10 марта 2020 в 9:00
Автор: Виталий Олехнович

Судят экс-начальника президентской охраны Втюрина и директора «Белтелекома» Сиводедова

Автор: Виталий Олехнович

В суде Московского района Минска сегодня в 11:00 начнется выездное судебное заседание Верховного суда по «делу „Белтелекома“», его бывшего директора Сергея Сиводедова и бывшего члена Совбеза Андрея Втюрина. Этих двоих, а также еще 14 человек обвиняют в многочисленных фактах получения и дачи взяток во время поставок телекоммуникационного оборудования, компьютерной техники и ПО в Беларусь. Onliner будет в режиме реального времени обновлять заметку о происходящем в зале суда.

Содержание

Процесс

Первыми в зал суда запустили родственников, часть обвиняемых и их защитников. Затем зал наполнили журналисты и фотографы. Это один из самых больших залов суда. Оно и неудивительно, ведь на скамье подсудимых находятся 16 человек. Многие родственники пришли оказать им моральную поддержку.

Суд начался с оглашения имен обвиняемых и оглашения статей, по которым они обвиняются. Это статьи 430 и 431 УК РБ — получение и дача взятки. За этим последовал долгий опрос обвиняемых об их месте рождения, гражданстве, составе семьи и т. д.

Вне клетки на скамье подсудимых находятся четыре человека: Шарков (под залогом), Томченко (подписка о невыезде), Пономарев (подписка о невыезде), Бровко (домашний арест). Часть из них короткое время (несколько дней) содержалась под стражей. Остальные обвиняемые содержатся в специальной клетке в зале суда. Некоторые из них непрерывно находятся под стражей уже больше года. Сиводедов — с 22 апреля 2019 года, Втюрин — с 21 апреля 2019-го. В этот же день под стражу был помещен Горбачев, представитель российских фирм. При этом Кудасов содержится под стражей с 29 декабря 2018 года, Милованов — с 8 февраля 2019-го.

Обвиняемые Пономарев и Бровка ходатайствовали до начала судебного заседания о том, чтобы материалы их дела были выделены в отдельное делопроизводство, так как их дело не связано с другими обвиняемыми. Бровка признал обвинения в свою сторону по передаче взятки Пономареву, но отметил, что с основным делом они не связаны, других обвиняемых не знает. Пономарев отметил, что является фигурантом трех эпизодов противоправной деятельности, но они не связаны с другими обвиняемыми, кроме Бровки, и отметил, что его участие в этом процессе «формирует негативное общественное мнение» о его репутации.

Другие обвиняемые и защитники отдали решение по этому ходатайству на усмотрение суда. Одна из адвокатов отметила, что в уголовном деле только 4 из 47 томов касаются Пономарева и Бровки. Ходатайство не поддержал гособвинитель, он не увидел оснований для выделения дела Бровки. Суд удалился на совещание.

После короткого совещания суд вернулся и огласил решение: ходатайство о выделении дела в отдельное производство оставить без удовлетворения.

Обвиняемый Бровка на заднем плане в правом верхнем углу

Втюрин объявил ходатайство: в ходе разбирательства будут оглашены сведения, которые касаются секретных вопросов по должностным инструкциям членов Совета Безопасности Беларуси, а также информации о техническом оборудовании мест заключения. Эти документы не могут быть достоянием общественности, по мнению Втюрина. Поэтому его и Сиводедова необходимо заслушивать в закрытом судебном заседании. Часть обвиняемых, включая Горбачева, Сиводедова, Томченко, поддержали это ходатайство. Остальные отдали это на усмотрение суда. Защитники поддержали ходатайство Втюрина. Гособвинитель предложил оставить его без удовлетворения. Суд посовещался на месте и решил оставить его без удовлетворения: на данной стадии судебного разбирательства не имеется оснований. Втюрину пояснили, что при обсуждении документов с грифом «Для служебного пользования» он вновь может заявить свое ходатайство.

