29 августа 2020 в 8:00
Источник: Клим Картохин

Ошибка 404. Как в СССР хотели сделать самолет на 1200 пассажиров

Источник: Клим Картохин

В пассажирских авиаперевозках долгое время оставались актуальными две основные задачи: перевозить пассажиров быстро и в максимальном количестве. Цель сделать быстро на примере «Конкорда» провалилась. А вот попытки создать как можно более вместительный авиалайнер никогда не прекращались. Одной из таких попыток отметился умирающий СССР.

1991 год — время распада одной из двух существовавших в то время сверхдержав. Парад суверенитетов прокатился по едва дышащему СССР, который вот-вот (в самом конце года) окончательно и бесповоротно прекратит свое существование. Но все же даже в этом хаосе ключевые советские предприятия не переставали работать над амбициозными проектами, которым, правда, не суждено было воплотиться в реальности.

Было очевидно, что тратить силы и средства на военные проекты поздно. Ту-404 должен был стать самым что ни на есть гражданским самолетом, безо всяких армейских модификаций. Если бы такой лайнер построили, он мог бы изменить представления современников об авиации — вплоть до того, что сегодня даже аэропорты выглядели бы по-другому.

«Звездный крейсер»

В рамках проекта рассматривались два возможных варианта Ту-404. Первый предусматривал классическую конструкцию с двухэтажным салоном. На нижней палубе могло размещаться 700 пассажиров, а на верхней — еще 500. Таким образом, общая вместимость судна достигала 1200 человек — невероятный показатель как по тем временам, так и по нынешним.

Длина самолета должна была составить почти 90 метров, ширина — 77, а высота — с девятиэтажный дом! Рассчитали массу такого судна: она должна была приблизиться к 500 тоннам. При этом лайнер мог брать полезную нагрузку массой до 130 тонн.

Правда, хватало у такого решения и недостатков. При своих габаритах с учетом аэродинамических свойств традиционной конструкции Ту-404 должен был отличаться огромной топливной прожорливостью, а также крайне сложным управлением. Поэтому основное внимание конструкторы уделили версии Ту-404 с конструкцией типа «летающее крыло».

До сих пор гражданских самолетов в таком виде не существует. Однако вы могли видеть модели в форме «летающее крыло» на примере военной авиации — это те самые, у которых нет «хвоста» и которые похожи на бумеранг или треугольник.

Стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit

Основное преимущество такой схемы по сравнению с классической — заметная экономия топлива. Согласно примерным расчетам, при одинаковой пассажировместимости «летающее крыло» расходует почти на треть меньше топлива — все благодаря меньшей массе судна и более высоким аэродинамическим свойствам. Кроме того, такая конструкция гораздо устойчивее во время посадки при сильном боковом метре и удобнее для размещения двигателей большого диаметра.

В варианте «летающее крыло» длина Ту-404 составила бы всего 60 метров (на треть меньше аналога классической конструкции), а вот ширина — целых 110 метров. Шесть салонов вместимостью по 200 человек располагались параллельно друг другу. Единственным ощутимым недостатком для пассажиров было лишь отсутствие иллюминаторов. Топливо, к слову, должно было плескаться в широченных крыльях лайнера.

Изображение: testpilot.ru

Ту-404 собирались оснастить шестью экономичными винтовентиляторными двигателями. Они должны были поднимать самолет на высоту до 11 километров. Крейсерская скорость самолета рассчитывалась на уровне 900—1000 км/ч, а реальная дальность полета — около 10 тыс. километров.

Изображение: testpilot.ru

Изначально планировалось, что лайнер начнет совершать первые коммерческие рейсы где-то к 2025 году. Однако в настоящее время о Ту-404 даже не вспоминают. Для такого самолета нужно было создавать новую инфраструктуру. Требовалось дорогостоящее переоборудование аэропортов для обслуживания как судна, так и большого количества пассажиров. Нужна была и усиленная взлетно-посадочная полоса длиной не менее 4 километров.

