461
03 июля 2020 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Спецпроект

Топ крутых белорусских фильмов

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фразу «белорусское кино»? Вряд ли с блокбастерами, спецэффектами и международным признанием. Да, Беларусь сложно назвать Меккой кинематографа. Тем не менее в нашей стране сняли достаточно годных фильмов, чтобы из них можно было составить рейтинг для рекомендации к просмотру. Сегодня вместе с Samsung QLED 8K вспомним белорусские фильмы, за которые не стыдно.

Расцвет отечественного кинематографа пришелся на советские годы, а «Беларусьфильм» не зря называли еще и «Партизанфильмом». Действительно, львиную долю портфолио с качественными белорусскими картинами составляют ленты военной тематики — без них никуда. Впрочем, мы зацикливаться не будем на них и вспомним также другое отечественное кино, которым можно гордиться.

Кино о войне

Тематика, с которой в советские годы у «Беларусьфильма» все получалось очень хорошо. От большинства остальных военных фильмов, снятых на других советских киностудиях, наши отличаются особой мрачностью и реалистичностью. В них почти нет места для романтики и тем более комедии. Почти всегда это крайне тяжелое для просмотра кино, за что, впрочем, его и любят.

«Через кладбище» (1964, режиссер — Виктор Туров)

В 1960-е вышло много знаковых фильмов о войне. Практически все ленты белорусского режиссера Виктора Турова достойны любых списков «лучших из лучших». Мы выбрали его первый полнометражный фильм, который также был его дипломной работой.

65" 7680x4320 (8K UHD), матрица VA, частота матрицы 100 Гц, индекс динамичных сцен 4700, Smart TV (Samsung Tizen), HDR, Wi-Fi

Здесь нет взрывов и перестрелок, напускного героизма и бесконечных подвигов. «Через кладбище» снят намеренно неторопливо, даже степенно и спокойно. Это маленькая история о маленьких людях, которые, совершенно того не желая, попали в жерло войны и теперь вынуждены в нем выживать. Главный герой — подросток Михась, задумавший пустить под откос немецкий эшелон.

«Через кладбище» интересен не только и не столько сюжетом, сколько образностью и атмосферой. Это настоящий образец кинематографа мирового уровня с изумительной операторской работой и сюрреалистичными пейзажами. Не зря треть века спустя по решению ЮНЕСКО фильм внесли в список 100 наиболее значимых лент о войне.

«Иди и смотри» (1985, режиссер — Элем Климов)

Без преувеличения, это самый страшный фильм о войне, к тому же снятый по сценарию белорусского писателя Алеся Адамовича. Режиссер Элем Климов считал, что вряд ли его ленту кто-нибудь сможет досмотреть до конца. Что ж, он был прав: смотреть «Иди и смотри» исключительно тяжело.

Дело не столько в натурализме (во время съемок, например, расстреляли живую корову и, говорят, запечатлели настоящие трупы и кровь), сколько в тягучей, гнетущей атмосфере безысходности и безумия. У многих членов массовки случались настоящие истерики, а с исполнителем главной роли работали психологи и гипнологи. По словам режиссера, во время зарубежных демонстраций фильма у кинотеатров дежурили медики, которые помогали впечатлительным зрителям.

Процесс съемок затянулся почти на 10 лет. Работу тормозили многочисленные комиссии, указывавшие на пропаганду эстетики грязи, абстрактный гуманизм и «неклассовый подход». Картину закрыли, Элему Климову пришлось бороться за нее несколько лет, сменить актерский состав и пойти на единственную уступку цензорам — сменить первоначальное название «Убить Гитлера» на «Иди и смотри». После выхода ленты зарубежные критики окрестили ее «беспощадным шедевром» и сравнили с «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, причем не в пользу последнего.

«Знак беды» (1986, режиссер — Михаил Пташук)

Михаил Пташук — еще один знаковый белорусский режиссер. Вы наверняка знакомы с его последней работой — «В августе 44-го». Фильм неплохой, но все же ему далеко до экранизации знаменитой повести Василя Быкова «Знак беды».

