Четверо белорусов поехали навстречу космосу

10 949
03 октября 2019 в 17:41
Источник: Малышиц Денис. Фото: Малышиц Денис

Четверо белорусов поехали навстречу космосу

Источник: Малышиц Денис. Фото: Малышиц Денис

У читателя Onliner Дениса Малышица была давняя мечта: побывать на настоящем космодроме и увидеть космические корабли многоразового использования «Буран». В свое время они были вершиной научной мысли СССР, но в итоге оказались «космическими граблями», на которые наступила терпящая крах экономика великой страны. Денис мечтал отправиться на Байконур собственными силами, без экскурсоводов, турагентств и пропусков. Заодно ему повезло увидеть запуск с «Гагаринского старта» пилотируемого корабля «Союз МС-15». Публикуем историю путешествия.


Я быстро нашел еще троих друзей, для которых тема космоса и «Буранов» была не чужда. Посовещавшись, ехать на Байконур решили на машине. Это самый удобный и бюджетный вариант поездки. Тем более я только в июле получил водительские права и испытать себя в многокилометровой поездке было заманчиво. Выбор в пользу авто был определен! После замены ремней ГРМ, всех фильтров и масла, рычагов передней подвески, сайлентблоков, тормозных колодок наша «ласточка» была готова к приключению длиной почти 7000 км. Из снаряжения все имели спальники, коврики, 2 палатки и запас провизии для автономного существования на несколько суток. Благо опыта для участия в подобных авантюрах хватало у всех.

Дорога по стране-соседке была хороша. Миф об убогости дорог в РФ развеян.

Границу с Казахстаном прошли быстро, примерно за час. Несколько вопросов о цели визита (естественно, туризм и только он), заполнение миграционного листка, и вуаля — мы в стране степей и кумыса. Кстати, для граждан Беларуси в пунктах пропуска отдельная очередь, достаточно сказать, что ты «союз» (подразумевается Таможенный союз). Иначе рискуешь стоять несколько часов в километровых очередях из таджиков/узбеков/киргизов.

Гигантские открытые пространства, без лесов и озер, с прямыми дорогами сперва удивляли. Но ехать часами безостановочно по ним утомляет. Одна степь до горизонта. И больше ничего. Хотя стоп! Вру.

Верблюды, смело гуляющие вдоль трассы, не давали расслабиться, то и дело перебегая дорогу перед машиной в самый неподходящий момент. По пути мы совершали кратковременные остановки, чтобы размять тело и сделать фото местных пейзажей. Ну и заправиться. Дизель стоит в переводе на наши деньги 1 рубль за литр. Бензин еще дешевле. А вот страховка автомобиля потянула 25 долларов.

Космодром является режимным объектом, находится под охраной, и доступ на него ограничен. Поэтому не шло и речи о том, чтобы заехать на территорию на автомобиле. Но двое экстремалов из Санкт-Петербурга, встреченных нами недалеко от Байконура, пытались прорваться по степи на седане. В итоге прилетел вертолет, завис над ними и дал понять: это плохая идея, парни, соваться на режимный объект. Те спешно «сделали ноги», оторвав глушитель, и срочно придумали новый план проникновения.

И вот мы на подступах к космодрому. Автомобиль оставлен в надежном месте. До запуска ракеты с тремя космонавтами на борту меньше суток. А до нашей конечной точки 40 км еще идти ночью по степи. Пользоваться фонариками нельзя, луны нет, ПНВ (прибора ночного видения) нет. Полный мрак. В таких условиях нам предстояло идти. Сперва надеялись, что глаза привыкнут к темноте и можно будет идти с комфортом. Но как же мы ошиблись — лучше не стало. Особенно мешали бесчисленные норы грызунов, в которые запросто проваливаешься по колено, рискуя повредить связки. Когда поднимаешь глаза в небо, пропадает дар речи: такого количества звезд в Беларуси не увидеть. Сделав пару кадров, мы продолжили путь, ориентируясь на огни космодрома, которые были далеко впереди.