К тому же в декабре 1991 года окончательно оформился развал СССР, что означало существенное сокращение финансирования любых проектов с претензией на грандиозность. Компактную модель Ту-404 еще несколько лет возили по международным выставкам, но дальше стадии начального проектирования дело так и не пошло. В 1994 году проект официально отменили.

Фото макета: alternathistory.com

Что дальше?

Попытки создать самый вместительный пассажирский самолет предпринимаются до сих пор, но уже не в России. Больше всего в этом направлении преуспела европейская компания Airbus.

Модель A380 разрабатывалась более 10 лет. И вот наконец в 2005-м самолет, способный перевозить больше всего пассажиров, был готов. В теории на двух палубах авиалайнер способен уместить в общей сложности 853 пассажира. Не показатель Ту-404, но все-таки тоже внушительно!

Правда, в такой компоновке Airbus A380 до сих пор не встречаются. Для этого все места должны относиться к экономклассу, тогда как большинство авиакомпаний, способных позволить себе содержать такой самолет, все же предпочитают классическую трехклассную модификацию. В этом виде лайнер способен перевезти около 500 пассажиров — именно столько (плюс-минус) большинство существующих Airbus A380 и вмещает.

Впрочем, есть версии A380 и с бо́льшим количеством мест. Так, в парке Emirates значится самолет с 615 местами. Впрочем, до максимально возможной конфигурации с 853 креслами ему все равно далеко.

Airbus A380 реализован в классической конструкции. Его крейсерская скорость сопоставима с той, которую рассчитали для Ту-404, то есть 900—950 км/ч. Зато дальность полета у европейского гиганта куда более впечатляющая — 15 тыс. километров! Самолет способен совершать беспосадочные перелеты из Гонконга в Нью-Йорк или из Стамбула в Сидней.

На этом европейцы не остановились. В 2007 году Airbus анонсировала модель A380-900, которая в максимальной конфигурации могла бы вмещать более 960 человек. Эту модель готовы были сразу заказать такие компании, как Lufthansa, Emirates, KLM и Air France. В итоге планы по выпуску A380-900 пришлось менять. Сначала это объяснили необходимостью стабилизации производства базовой модели. С тех пор разговоры об увеличенной версии самолета время от времени возникают снова и снова, но до сборки дело так и не дошло.

Скорее всего, в обозримом будущем не будет построен и Airbus A380-1000, проект которого был предложен 10 лет назад. Судя по предварительным техническим характеристикам, этот самолет мог быть очень похож на то, что собирались сделать конструкторы Ту-404 в классической конструкции. A380-1000 мог бы перевозить до 1100 пассажиров на местах экономкласса! Если бы руководство Airbus одобрило проект, гигант поднялся бы в небо уже в 2025 году. Но этого не случилось — и вряд ли когда-то случится.


Еще до коронавируса стало ясно, что супервместительные самолеты не так уж и нужны. Airbus A380 пугал многие авиакомпании из-за высокого риска не продать так много мест на дальние перелеты. За последние годы производство лайнера упало втрое, все больше авиаперевозчиков предпочитают покупать более компактные модели.

Скорее всего, окончательную точку в попытках создать самый-самый вместительный самолет поставил коронавирус. Авиация — одна из самых пострадавших от пандемии отраслей, восстановление которой затянется на годы, если не на десятилетия. В этих условиях никто еще очень долго не решится на эксперименты вроде Ту-404.

Onliner рекомендует
квадрокоптер, частота: 2.4 ГГц/5.8 ГГц, управление с планшета/смартфона, время полета: 30 мин, дальность: 4000 м
квадрокоптер, двигатель бесколлекторный, частота: 2.4 ГГц/5.8 ГГц, время полета: 34 мин, дальность: 10000 м
Выбор покупателей
квадрокоптер, частота: 2.4 ГГц, управление с планшета/смартфона, время полета: 5-7 мин, дальность: 70 м

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by