Семь лет назад путешествие Джоэла и Элли по руинам Соединенных Штатов не оставило равнодушным, пожалуй, никого. На историю в заезженном антураже зомби-апокалипсиса (формально это не зомби, а зараженные спорами реально существующего грибка рода кордицепс, но суть та же) студия Naughty Dog заставила посмотреть под непривычным углом. Игра была не о полчищах зомби, не о твердолобых военных и даже не об ученых — а о том, до чего опускаются загнанные в угол и до смерти напуганные люди, как рушатся одна за другой ценности прежнего мира и, что хуже всего, как все это становится обыденным. Теперь, под конец жизненного цикла PlayStation 4, Naughty Dog выкатила вторую часть The Last of Us. И это лучшие проводы консоли, какие только можно себе представить.
Говорить о сюжете The Last of Us Part II сложно и не хочется — хотя бы потому, что уже на втором часу игры случится момент, который станет отправной точкой нового приключения героев. Но сказать о нем — все равно что растрепать имя убийцы Лоры Палмер. Так что если сильно обобщить, то расклад такой: с финала The Last of Us прошло несколько лет, Элли подросла и заматерела. Раньше это был любопытный подросток, который ввязывался в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях, теперь же перед нами хладнокровная девушка, и ради достижения своих целей она перешагнет через любого — и по ходу игры такое случится не один раз.
Удивительно, как изменилась взрослая Элли. Она никого не щадит, жестоко расправляется с людьми, без колебаний ставит персонажа перед незавидным выбором: «Да, ты заражен и все равно умрешь; но если не поможешь мне, я сделаю твои муки максимально долгими». И это говорит девушка, которая пару лет назад с восторгом разглядывала скелеты динозавров, игралась в астронавта и коллекционировала кеды. Naughty Dog превратила Элли в крайне противоречивого героя, которому далеко не всегда хочется сопереживать. По мере прохождения она лишь больше свирепеет, а когда встает выбор между спасением человека и личной местью, без колебаний выбирает второе.
Важный момент в The Last of Us Part II — история Элли хоть и ведущая в сюжете, но не единственная. Когда кажется, что еще час-полтора, и по экрану побегут титры, нам дают полноценную вторую линию с другим персонажем. Более того, новая история по событиям не особо-то и связана с центральной, просто в один момент они пересекутся. То, что многие студии наверняка решили бы выпустить в виде отдельной игры, Naughty Dog оставила в основном сиквеле. Не вдаваясь в подробности, вторая история словно разворачивает все на 180 градусов: если Элли по мере прохождения становится только жестче, то персонаж другой истории, к удивлению окружающих (и наверняка к своему собственному), обнаруживает, что способен на сострадание и благородство.
Игра здорово прибавила в масштабах по сравнению с первой частью. Локации просто гигантские, на пути к цели встречается много пространств, заходить в которые необязательно. Но если заглянете, там непременно будет что-то интересное: припасы, жуткие записки погибших, новое оружие, верстаки для модификации пушек. Помещения не выглядят шаблонными, они словно рассказывают мини-истории: кто здесь жил, чем занимался, что случилось при начале пандемии. Все это отлично работает на и без того гнетущую атмосферу, которая удивительным образом притягивает и вызывает интерес к слетевшему с катушек миру.
The Last of Us Part II по игровому процессу продолжает и развивает идеи первой части. Это стелс-экшен, в котором при необходимости можно проходить бои и в открытую — правда, действовать так сложно из-за вечной нехватки боеприпасов. Здесь в прямом смысле каждый патрон на счету, и ты искренне радуешься даже найденным двум пулям для пистолета: хоть какая-то надежда на случай, если героиню заметят враги. Но нужно справляться еще и с самим оружием: прицел постоянно штормит, после выстрела он улетает и долго фокусируется на точке, перезарядка длится невыносимо долгие секунды.
Более того, вражеские пули при попадании в Элли отбрасывают ее на землю, что может застать врасплох: героиня не только ранена, но еще и лежит на открытом пространстве, а поднимается на ноги довольно-таки долго. Все это приводит к тому, что бои достаточно сложные, но в то же время вполне себе реалистичные. Никаких очередей и неспешных перебежек в полный рост от одного укрытия к другому. Мы постоянно прячемся, подсчитываем, сколько патронов можно пожертвовать на подавляющий огонь, чтобы выкроить пару секунд для забега к соседнему укрытию, стреляем точечно. Такой подход дает куда больше адреналина, чем безостановочная пальба в мясных шутерах с практически безлимитными запасами патронов.