Шли и разговаривали, но потом на фоне многочасового пути в быстром темпе заметили, что начинаем нести какую-то чушь. Тяжелые рюкзаки натирали плечи, песок в обуви также добавлял остроты ощущений в наш поход. Усталость давала знать о себе, начало что-то мерещиться в темноте. Полная тишина. Плюс семь по Цельсию. Нет облачности — идеальные условия. Через 12 часов ходьбы мы были возле здания МЗК (монтажно-заправочный комплекс). Последние 6 км пути были самыми тяжелыми. А ночные патрули на уазиках, снующие по космодрому, бодрили нас лучше всякого кофе. Уже днем мы заметили, что кроме уазиков там по степям ездят еще и БРДМ, обеспечивая охрану космодрома.

Попав внутрь здания на рассвете, зайдя в главный зал, теряешь дар речи. «Бураны». Стоят на вечном приколе без надежды на светлое будущее. Масштабы космических челноков поражают. Начинаешь понимать, что человеку подвластно все. Особенно если учесть, что они разрабатывались почти 40 лет назад.

В полностью автоматическом режиме «Буран» совершил два витка вокруг Земли и успешно приземлился на аэродром Юбилейный спустя 205 минут. Отклонение от курса составило 1,5 метра. Весь полет прошел без человека на борту, только на автопилоте. Длина «Бурана» — 36,4 метра, размах крыльев — около 24 метров, стартовая масса — 105 тонн. Грузовой отсек корабля вмещает полезный груз массой до 30 тонн при взлете, до 20 тонн при посадке. В носовой отсек вставлена герметичная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до десяти человек).

Детище кропотливого труда 86 министерств и ведомств, 1286 предприятий и около 2,5 млн человек приходит в упадок. За 14 лет в создание советского шаттла было вложено 16 млрд рублей.

Сейчас под крышей МЗК находятся два корабля, один из которых второй летный экземпляр «Буря», а другой — технологический макет. Визуально не понять, где макет, а где настоящий корабль. 13 мая 2002 года произошло обрушение кровли монтажно-испытательного корпуса.

В результате обвала крыши погибли 8 строителей, находившихся там и выполнявших ее ремонт, а также были полностью разрушены единственный летавший в космос космический корабль «Буран» и отдельные блоки ракеты-носителя «Энергия». Останки космического челнока были распилены работниками космодрома на части и впоследствии проданы как металлолом.

На сегодняшний день территория космодрома выглядит удручающе. Сотни заброшенных строений, взорванные ракетные шахты, сотни километров железных дорог, кучи строительного мусора и металлолома.

Заброшенные стартовые площадки системы «Энергия» — «Буран». Даже трудно представить, что в годы расцвета тут трудились десятки тысяч человек, а население города Байконур составляло 120 000 жителей. В следующем году космодром закрывается на модернизацию, которая растянется на несколько лет.

День на исходе. Вдоволь насмотревшись на «Бураны», мы с друзьями уже собираемся подниматься на крышу МЗК (монтажно-заправочного комплекса), представляем, как воочию наблюдаем заключительный старт ракеты «Союз-ФГ», на борту которой россиянин Олег Скрипочка, американка Джессика Меир и первый космонавт ОАЭ Хаззаа аль-Мансури. «Союз-ФГ» — специальная модификация ракеты для пилотируемых запусков. Со следующего года космонавтов начнут отправлять на орбиту на новых ракетах «Союз-2.1а». В этом носителе вместо аналогового оборудования установлены цифровые системы, полностью изготавливаемые в России. В «Союзе-ФГ» в системе управления используются украинские компоненты.

Этим планам не суждено было осуществиться. Крепкие мужчины в камуфляже с АКСУ вынуждены были помешать нам. Запуск мы все же краем глаза увидели и при других обстоятельствах. Но это уже отдельная история.

ахроматический рефрактор, диаметр: 60 мм, фокусное расстояние: 900 мм, относительное отверстие: 1/15, экваториальная (EQ) монтировка, окуляры 4 мм/20 мм
ахроматический рефрактор, диаметр: 50 мм, фокусное расстояние: 600 мм, азимутальная (AZ) монтировка

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей