Примерно четыре года назад американские военные сообщили о первичной боевой готовности F-35 Lightning II — истребителя пятого поколения, который к тому моменту находился в разработке полтора десятка лет. Машина должна была обеспечить господство страны в воздухе (в этом мало кто сомневался) — хотя бы исходя из затраченных средств, сделавших проект самым дорогим в истории американских военных разработок Пентагона.
Проектирование боевой машины и выпуск готовых экземпляров обошлись американским налогоплательщикам примерно в $50 млрд. За весь срок действия программы F-35 на нее уйдет, по разным оценкам, от $1 трлн до $1,5 трлн. Сумма каждый год растет, однако она покрывает весь срок от разработки самолета до его ухода «на пенсию» в 2077 году (сейчас программу оценивают в $500 млрд).
F-35 Lightning II был задуман как один из самых быстрых и маневренных самолетов, но получился не «самым» — главным достоинством самолета заявляется его практически полная невидимость для радарных систем. Плюс «суперумные» системы управления. Но и с ними не все гладко.
Тем не менее в 2017-м Дональд Трамп выступил с поддержкой проекта, сообщив о дополнительных финансовых вливаниях в «буквально невидимые» истребители. Однако в том же году журналисты назвали F-35 неработающим и высасывающим деньги ночным кошмаром. Опять же с учетом стоимости за единицу (от $78 млн до $102 млн в зависимости от модификации: с литерой A — «обычные» для взлета с аэродрома, B — самые дорогие с двигателями вертикального взлета, C — для взлета с палубы авианосца) даже после удешевления такое мнение получило поддержку.
Нередко после выхода нового продукта на рынок оказывается, что он готов не до конца: там ржавеет, здесь подтекает или драйверы работают не так. Следом появляются исправленные модели, уже лишенные недостатков — до момента появления новых. Такая ситуация характерна для сокращенных циклов разработки и производства и возможна при ограниченном бюджете. Об F-35 Lightning II подобное сказать сложно, тем более что речь идет не о видеокарте или стиральной машине.
Вначале пилоты жаловались на недостаток кислорода в воздушной смеси (в 2017-м рапортовали о пяти случаях возможной гипоксии — компьютерные системы F-35 при этом ошибок не выдавали), сообщалось о небезопасной системе катапультирования (пилоты рассказывали о жесткой посадке и сильном ударе головой о фонарь кабины).
Однако информация, которая предоставляется официально, отличается от полной. В одном из попавших в сеть документов упоминалось количество «недочетов». Так, в начале 2018-го их насчитывалось 111, весной того же года — 64, осенью — 13. А были еще менее серьезные (это плюс примерно 900).
Ресурс Defense News как-то получил в распоряжение документ, в котором описывались те самые проблемы — с высшей категорией внимания. Такие ставят под угрозу здоровье и жизнь пилота или не позволяют выполнять боевые задачи.
Например, в очень холодную погоду (−34) бортовой компьютер неверно считывает показания батарей, а в слишком жаркую более старые модели двигателей могут сбоить, не создавая достаточную тягу при вертикальной посадке или коротком разбеге (как итог, жесткая посадка или сваливание соответственно); непрогнозируемое избыточное давление в кабине (нечто подобное в свое время наблюдалось у F-22 Raptor, EA-18G Growler и F/A-18E/F Super Hornet); резкое снижение устойчивости у модификаций F-35B и F-35C после некоторых маневров; на скорости более 1,2 М (при максимальной для самолета в 1,6 М) стелс-покрытие начинает разрушаться, возможны структурные изменения; ночью при слабом свете звезд система ночного видения работает со сбоями (тогда посадить самолет на авианосец становится трудновыполнимой задачей).
А совсем недавно вернулась ранее решенная проблема — F-35 Lightning II (СВВП F-35B) нельзя летать в грозу и ближе чем в 40 километрах до нее. Оказалось, что в некоторых случаях компоненты системы защиты от молний OBIGGS (в частности, трубопровод для подачи инертного газа в топливные баки) выходят из строя из-за попадания молнии (но это еще предстоит подтвердить). Тогда разряд способен стать фатальным и для машины, и для пилота. Англоязычные журналисты шутят по этому поводу: мол, «у самолета F-35 „Молния“ проблемы с молниями». А у F-35A и F-35C благодаря другой конструкции OBIGGS подобного нюанса нет.
Боком стала и высокотехнологичность компьютерных систем, которая вылилась в феномен, получивший название «пожар в шлеме»: когда на пилота выливается столько информации, что он оказывается неспособен воспринимать ее. Как итог, сенсорная перегрузка, снижение продуктивности, дезориентация. А шлем, на минуточку, стоит $400 тыс. (можно купить Rolls-Royce Wraith, и еще останется на «двушку» в Минске).