Описанное выше касается преимущественно боев с людьми: они постоянно пытаются зайти с флангов, окружить, забросать самодельными взрывчатками, выжидают, пока у вас закончатся патроны, и радостным воплем сообщают об этом другим бойцам. Совсем другая тактика возникает при битвах с зараженными. Во-первых, гады делятся на несколько видов: одни слепы, но сильны и очень хорошо слышат, другие атакуют Элли, стоит только попасться им на глаза, третьи — эдакие мини-боссы. Комбинация врагов, у каждого из которых свои особенности, заставляет постоянно менять тактику, благодаря чему битвы не кажутся шаблонными, хоть их тут и весьма много. А в тех случаях, когда в одном пространстве собираются живые люди и зараженные, можно просто стравить их друг с другом, после чего добить оставшихся.
The Last of Us Part II филигранно сочетает нарастающий темп боев, которые по мере прохождения становятся лишь сложнее и яростнее, с «ламповыми» флешбэками и спокойными эпизодами, где нужно решать головоломки и просто исследовать артефакты эпохи до конца света. Вдобавок, конечно, великолепные по постановке эпизоды:
Но что неприятно и неожиданно для Naughty Dog — в истории хватает белых пятен и слабо прописанных моментов, которые явно нуждаются в дополнительных пояснениях.
При невероятно затянутой продолжительности (на прохождение уйдет не меньше 20 часов, если не торопиться, то и 25) сценаристам словно не хватило места для уточнения всех нюансов. Например, о «Шрамах» известно преступно мало: явно нездоровые фанатики, которые угрожающе говорят об очищении, прозрении и далее по списку, попутно вешая и выпуская кишки пленникам. И это почти все, что нам сообщают о серьезных врагах, которых мы будем регулярно встречать. Хотелось бы более подробного раскрытия их мотивов и истории возникновения. Или другой пример: персонаж, которого вкратце показывают лишь в начале и паре флешбэков, обозначая его важность для сюжета, пропадает почти на 12 игровых часов. Все время мы ищем его, а когда находим, толком и прочувствовать момент не успеваем. Во второй истории, что идет параллельно, тоже хватает недомолвок. Такое можно было бы простить, не будь разработчиком указана Naughty Dog.
При этом студия все еще умеет давать драму, хотя в The Last of Us Part II делает это не так изящно, как раньше. Сценаристы местами просто тычут игрока носом в «особо тяжелый момент»: вот, смотри, персонажу голову клюшкой для гольфа размозжили на глазах близкого человека! А вот беременной кинжал в горло воткнули! Ну скажи, комочек в горле хоть появился? Ладно, тогда сюда глянь: из руки девушки молотком делают отбивную, кроша кости!
Пусть описанные моменты в самом деле выглядят жутко, отталкивающе и просто неприятно, то есть справляются с задачей показать уродство мира и деградацию остатков общества, при их просмотре задумываешься о другом: а как первая часть обходилась без этого? Ведь она совсем не была менее взрослой и тяжелой в плане истории игрой. Отдельные эпизоды The Last of Us до сих пор живы в памяти — да, она менее кровавая и жестокая, но с каких пор это стало мерилом драматизма? И в ее финальной сцене гораздо больше горечи, чем во всех «костеломательных» эпизодах The Last of Us Part II. Но, простите, The Last of Us — это не God of War, где абсурдное насилие заходит на ура.
По графике (и особенно анимации) The Last of Us Part II — это определенно одна из самых красивых игр актуального поколения приставок. И дело здесь не столько в пейзажах или текстурах, сколько в мелочах, которые делают картинку невероятно реалистичной. Естественное освещение с почти осязаемыми лучами солнца, потрясающая проработка одежды героев, яркая мимика с легко читаемыми эмоциями, фирменные фишки Naughty Dog с анимацией: герои ставят ладонь козырьком ко лбу, глядя на палящее солнце, зажимают нос, когда заходят в комнату с гниющими трупами, устало шаркают ногами, поднимаясь по крутому склону. Многое даже не замечаешь, потому что в реальности это совершенно естественные жесты и движения, и, лишь запустив другую игру, понимаешь, на какой недосягаемый для остальных студий уровень вышла Naughty Dog в плане анимации.
The Last of Us Part II оставляет странное послевкусие, которое никак не дает покоя: с игрой все прекрасно, но чуть-чуть, самую-самую малость чего-то не хватает. При прохождении первой части The Last of Us, гораздо менее масштабной и длинной (но все равно часов 15—17 она требовала), такого ощущения не было и близко. Впечатления от Part II предельно близки к Uncharted 3: Drake’s Deception — субъективно, единственной слабоватой части Uncharted, хоть это ни в коем случае не плохая игра — просто на фоне других она не столь выразительна. И The Last of Us Part II в этом плане вызывает чувство дежавю. Впрочем, игра остается главным релизом в игровой индустрии с момента выхода Red Dead Redemption 2 и, скорее всего, останется им до анонса новой игры от Naughty Dog или Rockstar.
Редакция благодарит представительство PlayStation в России за предоставленную для обзора копию игры.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by