В эту ночь не спали особо ярые любители кино. Мы тоже продрали глаза пораньше, чтобы рассказать о том, как будет проходить церемония вручения главной в мире кинопремии. В этом году нас ждали 24 номинации. 2019-й, в отличие от предшественника, выдался крайне урожайным на действительно хорошее кино — никаких конформистских «Черных Пантер» и «Зеленых книг».
На этот раз почти все номинанты как на подбор — отличные, а то и выдающиеся образцы кино. Однако без мини-скандалов не обошлось. Нынешнюю церемонию уже (снова) назвали «слишком белой» и «мужской».
Вот полный список лауреатов прошедшей церемонии. Выделены самые важные и престижные номинации.
Итак, по числу статуэток лидируют «Паразиты». Более того, этот фильм получил награды в самых престижных номинациях, включая режиссуру и лучший фильм. Всего же у «Паразитов» был шанс забрать шесть «Оскаров». Мало кто ожидал, что фильм Пона Джун-хо станет лучшим, да еще и принесет «Оскара» своему автору. Случившееся вполне можно назвать сенсацией хотя бы потому, что до сегодняшнего дня победа еще никогда не присуждалась фильмам на иностранном языке.
Полным провалом можно назвать прошедшую церемонию для фаворита — «1917». Лента взяла всего три награды из десяти возможных, причем в сугубо технических номинациях, таких как визуальные эффекты, сведение звука и операторская работа.
Еще один неудачник — «Джокер». Лидер по количеству номинаций (их было целых 11) довольствовался двумя наградами. Одну получила композитор, а вторую — Хоакин Феникс (как раз здесь никаких неожиданностей).
«Ирландец» и вовсе остался без наград — и это при 10 номинациях и целом Мартине Скорсезе, которого так любят в Голливуде! «Ford против Ferrari» и «Однажды в… Голливуде» получили по два «Оскара».
В основной номинации было представлено девять картин. Причем большинство из них, что большая редкость, были достойны награды, однако явный фаворит при этом отсутствовал. Меньше всего шансов было у фильмов «Ford против Ferrari» и «Маленьких женщин». Первый — хороший, но на фоне конкурентов не выдающийся байопик без ярких идей и свежих находок. Второй — скрупулезная, но опять же не сильно примечательная экранизация одноименного романа Луизы Мэй Олкотт.
Если уж и отдавать «Оскара» биографической драме, то «Ирландцу». Монументальная работа любимчика Голливуда Мартина Скорсезе, но слишком старомодная, затянутая, да еще от Netflix, которую, в отличие от режиссера, киноакадемики, мягко говоря, недолюбливают.
«Брачная история» — фильм чересчур личный и камерный. Такие любят награждать второстепенными наградами, но не основными. «Однажды в… Голливуде» плотно сидит на киношной теме, что очень любят в академии. Но как-то с самого начала не верилось, что лучшим фильмом года признают работу Квентина Тарантино. «Кролик Джоджо» — классный фильм, который никогда не появится в отечественном прокате. Но вы обязательно посмотрите его, потому что такого взгляда на войну сквозь призму детского мироощущения еще не было. И все же картина взбалмошного Тайки Вайтити в данном случае осталась ни с чем.
«Джокер», «Паразиты» и «1917» — вот самые сильные ленты прошлого года и три очевидных лидера в борьбе за статуэтку. В вину «Джокеру» ставилось уж слишком очевидное цитирование ранних работ Мартина Скорсезе и в целом стилистики режиссера. К тому же вряд ли академики доросли до того, чтобы называть лучшим фильмом кинокомикс, пусть и имеющий с традиционными кинокомиксами весьма отдаленное родство.
Буквально все эксперты ставили на «1917»! Победа «Паразитов» стала приятной и очень сильной неожиданностью. Оказывается, есть еще у академиков порох в пороховницах. Очень смело и круто!
Пятеро претендентов, каждый из которых опять же заслуживал статуэтку. Тот же Квентин Тарантино мог бы получить ее хотя бы за выслугу лет. Но, увы, в США его не считают выдающимся режиссером. Сценаристом, новатором, хулиганом — да, но не режиссером.
У Мартина Скорсезе уже есть позолоченный мужик с мечом, причем полученный относительно недавно за «Отступников». Нет, «Ирландец» именно как режиссерская работа хорош, поэтому никто не мешал академикам вручить награду именно за этот фильм. И все же нет.