Летчики, в свою очередь, не слишком радовались, получив возможность пилотировать новинку: по их мнению, морально устаревший F-22 Raptor превосходит образец, который прозвали game changer — он как минимум быстрее F-35. «По состоянию на апрель 2019 года ничего лучше F-22A Raptor нет», — уверен Крис Морхаус, инженер американских ВВС.
А вот в 2015 году летчик-испытатель более конкретно высказался насчет новой машины. Он сравнил летательный аппарат с древним F-16D Block 40, причем в пользу последнего.
В рамках тренировочного полета пилоты должны были действовать на пределе своих возможностей. Сверхсовременный F-35 отправили в бой «пустым» — без вооружения в бомбовом отсеке, тогда как F-16 нес по дополнительному топливному баку под каждым крылом (они были пустыми, но негативно влияли на аэродинамику и вес).
Несмотря на это, F-35 оказался менее поворотливым (на что указывали позже и независимые эксперты) и опасно медлительным в ближнем бою: по словам летчика, преемник F-16 очевидно проигрывал старшему брату из 1970-х.
Были и другие полеты, когда возможности нового самолета сравнивали с предшественниками.
Еще одной неожиданной проблемой стала поставка запчастей для самолетов: часто их нет, либо они не подходят, либо не имеют соответствующих сертификатов (такие включают данные о характеристиках, цепочке производства, специализированную «гарантию» и так далее). Подобных (не готовых к установке) запчастей на двух базах — Hill Air Force Base и Luke Air Force Base — в 2018 году было 80 и 81% соответственно.
Однако это не мешало (и, возможно, не мешает) компании Lockheed Martin, которая занимается выпуском этих самолетов, получать бонусы за не выполненные в реальности условия контракта. Чтобы получить их как можно больше, утверждалось в расследовании, при обслуживании самолетов на них устанавливались «нелицензионные» версии оборудования — чтобы набрать необходимое количество часов, в течение которых F-35 готовы к вылету (чем больше часов, тем объемнее денежный бонус). По мнению инспекторов, подобный подход грозит тем, что самолеты попросту не будут готовы к выполнению возложенных на них задач, хотя по документам «как бы все хорошо».
Реагируя на информацию о недоделках и растущих тратах, ответственные лица указывают на то, что F-35 Lightning II «изменит правила игры на будущем поле боя». По этой и иным (не озвученным) причинам «дорогостоящее дитя Пентагона», которое может остаться в стадии разработки еще на многие годы, продолжит свое существование — по словам самих военных, «в него вложили слишком много сил, чтобы отказаться».
На их мнение не повлияло и исследование, проведенное еще в 2013 году организацией RAND Corporation. Тогда был озвучен вывод: для ВВС и ВМС США намного дешевле разработать самостоятельные и специализированные летательные аппараты, а не пытаться использовать универсальную платформу — а именно она является одним из официальных плюсов проекта.
Программа F-35, которая официально стартовала еще в 2001 году (считается, что ее базой и вовсе стали наработки конца 1980-х), отстает от заранее озвученного графика лет на 10, притом что ряд целей и задач, заложенных в концепцию, не был выполнен. И хотя план подправили, он все еще значительно отстает: модернизация, запланированная на 2024 год, завершится не ранее 2026-го (Block 4 подразумевает, кроме прочего, модификацию F-35 под ядерные заряды, переход на Agile-методы разработки ПО и так далее).
В то же время действующие военные пилоты (анонимно, без необходимости сохранить лицо перед начальством) не считают проблемы F-35 чем-то необычным и вынуждающим закрыть программу. «Вспомните F-14 Tomcat или Super Hornet в первые годы», — успокаивает один из них. По словам летчика, новые технологии означают «новую боль», однако через нее прошли все.
К настоящему времени построено более 500 истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 (поставленные или планируемые к поставкам в 14 стран), что в несколько раз больше, нежели Су-35 (поколение 4++, две страны-эксплуатанта — Россия и Китай), которые иногда называют очевидной заменой американских машин. С 2018 года, когда началось боевое применение F-35, разбилось три самолета, с 2014-го некоторое количество было повреждено в результате неисправностей и по иным причинам, а самой «несчастливой» из них стала модификация F-35A.
Вероятно, столь пристальное внимание к F-35 обусловлено не только возможным техническим несовершенством самолета, но и выделяемыми на проект деньгами, а также озвученными амбициями. Хотя и критики по поводу его низкой боевой эффективности тоже предостаточно, звучит мнение, что американский самолет планомерно движется к доминированию в воздухе и на рынке тактических летательных аппаратов. Бравада это со стороны США или данность, мы не знаем.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by