии, тоже не хотят вводить карантин. Глава регионального правительства Испании Изабель Диас Аюсо заявила, что готова к любым мерам, кроме локдауна: «Это будет смертельно для нашего общества». Премьер-министр Педро Санчес отметил, что до весенних ограничений дело не дойдет. Сейчас столичные власти попросили примерно 850 тыс. человек в Мадриде оставаться дома. Им можно выходить на улицу лишь по веским причинам: чтобы доехать до работы, посетить врача или отвезти ребенка в школу. Такое ограничение пока что введено минимум на две недели в районах, где показатель заболеваемости составляет 1000 случаев на 10 000 жителей. Это уже привело к акциям протеста: в некоторых районах Мадрида сотни человек выходили на улицы, выступая против новых ограничений.
Особенно острая ситуация складывается в Великобритании. Премьер-министр страны Борис Джонсон уже подтвердил: «Вторая волна грядет, мы наблюдаем ее во Франции, в Испании, по всей Европе. И мы неизбежно увидим ее в нашей стране». При этом британский политик заверил: второй локдаун — крайняя мера, на которую власти пойдут лишь в безвыходном случае. Люди должны соблюдать все меры правительства, заявил премьер-министр, и тогда есть шанс обойтись без жесткого карантина. С 28 сентября люди с положительным тестом на коронавирус будут обязаны уйти на самоизоляцию, а нуждающимся выплатят по 500 фунтов помощи. За нарушение карантина — штраф от 1 тыс. до 10 тыс. фунтов (за повторные случаи нарушения). Актуальные ограничения в Англии сейчас такие: бары и рестораны должны закрываться в десять вечера, обслуживание гостей — только за столами (для компаний не более шести человек), по возможности люди должны работать удаленно, число гостей на свадьбах не должно превышать 15 человек, персонал заведений и магазинов обязан носить маски. За любое нарушение перечисленных правил — штраф 200 фунтов.
Французский Лион уже ограничил численность на массовых мероприятиях с 5 тыс. до 1 тыс. человек. Продажа алкоголя и употребление спиртного на улице запрещены с восьми часов вечера, в барах и ресторанах посетители должны находиться только за столиками — стойки под запретом, как и танцевальные пространства. Дома престарелых можно посещать лишь дважды в неделю. В Марселе, Бордо и Ницце приняты схожие меры. Маски во Франции обязательны во всех общественных местах (музеи, транспорт, магазины), а в некоторых городах (Париж, Марсель, Лион) — и на улице. При этом бары и рестораны могут работать с рядом ограничений, а ночные клубы остаются закрыты. На рабочих местах в закрытых помещениях люди должны находиться в медицинских масках; обеспечить ими сотрудников — обязанность работодателя.
Судя по свежей статистике, пациент с коронавирусом заметно помолодел. Это отметил и директор европейского отделения ВОЗ Ганс Клюге. Основными больными второй волны COVID-19 называют людей в возрасте 20—40 лет. К примеру, с января по май в Европе 40% случаев коронавируса приходилось на людей в возрасте 60 лет и более. В июне и июле среди этой возрастной группы выявлялось лишь 17,3% случаев. Зато среди молодежи от 20 до 29 лет — сразу 19,5%. Средний возраст больного COVID-19 упал с 54 до 39 лет. Здесь можно найти положительный момент: в целом коронавирус менее опасен для молодых людей. Следовательно, мир должен пережить вторую волну COVID-19 с меньшими жертвами.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by