Спецпроект

Как устроена киберспортивная студия и чем там занято столько людей? Мы все узнали

13 768
31 июля 2020 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич
Спецпроект

Как устроена киберспортивная студия и чем там занято столько людей? Мы все узнали

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

С киберспортом уже давно принято считаться: древние шутки про травму от клавиатуры и мышки показывают лишь невежество остряка. Топовые турниры проходят на огромных площадках, суммы призовых считают в миллионах, а наблюдают за игрой десятки тысяч человек. Обязательный компонент любой спортивной трансляции — ведущие, и слушать их порой интереснее, чем следить за матчем. Onliner вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra продолжает изучать киберспорт, поэтому мы поговорили с комментатором VOKA League и узнали, как происходит организация матчей и как устроена сама студия, из которой идет трансляция.

О разнице форматов

Вообще, киберспортивный турнир обычно проходит в одном из трех форматов:

  1. Целиком в онлайне. Зрители сидят по домам, команды играют из своей штаб-квартиры, а комментаторы трансляции находятся в студии.
  2. Полноценный LAN-турнир. Здесь все так же, как, например, на футбольном матче: команды находятся перед зрителями, их действия комментируют ведущие, можно поддержать любимых игроков воплями. Такое событие — самое затратное, но и наиболее зрелищное.
  3. Пабстомп. Это промежуточный вариант между первым и вторым видами: команды играют удаленно, а сам матч транслируется в кинотеатре или на другой крупной площадке, где собираются зрители. Аналогия с обычным спортом — просмотр того же футбола в баре.

Эти три стандарта с небольшими изменениями перешли в киберспорт из спорта обычного, говорит куратор киберспортивного направления VOKA Наталья Сафонова:

— Самые яркие эмоции дарят, конечно, форматы, когда зрители собираются вместе — на LAN-турнире или пабстомпе. Мы пригласили болельщиков на совместный просмотр первого финала VOKA League, и было видно, что люди полностью погружены в экраны. Атмосфера в зале была даже более живой и эмоциональной, чем в студии. Зрители кричали, хлопали на голевых моментах. Живой обмен эмоциями ни с чем не сравнится.

Правда, сейчас таких ивентов мало: из-за пандемии коронавируса практически все мероприятия либо отменили, либо перевели в онлайн-формат.

Ведущим приходится учитывать формат турнира, и больше всего стресса — на LAN-мероприятиях:

— Любая живая трансляция предполагает много сложностей и особенностей. Кто-то волнуется, какая-то техническая заминка, не могут вовремя начать — комментаторы должны быть отчасти шоуменами, вовремя повысить тональность голоса, обозначить сложный и интересный момент, плюс им нужно разбираться в киберспортивной дисциплине. Но основной талант комментатора — это не просто «пою о том, что вижу», но и обрамление всего аналитикой, своими прогнозами и гипотезами относительно дальнейшего развития игры.

Киберспорт по-прежнему остается довольно нишевым развлечением, поэтому в индустрии дефицит подходящих ведущих: дисциплин много, а каждую игру нужно знать досконально (правила, лексику, героев) и еще ориентироваться в командах, и это не говоря об идеальной дикции и знаниях фонетики, чтобы без «средства́» и «позво́нит». Как таковой «школы киберспортивного комментатора» нет: кто-то становится ведущим матчей после завершения карьеры киберспортсмена, кто-то — просто шоумен, который увлекается видеоиграми. В последнее время часто встречаются комментаторы, выросшие из стримеров.

Обычно на матч ставят двоих комментаторов. Во-первых, так проще: если один что-то упустит, второй подскажет. Во-вторых, у них немного разная специфика: подбирают эксперта по игре и разговорчивого человека, который может и не знать всех тонкостей, но благодаря яркой речи будет держать зрителей у экранов.

«Если говорить не о чем, у вас как у комментатора проблемы»

Павел Скрипко стал комментатором по завершении карьеры киберспортсмена.

— Я играю профессионально с 2005 года и комментирую с 2013-го. Был профессиональным игроком в Warcraft 3, играл за сборную Беларуси и представлял страну на международных соревнованиях.

— Успешно?

— Да, довольно-таки. Не раз обыгрывали Россию, например.

— Как стали комментатором?

— Знакомый, который организовывал турниры по Starcraft 2, предложил стать комментатором. Ныне покойный Алексей Бурдыко тогда открывал Game Show Studio, и была вакансия комментатора. Я решил посвящать больше времени реальной жизни и подумал, что можно совместить хобби с профессией.

— Комментировать обычный спорт не думали?

— Киберспорт мне намного интереснее, он динамичнее для наблюдения.

— Сколько дисциплин можете комментировать?

— Давайте загибать пальцы: Dota 2, CS, Starcraft, Warcraft, Heroes of the Storm, Valorant, Overwatch, League of Legends (но давайте ее не считать, я не очень хорошо знаю игру), Hearthstone, FIFA — вот, кстати, к вопросу о комментировании реальных видов спорта.

— Много времени нужно на освоение новой дисциплины? Когда становитесь уверены, что сможете комментировать матч в ней?

