Наконец-то многие поняли, что закрытые кинотеатры — это не повод пропускать или переносить премьеры. Пока классическая мировая система кинопроката пребывает в анабиозе, подсуетились стриминговые сервисы. На днях там стали крутить фильм, который мы (и многие-многие другие) отнесли к числу самых ожидаемых в этом году. Но можете не тратить время и со спокойной совестью пропустить это зрелище. Если, конечно, не мечтаете увидеть пускающего слюни Тома Харди.
Важный нюанс с названием. В оригинале фильм идет как Capone, в локализованной версии — уже как «Лицо со шрамом». Наверное, так драматичнее. Как бы то ни было, в центре внимания, пожалуй, самый знаменитый гангстер Аль Капоне, прозвищем которого среди прочих было и «Лицо со шрамом».
Во-первых, потому что это история пусть и плохого, но в некотором роде выдающегося человека. Почему-то многие люди любят кино про гангстеров. Наверное, из-за своеобразной романтики, складывающейся из микса в виде Америки 1930-х и противостояния всех этих парней в плащах, шляпах, с сигарой в зубах и пулеметом в руках.
Тема это благодатная, и она нередко выстреливает, собирая и неплохую кассу, и отличные отзывы, и кучу премий. Из последних примеров — «Ирландец» Мартина Скорсезе. А уж «Неприкасаемые» как раз про того самого Капоне и вовсе стали классикой.
Во-вторых, за дело взялись молодые, но вроде как талантливые ребята. Одно присутствие Тома Харди в страшном гриме сифилитичного мафиози дает фильму +100 к харизме. Мэтт Диллон на дороге тоже не валяется. Кайл МакЛоклен одним своим появлением в титрах делает намек в сторону чего-нибудь «твинпиксового», в стиле Дэвида Линча.
Огромные надежды связывали с Джошем Транком. 36-летний парень раньше загнал в могилу «Фантастическую четверку», но восемь лет назад снял «Хронику» — фантастику о пагубности суперспособностей, внезапно сваливающихся на морально незрелых школьников. Фильм не бог весть какой крутости, но снят оригинально, многим запомнился. А Транк с тех пор получил ярлык «Восходящая звезда Голливуда». «Фантастическую четверку» ему простили, ждали чего-нибудь эдакого, чем должна была стать экранизация биографии Аль Капоне. К тому же Транк на этот раз выступил не только в роли режиссера, но также как сценарист и специалист по монтажу. В общем, все карты в руки этому таланту!
Дополнительное ожидание стимулировали слухи о фильме. Авторы тщательно скрывали подробности сюжета, были жадны до постеров, кадров и трейлеров. Долгое время все, что было известно о «Капоне», — это единственный кадр со съемок в Instagram Тома Харди.
View this post on InstagramChasing Fonzo...
A post shared by Tom Hardy (@tomhardy) on
В прокате картину ждали еще в прошлом году, но что-то пошло не так. Считалось, что помешал «Ирландец» Мартина Скорсезе со схожей тематикой. Сегодня есть все основания полагать, что «Капоне» банально проваливался на тестовых просмотрах и его просто пытались перемонтировать или переснять (или и то и другое).
В конце концов фильм выпустили в период кинопремьерного затишья. Одна из самых ожидаемых лент года так и не дождалась открытия кинотеатров и тихо, почти незаметно добралась до ваших телевизоров и компьютеров. Неужели так стыдно показывать это на большом экране?
Это одна из главных проблем «Капоне». Потому что фильм не про Аль Капоне. Точнее, гангстер в исполнении Тома Харди на месте, но это явно не то, что все ожидали увидеть.
Фильм посвящен последнему году жизни бандита. Его только-только выпустили из тюрьмы, где он отбывал наказание за неуплату налогов. После безуспешного лечения запущенного сифилиса (шалун подхватил его то ли в 15, то ли в 16 и на протяжении 30 лет практически не лечил) больной Капоне возвращается в поместье, к семье. 48-летний гангстер выглядит древним стариком, у него бессвязная речь, глюки и сознание ребенка.
Кругом шныряют бывшие подельники, ФБР и родственники. То ли в голове, то ли в реальности крутится радиопьеса о прошлом Капоне. Где-то есть $10 млн, которые гангстер спрятал, но не помнит куда. Какие-то бродяги растаскивают прекрасные скульптуры, в озере плавают крокодилы, а из лесу напротив наблюдают какие-то стремные ребята.
Вот бы взяться за старый добрый золотой томми-ган и пострелять всех к чертям собачьим! Или попускать слюни, покрякать уточкой и навалить кучу в кровать жене на радость!
Только что вы прочли подробный пересказ сюжета «Капоне». Именно такая череда из эпизодов разной степени бредовости и ждет любого смельчака, решившего потратить полтора часа на просмотр этого фильма.
Авторы ленты могли пойти разными путями. Например, использовать старый и верный прием с экранизацией самых ярких вех жизни прожженного бандита. Покажите, какую дрянную жизнь он прожил, потеряв то, чего никогда не имел. Или черт с ним, романтизируйте подонка! Или давайте замутим тупой зрелищный боевик с перестрелками, бутлегерами и Гувером. Можно выпендриться и снять про Аль Капоне артхаус, черно-белое кино с подпольным клубом гангстеров-гомосексуалистов, зачитывающихся Рембо с Верленом и с помощью сатанинских ритуалов мечтающих привести к власти Гитлера. Главное, сделайте хоть что-нибудь!
Но Джош Транк просто-напросто не знал, что делать с темой, за которую взялся. В любом кино обычно есть хоть какая-то мысль, идея, цель. Даже в глупой комедии что-нибудь из этого да найдется — развлечь, рассмешить.
Транк рискует навсегда остаться непонятым, потому что в «Капоне» не происходит ничего, здесь нет ни одной мысли. Главный герой испражняется, таращит красные глаза, жует сигару и морковку, обильно галлюцинирует. Возможно, оживить сюжет должны были спрятанные $10 млн, но о них вспоминают разве что пару раз. Приходят из грез и уходят туда же какие-то персонажи, которым в сценарии отведены две строчки. Одолевают мучительные проявления страшной болезни… Кстати, а может, и правда идея фильма в том, чтобы показать, до чего может довести пущенный на самотек сифилис? Агитка белорусскому Минздраву на вооружение.
Тщательно загримированный актер очень старается быть не хуже Хоакина Феникса и его персонального Джокера. Но если тот действительно играет фрика, то Харди в образе Капоне превращается в него невольно. Я не знаю (и не очень хочу знать), каким «Лицо со шрамом» было в реальности, но актер, скорее всего, переигрывает. Возможно, пытаясь исправить тотальные недостатки сценария. Хотя в любом случае кривляния Тома Харди — это и правда единственное, что способно зацепить в «Капоне».
Во всем этом нет ни смысла, ни развлечения, ни фильма как такового. Кино не для всех? Нет, в данном случае — ни для кого. Том Харди не помог. Гример схалтурил. Сценарист был пьян. У монтажера тремор. Режиссеру завезли тяжелые наркотики. Ах да, последние трое — одно лицо.
«Капоне»/«Лицо со шрамом» — пустое кино. Оно ничего не значит для зрителей и ничего не говорит критикам. Запутавшаяся в творческих амбициях попытка Джоша Транка оправдать чьи-то надежды на «новую звезду Голливуда». Возможно, он считал, что кому-то будет интересно гадать, где реальность, а где плод больного воображения умирающего гангстера? Увы, но бессвязная и безыдейная подача такого блюда вызовет в лучшем случае икоту.
Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by