Сходили в кино на одну из самых неоднозначных премьер первой половины года. Все потому, что «Джентльмены» Гая Ричи нравятся зрителям, но при этом заставляют кинокритиков пускать пену ртом от гнева и возмущения. Каждый прав по-своему, потому что многое зависит от того, чего вы ждете от легендарного британца. Соскучились по «Картам, деньгам, двум стволам» или «Большому кушу»? Тогда добро пожаловать в кино.
В конце 1990-х имя Гая Ричи было синонимом всего модного, стильного, молодежного. Дерзкий британец, которому не было и 30, взял и снял культовый боевик, не похожий ни на что другое. Фильм «Карты, деньги, два ствола» попрал законы классического киношного мордобоя и, несмотря на смешной бюджет, лишний раз доказал, что для хорошего кино в первую очередь необходим талант, а не деньги.
Гая Ричи сравнивали с Квентином Тарантино, а на верхнюю полочку с шедевральным «Криминальным чтивом» многие несмело пытались поставить видеокассету с «Картами…». Все это, конечно, были большие авансы. В Гае Ричи рассмотрели юного гения-самоучку, который если и не перевернет понятие самого жанра боевика, то уж точно оставит след в истории кинематографа.
Стоит отметить, что все восторги касательно Гая Ричи связаны с простыми зрителями. Профессионалы всегда сторонились британца и в лучшем случае сдержанно похваливали его. Посмотрите, например, на оценки тех же «Карт…» или следующего фильма — «Большого куша», больше известного у нас в альтернативном переводе под более емким и близким к оригиналу названием, созвучным (в том числе по смыслу) со словом «скоммуниздили».
Успех Гаю Ричи обеспечил дикий микс из густо обмазанного гангстерской эстетикой сюжета, специфического юмора без тени улыбки, полубезумных диалогов, изобретательного монтажа и жестких разборок с честным рейтингом «18+».
Молодой режиссер добился того, что ему стали подражать. Волна гангстерского псевдоуличного кино, от которого уже становилось тошно, заполонила кинотеатры и домашние DVD-коллекции. У самого Гая Ричи дела тоже шли абы как. Виной тому влияние Мадонны или что-то другое, но своего первого успеха английская версия Тарантино не то что превзойти, но даже повторить не смогла.
Наконец после череды экспериментов все еще именитый режиссер возвращается к истокам, к тому, благодаря ему он прославился. Обстановка тому благоприятствует. Киношное пространство за минувшие 20 лет успело не только устать от бандитски-гангстерского кино, но и позабыть его. Зато на этот раз уже не приходится иметь дело с ограниченным бюджетом, да и актеров можно набрать любых, хоть четырежды известных, забытых и обретших второе дыхание.
В общем, на «Джентльменов» идешь осторожно, с опаской ожидать хоть что-нибудь. Кто он, этот Гай Ричи? Все еще подающий надежды, но уже разменявший полтинник режиссер, или все-таки состоявшаяся легенда? Непримечательный ремесленник, которому однажды повезло попасть в волну, или обладающий собственным почерком мастер?
Вы не поверите, но в «Джентльменах» нет ни одного джентльмена, снова все как на подбор подонки и бандиты. И все же кому-то из них симпатизируешь, кому-то нет. Стыдно, но как есть.
Мэттью Макконахи играет наркоторговца, специализирующегося на незаконном растениеводстве. Мужчина настолько преуспел, что фактически монополизировал торговлю марихуаной во всем Лондоне и даже за его пределами. Но когда тебе под полтос, то хочется уйти на покой, чтобы насладиться тихой и размеренной жизнью богача. Осталось продать свои плантации за много миллионов фунтов стерлингов.
Претендента два: еврей и Сухой Глаз. Первый — вроде как наиболее подходящая кандидатура, но второй — китаец, а потому чересчур навязчивый и настырный. Борьба за наркотические угодья с каждой минутой становится все более ожесточенной. И вот уже появляются новые колоритные персонажи — от банды качков под предводительством сверхчестного Тренера до богатых русских с чеченскими корнями.
Изюминки добавляет то, что вся история — это рассказ пронырливого частного детектива, который путем шантажа решил поиметь на описываемой ситуации несколько миллионов. Для этого он пришел в гости к громиле, правой руке уставшего от бизнеса наркоторговца.
Как это водится у «раннего» Гая Ричи, взаимоотношения между героями переплетаются порой в совсем уж причудливые узоры. Ну чисто «Карты, деньги, все такое»! К чести британца, на этом бросающееся в глаза сходство с его первыми работами заканчивается. И это хорошо.
Больше всего я опасался, что Гай Ричи захочет сделать точь-в-точь «как раньше». Это была бы фатальная ошибка. Фильм наверняка вызывал бы смесь жалости и брезгливости, как когда видишь бабушку в мини-юбке и с пышным париком лиловых волос. «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» остались в своем времени и, боюсь, сегодня будут восприниматься без грязного задора 1990-х.
Отдадим должное хватке Гая Ричи: он держит руку на пульсе времени, а потому не совершил ошибку и снял бодрое кино. О котором через 10 лет никто не вспомнит.
Нет, «Джентльмены» — это не провал. Фильм интересно смотреть, он не отпускает до титров и старательно развлекает зрителя все два часа хронометража. По сравнению с «Картами…» и «Большим кушем» это куда более взрослое кино, без молодецкой дерзости и отважности, но с какой-то степенностью и обстоятельностью.
Режиссер уже не так нарочито вызывающе экспериментирует с монтажом и экстравагантным поведением камеры. Здесь мало стреляют и стараются обходиться без драк. В одном эпизоде Гай Ричи даже забавно троллит этот момент: мол, мог бы сделать и так, но не буду. При этом остались абсурдные ситуации, специфический юмор, бандитский антураж, стильные и в целом очень колоритные персонажи. А еще кино по современным меркам вышло чертовски неполиткорректное, с шуточками про евреев, афроамериканцев, британцев и китайцев. Глоток свежего воздуха на фоне удушающего любое творчество запрета.
Главное достоинство «Джентльменов» — это герои фильма, и не только главные. Все они порой вызывают противоречивые чувства, причем часто одновременно. В этом смысле показателен частный детектив-вымогатель Флетчер. До чего же он мерзкий и при этом смешной! Хью Гранту зачет и овации. А до чего хорош оказался Чарли Ханнэм в образе помощника босса! С одной стороны, тихий, домашний и покладистый, но какая энергетика и угроза исходят от этого бородача! О Макконахи и говорить нечего: после «Далласского клуба покупателей» у него как открылось второе дыхание, так и не думает закрываться.
Но иногда с комичностью некоторых персонажей перебарщивают. «Джентльмены» — по-хорошему смешное кино, но все же не комедия. Потому какие-нибудь чересчур карикатурные гопники смотрятся инородно и плохо вписываются в стилистику картины.
Итак, юмор — окей, герои — окей, стиль — окей. Тогда что не так? Как ни странно, слабое место — сюжет. Он предсказуемый, не лишен клише, с по-детски простыми поворотами, которые при этом подаются как офигеть какие твисты. На деле все эти «я знал, что ты знаешь, что я знаю, а потому переиграл тебя» не лишены разве что ясельного очарования, но не более.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by