Как всегда в книгах Быкова, главное в его историях о войне — столкновения характеров и судеб отдельных людей. Степанида и ее супруг Петров давно живут на хуторе. Всю свою жизнь они страдали — сначала от советской власти с ее коллективизацией, а теперь вот и от немцев с полицаями в виде односельчан, некогда раскулачивших несчастную пару. Что ни день, то знак новых бед для стариков.

«Знак беды» — кино опять же про атмосферу. Она здесь беспросветная, мрачная и с первых кадров не предвещающая ничего хорошего — под стать людям с их озлобившимися душами и разбитыми жизнями.

Детское кино

А еще в Беларуси когда-то делали отменные детские фильмы! То, что нужно, чтобы оттенить чересчур серьезную и мрачную военную тематику. Здесь уже сияла звезда Леонида Нечаева. «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Проданный смех», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн», «Сказка о звездном мальчике», «Не покидай…» — это все его работы. О самых крутых из них расскажем подробнее.

«Приключения Буратино» (1975)

Одна из первых попыток «Беларусьфильма» снять по-настоящему детскую сказку едва не провалилась. Говорят, советские боссы киностудии ужаснулись, когда увидели результат: мол, что за фильм такой, в котором лиса разгуливает в платье, а мальчик обижает деда (Карабаса-Барабаса)? По слухам, кино хотели положить на полку, но выпустили, потому что приближался конец года и нужно было выполнять план.

Что ж, в итоге советский кинематограф получил легенду. Забавно, что как раз с технической точки зрения придраться к «Буратино» можно. Камера порой ведет себя странно, а комбинированным съемкам далеко до идеала даже с учетом почтенного возраста картины. Но на это не обращаешь внимания, потому что перед нами в первую очередь фильм-настроение.

Изобретательные костюмы и декорации, на удивление замечательные работы детей (Дмитрий Иосифов, исполнивший роль Буратино, со своей деревянной пластикой вообще очень крут) и гениальная музыка — все это сделало из «Приключений Буратино» культовое кино даже среди взрослых.

«Про Красную Шапочку» (1977)

После успеха «Приключений Буратино» и восторженных отзывов зрителей Леонид Нечаев фактически получил карт-бланш. Очередной суперуспех не заставил себя долго ждать. Прошло всего пару лет, и на телевидении запускают еще один фильм, которому было суждено войти в золотой фонд «Беларусьфильма».

«Про Красную Шапочку» снят в той же манере, что и «Приключения Буратино», но с еще бо́льшими условностями. Теперь нет даже намека на «животную» сущность того или иного героя, поэтому местные «волки» вообще ничем не отличаются от людей и больше похожи на обычных сказочных разбойников.

Детская непосредственность, легкость, отличная музыка и задорный настрой — все это под руководством таланта Леонида Нечаева опять превратилось в один из самых запоминающихся фильмов детства, который, что важно, не противопоказан взрослым.

«Не покидай…» (1989)

А вот эта работа имеет куда меньше общего с первыми творениями Нечаева. Это и неудивительно, ведь дело шло к грандиозным переменам и закату эпохи, казавшейся вечной. Так и картина «Не покидай…» ознаменовала переход от детства к поре зрелости.

На первый взгляд «Не покидай…» — типичная сказка с принцессами, запретной любовью и злыми правителями. Но взрослые видели в фильме историю о диктатуре, построенной на лжи и распадающийся под напором правды. И вот армия уже не боится деспота, из тюрьмы освобождают артистов, насмехавшихся над властью, а в городе начинается восстание.

Одну из главных ролей в фильме исполнил минчанин Игорь Красавин, которого сразу после выхода ленты записали в секс-символы трещащего по швам СССР. Однако парень в кино больше не снимался и после завершения учебы отправился строить мосты. Любопытно, что, несмотря на производство «Беларусьфильма», ни одной важной сцены для «Не покидай…» в Беларуси так и не сняли.

