Эксперимент. Как я перешел на наличку. И страдал

27 сентября 2019 в 8:00
Источник: Олег Орлов. Фото: Александр Ружечка

Эксперимент. Как я перешел на наличку. И страдал

Источник: Олег Орлов. Фото: Александр Ружечка

С момента выхода на более-менее стабильный доход, то есть уже почти десять лет, использовать наличные деньги я практически перестал. Постепенно даже тот маленький процент покупок за кеш был переведен на расчет по карте. Но в окружении оставались люди, которые упорно использовали наличные, хотя удобство их в моем понимании стремилось к нулю. Любопытство победило, и я решился на эксперимент.

Свобода от Большого брата

Пока банкомат шуршал купюрами (приятный звук!), я пытался оправдать свою привычку оплаты картой. Может, дело лишь в той самой привычке? К тому же порой точила легкая паранойя и рассказы о тотальном контроле за моими расходами со стороны банков и государственных органов. Глобально это не беспокоило: ну будет налоговая знать о моих покупках — и что? Все-таки стандартные одежда, обувь, продукты и траты в поездках — это не новый Bentley, чтобы вызвать интерес товарищей в погонах (хотя как знать). В общем, когда из щели банкомата появилась пачка банкнот, настало облегчение. Все, свобода: куда я трачу заработанное — дело сугубо мое, и никто об этом не узнает.

Где-то читал, что с наличкой стараешься тратить меньше. Мол, на подсознательном уровне с банкнотами расстаться сложнее, а тающие цифры в приложении щемят совесть не так сильно. В моем случае это не сработало: если баланс счета основной карты я обычно стараюсь держать «красивым» (не буду портить круглую цифру ради незначительной покупки), то крупные банкноты, как правило, нужно разменивать. Стоит ли говорить, с каким лицом в ларьке у меня принимали купюру в 100 рублей, когда я покупал жвачку? Понятно, что отдавать всю мелочь — неудобно для продавца, но почему покупателя это должно заботить?

То же самое в общественном транспорте: на перегородках между пассажирским салоном и местом водителя даже таблички лепят с надписью «Просим использовать купюры номиналом не больше пяти рублей». Но что если банкомат мне выдал пятидесятку, а разменять негде? Особенно раздражает, когда из тебя при этом пытаются сделать безбилетника: якобы ты специально даешь крупную купюру, чтобы у водителя не было сдачи и это был аргумент при визите ревизоров. Вот где реальный виктимблейминг (простите за слово). Да хоть пятисотку протяну: оплатить проезд готов, купюра, переходя на канцелярщину, является законным платежным средством, а выдать сдачу — забота продавца. И ладно, если бы на каждой остановке были киоски с талончиками — но нет, вместо них ставят те самые, с сигаретами.

Изображение: pexels.com

Слезы для пассажира

Сервисы пассажирских перевозок подарили миру реально прозрачную систему оплаты: не только сразу видишь фиксированную сумму, но еще и не надо возиться с оплатой — особенно когда во дворе машину уже подпирают сзади. На время эксперимента пришлось вернуться лет на пятнадцать в прошлое. Меняю способ оплаты на наличные, вызываю и жду автомобиль — попутно жалею, что не позвонил в какую-нибудь олдскульную диспетчерскую, чтобы обязательно приехала желтая «Волга».

Система высчитала сумму — 11 рублей и 30 копеек. Протягиваю 15 рублей. Очевидно, что четверть стоимости услуги на чай как-то не оставляют. Начинается интересная психологическая игра. Водитель выуживает из коробочки одно- и двухрублевую монеты, продолжает копаться, находит еще пятьдесят копеек, передает 3,50 мне, перебирает монетки дальше, старательно ищет двадцатку или две десяточки под тусклым светом потолочной лампы, тяжело сопит, шваркает монетками по второму кругу… И тут уже не выдерживаю я: «Спасибо, удачной работы». Так вот, первое время, пока не обзавелся необходимым запасом монет, оплаты точно по «счетчику» (а чаевые таксистам я обычно не оставляю) практически не было — почти всегда 20—40 копеек да отдавал водителям сверху, чтобы не ждать сдачу.

Все дело в психологии: не хочется быть жмотом, который ждет несчастные 30 копеек (три тысячи рублей старыми!), но и постоянно отдавать больше денег непонятно за что неохота — все-таки не на улице подобрал их. С картами как-то честнее ситуация.

Как оплатить интернет и телефон?

На второй неделе эксперимента случилось страшное: поздним вечером баланс счета у интернет-провайдера ушел в минус. Рука привычно потянулась к телефону с приложением, но я вовремя себя одернул — если уж страдать, то по-настоящему: нужно идти к инфокиоску. Начал лихорадочно вспоминать, где поблизости терминал с приемом наличных. Чертоги разума подсказали только отделение банка минутах в десяти быстрым шагом. Под бодрящий сентябрьский дождик при всего четырех градусах тепла дошел до банка — но внутрь-то попасть можно только по карте, а у меня ее как бы нет. Пританцовывать у двери пришлось недолго: какой-то парень выходил из тамбура отделения, а я прошмыгнул внутрь.

Выяснилось, что по интерфейсу и отзывчивости сенсорных экранов инфокиоски застряли где-то в середине нулевых. Для простой оплаты интернета и сотовой связи (чтобы потом опять не пришлось идти сюда) понадобилось минут десять: пока введешь фамилию, имя и отчество, пока найдешь купюру подходящего номинала, которую проглотит приемник — сдачу-то не выдает, — пока терминал посчитает ее «вкусной», не выплюнув обратно...

Реальные проблемы начались тогда, когда Apple в письме заявила, что на счете недостаточно средств для оплаты сервисов. Жить без них вообще не вариант. Большинство магазинов продает просто цифровые коды — они добавляют на счет Apple ID нужную сумму. Их покупаешь через ЕРИП или какую-нибудь другую платежную систему. То есть опять нужно искать инфокиоск и совать в него деньги: разгладили купюру, чуть помяли, распрямили загнутые края, чертыхнулись и достали другую банкноту, чтобы повторить процесс.

В аду будут только монеты. Очень маленькие

Но все описанное — мелочи по сравнению с монетами. Эта гадость была просто повсюду: в карманах куртки, пальто, джинсов, бумажнике. Еще несколько достал из уплотнителя стиральной машины. Единственное оправдание их существования — прикольно покупать всякую мелочевку в вендоматах. На станции «Площадь Ленина» даже автомат по продаже жетончиков есть. Причем он всегда свободен: люди отчего-то любят стоять в очередях у касс, хотя сейчас что проездной купить, что оплатить разовую поездку можно без участия кассира.

Особенно умиляют люди, которые покупают в кассе жетон бесконтактной картой, когда турникеты давно оборудованы NFC. А еще про какую-то IT-страну говорят.

Так вот, возвращаясь к монетам. Более неудобную и архаичную штуку для оплаты придумать сложно. Они тяжелые, гремят, теряются и прячутся в уголках карманов. Кстати, монеты слегка примагничиваются к чехлу AirPods — если носить их и наушники в одном кармане, долго искать копейки не придется.

При оплате в магазинах первое время старался давать только купюры — просто потому, что было лень искать монеты. Вообще, оплата наличными задерживает и покупателя, и всю очередь. Расчет картой — элементарное уважение к людям за тобой, которые точно так же хотят скорее вернуться к своим делам. Время не засекал, однако по ощущениям на оплату наличкой уходило где-то вдвое больше минут по сравнению с безналичным расчетом. Кажется, что секунды ничего не решают, но если учитывать суммарное время, то прикиньте, сколько дней за всю жизнь уйдет просто на высчитывание налички.

Две недели я добросовестно прикидывал, сколько отсыпать кассиру для округленной сдачи, мужественно ловил упавшие копейки, прилежно искал «а четырнадцать найдется?» и все это время проклинал монеты.

Кстати, если вдруг материал читают те, кто разработал одну и две копейки диаметром с горошину, — простите, что вам в последние недели сильно икалось. Просто это я очень часто вас вспоминал.

Финалом страданий стала покупка билетов в кино. Без карты процесс превращается либо в бесполезную поездку в кинотеатр сугубо ради билетов, либо в лотерею: приходишь к началу сеанса и гадаешь — есть места или нет? Пришлось прибегнуть к первому варианту.

Почему карты — тоже не идеальный вариант

Следующие две недели обещали быть куда привычнее: наличка под запретом, только карта. Вообще, Минск и страна в целом круто продвинулись в плане безналичных расчетов. Настолько, что я уже давно перестал спрашивать даже в мелких магазинах или точках фастфуда, принимают ли карты: конечно принимают. В соседних странах такое бывает далеко не всегда. Глобально есть три железных аргумента в пользу пластика: быстро, гигиенично (кто знает, где эти купюры были до вас?) и всегда хватает — не надо прикидывать, сколько наличных осталось. Плюс возможность оплатить что угодно при наличии интернета и смартфона или другого девайса.

На самом деле, в начале я все же чуточку слукавил: наличные использую сугубо для чаевых в заведениях, то есть на «выход в люди» снимаю 5—10 рублей. По очевидным причинам теперь я так сделать не мог. Пришлось слегка почитерить: заранее договаривался с компанией, что чаевые сегодня только с них. Но вообще, это не дело: давно пора в заведениях ввести возможность «типнуть» картой. Другая неприятность жизни без наличных — нужно заранее покупать талончики на транспорт. Еще маршрутки оказались недоступны, но на них я все равно практически не ездил (экстрима и так хватает).

Изображение: pexels.com

Зато во всех остальных ситуациях я нисколько не почувствовал себя ущемленным. Но если по уму, то идеальный вариант — иметь при себе и наличку, и карту. Особенно критично бывает в поездках: однажды в Барселоне платеж по действующей карте ни в какую не проходил. Допускаю, что такие случаи единичны, но когда они происходят, становится совсем уж неприятно. Еще остается вероятность увода денег с карты при онлайн-оплате. Случаи показывают, что банки обязательно найдут объяснение, почему дурак именно клиент и возмещение ему не положено.

К тому же банки порой такое допускают, что хоть святых выноси: состояние счета и транзакции видят случайные люди, двойные списания не отображаются в истории и SMS-уведомлениях. Зато как кредит новый придумают, в котором даже бухгалтеру сложно разобраться, — всюду заспамят предложениями попробовать услугу.

Поэтому доверия к банкам, собственно, и нет. Остается полагаться только на свою же бдительность — оплата лишь в известных магазинах и сервисах, подтверждение по коду из SMS и так далее. Но стопроцентной защиты все равно ведь не существует, а ресурсов, где ты так или иначе засветил карту, становится все больше, и от этого слегка не по себе.


Эксперимент подтвердил очевидное: наличные в 2019 году — ненужный костыль в 99% случаев. Поэтому с облегчением оставил горстку монет музыкантам в переходе, снял дежурные пять рублей на чай, положил карты в карман и продолжаю надеяться, что уже скоро не понадобятся и они: когда-нибудь Apple/Google Pay все-таки доберутся сюда. Возвращаться к бумажкам и особенно железкам пока что совсем не хочется.

Читайте также:

аудитория женская, материал: натуральная кожа, 190×95 мм
Нет в наличии
аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 90×120 мм
Нет в наличии

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by