«Джокер» гениален, но, пожалуй, именно Тодд Филлипс имел шанс назваться лучшим режиссером меньше остальных. Никто вот так просто не берет и не вручает «Оскара» парню, который до 2019 года был известен как постановщик «Мальчишников» (в Вегасе и так далее). Опять же было бы странно признавать лучшим подражателя Мартина Скорсезе, когда тот сам присутствует в номинации.
Изначально самым предсказуемым вариантом из всей пятерки был, пожалуй, Сэм Мендес. Британский режиссер, не понаслышке знакомый с театром, проделал титаническую работу в «1917», буквально объединив миры кино, театра и реальности. К тому же в Голливуде Сэма Мендеса до сих пор помнят не столько по парочке постановок «бондианы», сколько по оскароносной «Красоте по-американски».
И все же награда отошла к Пону Джун-хо — выдающемуся корейскому режиссеру, который снял потрясающий фильм «Паразиты». А ведь считалось, что шансов у него немного. Твоя работа может быть хоть трижды гениальной, но если речь идет об иностранном фильме, то награду за режиссуру дают крайне редко. Что ж, перед нами как раз такой очень редкий случай.
Леонардо ДиКаприо повезло, что он успел получить свою статуэтку за «Выжившего». Потому что на этот раз, даже несмотря на многогранность образа Рика Далтона, всех затмила работа Хоакина Феникса.
О подвигах исполнителя роли Джокера мы уже рассказывали. Феникс буквально физически страдал, похудев до анорексичного состояния. Плюс и психологически, и эмоционально это был крайне сложный образ, который, помимо зрителей, не могли не оценить профессионалы.
Это не значит, что конкуренты выложились плохо. Тот же Адам Драйвер в «Брачной истории» не то чтобы вышел на новый для себя уровень, но скорее привычно отыграл крайне достойно. То же касается Антонио Бандераса в фильме «Боль и слава», а также Джонатана Прайса из «Двух пап». Но это были такие прямо классические отыгрыши, без жертв и превозмоганий.
Признаться, так и не смог досмотреть «Джуди» с Рене Зеллвегер в роли Джуди Гарленд. Все-таки для «правильного» восприятия разных аспектов фильма он должен быть тебе хоть чуточку интересен. Если вас никак не трогает судьба уважаемой американской певицы и актрисы, то оценивать уровень мастерства того, кто воплотил ее характер и образ на экране, будет очень тяжело. В общем, проникнуться мастерством Рене Зеллвегер удалось не всем. Однако знающие люди все расставили по своим местам.
Мой личный фаворит — Скарлетт Йоханссон в «Брачной истории». Там она показала какой-то совершенно новый для себя уровень. Оказывается, достоверно сыграть обычного человека в непростой жизненной ситуации — тот еще подвиг. Жаль, но старания актрисы не оценили. К слову, она же номинировалась и в качестве лучшей актрисы второго плана за роль мамы мальчика-нациста в «Кролике Джоджо», но, увы, пролетела и там.
Синтия Эриво была выдвинута на премию, кажется, только для того, чтобы этот «Оскар» чисто технически не смогли обвинить в том, что он чересчур «белый». Шарлиз Терон в «Скандале», субъективно, тоже не показала ничего примечательного. А вот Сирша Ронан в «Маленьких женщинах» очень крутая, но, видимо, она пока чересчур молода для серьезной награды. Будем за ней следить и не сомневаемся, что своего «Оскара» она в ближайшие годы точно получит.
Пускай эта номинация считается по большей части технической и по своей авторитетности не сравнится с предыдущими, о ней хочется рассказать подробнее.
Кажется, прошли те времена, когда лучшие спецэффекты — это разноцветные всполохи, гримасничанье нарисованных на компьютере тварей и заменившие каскадеров виртуальные трюкачи. Графика должна помогать делать кино реалистичнее и при этом оставаться незаметной. Чем меньше мы видим визуальных эффектов, тем они круче.
Так что никакие «Мстители», «Звездные войны» и «Короли Львы» получить эту награду не могли. Борьба была лишь между двумя картинами. В «Ирландце» с помощью CGI омолодили главных героев, а в «1917» создали эффект одного кадра. Увы, с омоложением графика все еще чересчур очевидна. Поэтому победа осталась за работой Сэма Мендеса.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by