Современное кино

В последние 30 лет белорусский кинематограф переживает не лучшие времена. Ничего нового, что могло бы сравниться с былыми успехами, в фильмотеке «Беларусьфильма» так и не появилось. Зато всеми силами пытается заявлять о себе независимый кинематограф. Пусть не все и не всегда получается хорошо, но достойные картины все же появляются.

«Хрусталь» (2018, режиссер — Дарья Жук)

Однозначно определить страновую принадлежность «Хрусталя» сложно. Режиссером здесь выступила американка родом из Беларуси, снимали ленту в Минске и Борисове на деньги четырех стран, а актеры в основном российские. И все же именно от Беларуси «Хрусталь» выдвигался на «Оскар». Пусть в итоговый список картина и не попала, но на международных фестивалях ее показывали с большим успехом.

Главная героиня фильма — Эвелина. Она хочет работать диджеем, но явно не в Беларуси 1990-х. Девушка мечтает об Америке. Она подает документы на визу и в качестве рабочего места указывает завод по изготовлению хрусталя, однако ошибается с номером телефона. В посольстве будут проверять эту информацию, а значит, нужно срочно ехать в поселок Хрустальный, где обитают абоненты указанного телефонного номера.

«Хрусталь» — колоритный, яркий и одновременно страшный укол ностальгии от автора, которая давно не живет в Беларуси, но чувствует эту страну порой лучше, чем местные. Очень крутой проект мирового уровня! Из недостатков — только отчаянно «гэкающие» российские актеры.

«Завтра» (2017, режиссер — Юлия Шатун)

Этот фильм попал в широкий прокат одновременно с «Хрусталем». До этого работа Юлии Шатун взяла награды на Марсельском кинофестивале и была признана лучшей на отечественном «Лістападзе». И все это без копейки бюджетных денег — у «Завтра» вообще, по сути, нет бюджета, и даже актеры здесь — родные и близкие режиссера.

Главных героев двое — это живущие в Мозыре пожилые супруги-интеллигенты. 56-летний экс-учитель английского языка ищет работу продавцом, подсобным рабочим — хоть кем. Но кому в наше время нужен интеллигент в возрасте под 60? Приходится разносить листовки, чтобы заработать хоть что-то. А как иначе, если в Минске учится сын? К тому же на носу годовщина свадьбы, лучшим подарком к которой становится связка обоев. Еще надо зайти на рынок и заплатить за купленную в рассрочку на четыре месяца куртку. Символом настоящей белорусской мечты становится лотерея — только на нее можно надеяться, рассчитывая хоть как-то изменить заведенный порядок этой тусклой жизни. И даже если лотерея окажется выигрышной, просто не будет.

Если «Хрусталь» подкупает яркой, хоть и страшной ностальгией по 1990-м, то «Завтра» показывает нам наше настоящее — то, что мы видим за окном каждой слякотной зимой и то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Разница, оказывается, не такая уж большая, разве что красок поменьше да мобильники появились. Зато в любой момент можно скрыться в кафешке с красно-болотными шторами и музыкальным репертуаром времен позднего СССР.

Длинные статичные кадры словно вводят зрителя в транс. Юлия Шатун мастерски запихивает в шкуру среднестатистического белоруса любого, кто смотрит ее фильм. Определенно, это самая большая надежда современного белорусского кинематографа.


Выйдите за рамки возможного и наполните каждый момент жизни непередаваемыми впечатлениями. Представляем новые QLED-технологии — самые совершенные среди телевизоров Samsung. Прочувствуйте силу каждой сцены с невероятным разрешением 33 млн пикселей, потрясающей четкостью изображения и разрешением в 4 раза выше, чем UHD 4K. Процессор Quantum 8K способен в режиме онлайн улучшать изображение низкого качества до разрешения 8K.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.
звуковая панель (саундбар) 2.1, сабвуфер беспроводной, 320 Вт, частота 42-20000 Гц, Bluetooth, USB, HDMI ARC, HDMIx1, цвет черный

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович
Без комментариев