Пономарев и Бровка

Началось оглашение обвинений по фактам дачи и получения взятки Пономаревым и Бровкой.

Будучи руководителем департамента информационных технологий «БПС-Сбербанк» Пономарев занимался проведением конкурсов и закупками телекоммуникационного оборудования, имел отношение к выбору поставщиков и исполнителей закупок. Ему вменяют в вину три эпизода получения взятки от «Мобильного сервиса».

Так, например, в мае 2014 года Бровка оплатил проживание Пономарева и его семьи в гостинице в Лондоне на общую сумму 1000 фунтов стерлингов. А затем передавал ему деньги и материальные ценности на сумму $8000 и $5000. За это Пономарев передал сведения об объемах и свойствах будущей закупки телекоммуникационного оборудования Cisco. Бровка мог заранее подготовиться к конкурсу и имел преимущество в его ходе. Так, одна из закупок оценивается в сумму более $400 000, другая — более $78 000. И Пономарев, и Бровка полностью признали свою вину.

Касперович и Подгорный

Касперович с 2005-го работал в структурах Нацбанка, одно время был начальником управления программно-технической инфраструктуры. На разных должностях в Нацбанке числился до 2018 года. Первую взятку в размере $10 000 получил в 2007 году на кухне у Игоря Кудасова, где находился вместе с Подгорным. Взятка была передана за благоприятное решение вопроса по поставке от иностранной компании, монтажу серверного оборудования, поставке ПО и обучению персонала для работы с ним в размере более $2,5 млн.

Вместе с Подгорным Касперович регулярно получал и делил взятки от фирм «Солидекс» (Сергей Покрышко), «Мобильный сервис» (Владимир Жилин через сотрудницу Турчину), «НИИ ЭВМ Сервис», «АМТ-Груп Интернешнл» (Михаил Пригара), «Эксплорер», «ДПА» (Сергей Шарков). Зачитывание эпизодов его коррупционной деятельности заняло больше часа. От Пригары, например, на территории России Касперович получил $200 000. Общий объем взяток приближается к $900 000. Взятки получал в офисе «Мобильный сервис», иногда в автомобиле Volvo XC90 и других местах.

Объемы взяток варьировались от нескольких тысяч до десятков и внушительных $260 тысяч от Жилина через Турчину в 2016 году. Жилин так же находится на скамье подсудимых. Касперовичу и Подгорному от него поступило более $500 000. Всего Жилин раздал более $900 000 в виде взяток. Большинство полученных взяток Касперович делил с Подгорным, который также работал в Нацбанке, был заместителем замначальника Главного управления информационных технологий. Лишь в двух эпизодах Касперович действовал в одиночку.

Взятки выдавались за благоприятное решение вопросов и заключение контрактов на поставку ПО, программно-технических средств, обучение персонала и т. д.

Касперович полностью признал свою вину. Со всеми обвинениями согласился и Подгорный.

Сергей Сиводедов

Сергей Сиводедов обвинен в трех эпизодах получения взятки, работая на главенствующих должностях в «Белтелекоме» с 2012 года. До 31 марта 2014 года он занимал должность заместителя гендиректора по техническим вопросам. Он был председателем конкурсной комиссии, работал с конкурсными документами, утверждал победителей и благоволил компании «Мобильный сервис» (Жилин). Она выиграла более двух десятков конкурсов по поставкам беспроводного оборудования, маршрутизаторов и другой техники. Суммы сделок «Мобильного сервиса» с провайдером были впечатляющими: от нескольких десятков тысяч долларов до четырех миллионов. От Жилина Сиводедов получал взятку в несколько этапов. В 2017 году общая сумма взяток достигла $160 000. Всего от Жилина было получено не менее $400 000.

От Покрышко из «Солидекса» Сиводедов получил $70 000. В январе 2019 года от представителей российской фирмы  УГМК-Телеком Казанцева и Горбачева — 15 000 евро. Эти деньги были переданы Сиводедову за поставки оборудования для модернизации интерактивного ТВ Zala.