— Все зависит от человека: чтобы наработать базу знаний, требуется поиграть в дисциплину — разобраться в мелочах и деталях. Главное, играть самому и смотреть крупные матчи с участием профессионалов.

— Когда матч комментируют два человека, как они делят, кто и что будет говорить?

— Зависит от синергии людей, чтобы они друг друга не перебивали — в таком случае, как и в живом разговоре, будет несвязная речь, и зрителям это неинтересно. Внутренняя симпатия к собеседнику, умение поддержать разговор — собственно, речь идет сугубо о профессионализме.

— Как готовитесь к трансляции? Разминаете голосовые связки?

— У многих при игре возникает проблема: если съешь что-нибудь, внимание рассеивается. Хочется отдохнуть, полежать. Поэтому я только пью обычную воду — это помогает сохранять остроту сознания и не терять мелочи.

А сама подготовка к матчу — ищу слухи и новости, которые будут интересны зрителям: что происходит в командах, какие изменения ждут саму игру. В отличие от обычного спорта, здесь дисциплины постоянно обновляются, что вносит изменения, и это может сильно влиять на игровой процесс.

— Что делаете, когда говорить не о чем, но хоть что-то комментировать нужно?

— Если говорить не о чем, у вас как у комментатора проблемы. Даже когда ничего динамичного не происходит (заминка, пауза, технический «косяк»), все зависит от вашего умения заранее найти и заготовить истории, рассказать что-нибудь из личной практики, поговорить с пользователями из чата.

— Смешные ляпы были?

— Да, особенно в начале карьеры. Порой на эмоциях могло вырваться что-то на грани цензуры, причем даже сам не всегда замечаешь это. Самое главное, не заострять на «косяке» внимание. Если вас в студии двое, коллега поможет замять момент, и вы будете комментировать матч дальше. И, в отличие от телевидения, у нас все не так жестко в плане рамок допустимого.

— Комментатор может болеть за какую-то команду?

— Может, но мне все-таки кажется, что нужно болеть за красивую игру. Зрителю вряд ли понравится, если комментатор вдруг окажется против его команды.

Зачем столько мониторов

В студии VOKA Valorant Championship к нашему приезду заканчивалась подготовка к трансляции матча в шутере Valorant. Почему-то воображение рисовало огромные пульты с россыпью кнопок и переключателей — вроде тех, что используют музыканты для записи треков. Но для работы студии достаточно мощных ПК (используются Ryzen 3800X и Nvidia GeForce 1660), стабильного интернета и небольшой команды, которая целиком отвечает за то, что видят и слышат игроки.

Android, экран 6.9" AMOLED (1440x3200), Exynos 990, ОЗУ 12 ГБ, флэш-память 128 ГБ, карты памяти, камера 108 Мп, аккумулятор 5000 мАч, 2 SIM

На одном мониторе — графика, которую художник делает прямо по ходу трансляции: дорисовывает элементы, меняет логотипы. Главный экран определить легко — он самый крупный. Это рабочая область режиссера: он выбирает камеру, изображение с которой видят зрители в нужный момент, а также запускает рекламу. Основных окна два: что транслируется прямо сейчас и превью следующего кадра.

Режиссер киберспортивных шоу-матчей и музыкальных трансляций VOKA Кирилл рассказал нам, что глобально все похоже на показ концерта или спортивного события — с поправкой на то, что везде свои особенности. У киберспорта нюансы такие: при онлайн-турнирах не нужно заморачиваться со светом, обычно нет звукорежиссера, зато значительно больше графики.

— Любой прямой эфир продумывается предварительно, мы не спонтанно выбираем ту или иную камеру: есть сценарий, блоки, указано, о чем примерно ведущие будут общаться с игроками. Но, конечно, бывают спонтанные реакции, действия. В таком случае мы уже импровизируем и действуем на интуиции, опыте: даже не задумываешься, что именно нужно показать, просто вовремя подбираешь подходящие кадры.

На крупных LAN-турнирах нагрузка на железо и команду обычно сильнее, чем при онлайн-мероприятиях, говорят организаторы матча VOKA Valorant Championship:

— Все зависит от количества источников, которые «заходят» в основной режиссерский компьютер. Каждый источник нужно рендерить. Сейчас подключены один компьютер и одна камера — в принципе, много производительности не нужно. А на крупных событиях обычно сидит линейка из десяти игроков — с ПК каждого собирается картинка, и еще есть камера, которая показывает лицо киберспортсмена. А еще «обсерверы» — летающие по карте камеры, они добавляют красивых моментов. Получается более двадцати источников. В такой ситуации, как правило, режиссер уже работает не один — два человека делят между собой линейки источников и координируют действия друг друга.


Встречайте Samsung Galaxy S20 Ultra. Снимайте в революционном разрешении 8K и получайте сверхчеткие фотографии высокого качества прямо из видео. Добавьте к этому надежную защиту Samsung Knox, интеллектуальный аккумулятор, супермощный процессор и большой объем памяти для всех ваших файлов. Откройте новую главу в истории мобильных устройств.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.
Onliner рекомендует
беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные/спортивные, Bluetooth 5.0, быстрая зарядка, время работы 11 ч
беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные/спортивные, Bluetooth 5.0, быстрая зарядка, время работы 5 ч

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by