Сергей Сиводедов полностью признал свою вину. На этом первый день судебного разбирательства завершен. Завтра суд начнет работу в 11:00 и заслушает обвинения по остальным эпизодам.


 

Предыстория

29 апреля прошлого года наш источник сообщил о задержании директора РУП «Белтелеком» Сергея Сиводедова. Примерно тогда же заговорили и о задержании заместителя государственного секретаря Совета безопасности Беларуси Андрея Втюрина. Как оказалось позже, обе эти персоны являются фигурантами одного масштабного коррупционного дела, в котором фигурируют килограмм золота и $1,65 млн в виде взяток.

О завершении расследования громкого дела, фигурантами которого, помимо Сиводедова и Втюрина, стали еще 14 человек, в декабре прошлого года заявил Комитет государственной безопасности. По данным КГБ, должностные лица брали взятки за заключение договоров по модернизации телеком-оборудования, поставки абонентских приставок, закупку лицензий для ПО и оборудования, поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию программно-технических средств, а также другую деятельность.

Половина обвиняемых — это должностные лица госорганов и банковских учреждений. У взяткополучателей были изъяты 1 650 000 долларов США (в том числе в облигациях), 62 000 евро, более 1 кг золота. Вторая половина — представители коммерческих структур как из Беларуси, так и из России.

Лукашенко о Втюрине

Задержание столь высокого чиновника не могло произойти без санкции президента Беларуси. Как рассказал сам Лукашенко в мае 2019 года, к бывшему заместителю госсекретаря Совета безопасности Андрею Втюрину «были вопросы» еще в бытность его работы начальником Службы безопасности: «Парень молодой, и хорошая сторона у него была как у человека, не все было плохо. У меня были определенные подозрения. Ему был предоставлен шанс — иди и работай. Что, заместитель госсекретаря — плохая должность для военного человека? Да мечтать любой может об этой должности».

Лукашенко рассказал, что у спецслужб было много фактов о его противоправной деятельности: «Но было мое железобетонное требование: человек, который имеет „индульгенцию“ от президента, должен быть задержан только при наличии железобетонных доказательств. Его взяли с поличным: 150 тысяч долларов ему в очередной раз привезли россияне».

Кто на скамье?

Феликс Касперович работал председателем правления в «Белорусском межбанковском расчетном центре». На пару с замначальника Главного управления информационных технологий Национального банка Андреем Подгорным его обвиняют в получении взяток на сумму не менее $868 750.

Начальнику главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Игорю Кудасову вменяют получение взятки в размере $30 000. Директору Информационно-вычислительного центра Министерства финансов Юрию Зданевичу — $82 500. Начальнику управления информационной безопасности Департамента безопасности ОАО «АСБ „Беларусбанк“» Алексею Милованову — $27 000. Андрею Втюрину — $190 000 и подстрекательство к даче взятки, Сергею Сиводедову — $470 000 и 15 000 евро. Исполнительному директору «Банк БелВЭБ» Юрию Пономареву — $13 000, а также выгоды имущественного характера на сумму 1000 фунтов стерлингов.

В даче этих взяток обвиняют перечисленных ниже людей:

  • Владимир Жилин (руководитель ООО «Мобильный сервис», не менее $900 250);
  • Сергей Покрышко (совладелец ООО «Солидекс ПИ» и ООО «Солидекс», не менее $195 000);
  • Михаил Пригара (представитель российской «АМТ-Груп Интернешнл», $285 000);
  • Сергей Шарков (гражданин Латвии, совладелец СООО «ДПА», не менее $53 000);
  • Александр Бровка (представитель ООО «Мобильный сервис», $13 000, а также выгода имущественного характера на сумму 1000 фунтов стерлингов);
  • Виталий Горбачев и Владимир Казанцев («Смартлабс» и «УГМК-Телеком», не менее $190 000);
  • Владимир Томченко («ТТ-Связьком» дача взятки в сумме не менее $9000).

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber