31 476
24 августа 2019 в 6:58
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Mauricio Victa/Rappler

Помогают ли картинки на сигаретных пачках бороться с курением? Изучаем страшилки разных стран

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Mauricio Victa/Rappler

Табачная промышленность десятилетиями сопротивляется попыткам регулировать их продукты, маркетинговую и ценовую политики. Десятилетиями их маркетинговая стратегия строится на статусности курения: золотые надписи, маскулинные рекламные кампании, утонченный дизайн упаковок. Все это разбивается о новые требования к устрашающим картинкам, которые каждый раз напоминают курильщику, тянущемуся за новой сигаретой, о возможных последствиях. Эффективно ли это?

Как связаны табачный бизнес и свобода слова?

В 1966 году США стали первой страной, в которой производителей сигарет обязали размещать на упаковках предупреждение о вреде, который несет употребление их продукции. Однако до сих пор эта страна остается одной из самых отсталых в плане надлежащего информирования покупателей сигарет.

Если в европейских странах уже привыкли к огромным страшилкам, размещенным на лицевой стороне пачек, то табачники в США вполне успешно сопротивляются таким нововведениям. Предупреждение о вреде курения наносится на боковой части упаковки и только текстом. При этом текст этот не менялся с 1985 года. Он сводится к чередующимся предупреждениям о легочных, сердечных, раковых заболеваниях и осложнениях при беременности. При этом текст стилизован под другие надписи на пачках. Из-за этого его сложнее заметить.

Сравнение американской и российской пачек одного бренда. В правом верхнем углу можно наблюдать золотистый текст предупреждения, который притаился на американской пачке

В начале этого десятилетия Управление по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) Министерства здравоохранения США впервые предложило наносить на сигаретные пачки графические изображения. Однако ведомство столкнулось с мощным табачным лобби, которое с помощью судов затянуло принятие новых правил для индустрии почти на десяток лет.

К девяти изображениям и надписям на них у табачников возникли вопросы. В 2012 году их адвокаты сумели убедить апелляционный суд в том, что эти наклейки нарушают право на свободу слова, гарантированное Первой поправкой к Конституции США. В суде согласились, что предупреждения на сигаретных пачках должны носить исключительно информационный характер, не должны запугивать курильщиков, подталкивать их к отказу от курения или навязывать идеологию. Под опалу попал и номер телефона горячей линии, по которому желающим бросить курить могли бы оказать поддержку.

Забракованное судом предложение FDA

Такое решение суда стало сильным ударом для FDA. У ведомства ушло почти семь лет на то, чтобы разработать новый дизайн устрашающих наклеек. Но еще неизвестно, сдадутся ли в этот раз табачные компании без боя.

Новый дизайн страшных картинок

Пока в США боролись за свободу слова, в других странах совсем не цацкались с интересами табачной промышленности. Сперва это были надписи наподобие «Курение вредит вашему здоровью», затем стали появляться страшные картинки, демонстрирующие последствия вредной привычки. По данным Всемирной организации здравоохранения, предупреждения о вреде для здоровья на пачках сигарет в виде графических изображений являются одним из самых распространенных средств информирования курильщиков о возможных последствиях. Сейчас их наносят на пачки в 91 стране мира, где проживает почти 4 млрд человек.

На Ямайке страшилка занимает не менее 60% площади на лицевой стороне упаковки
В Уругвае не стесняются натуралистичности. Страна является пионером среди латиноамериканских государств в плане информирования населения о вреде курения, что отмечается и ВОЗ
В Канаде комбинируют и пытаются уместить все болячки на одной пачке
Вряд ли вы захотели бы привезти блок таких сигарет из путешествия по Индии
Хотя находятся креативные головы: картинка закрывает 90% лицевой части пачки, но продавцы просто выкладывают сигареты горизонтально, нижней частью к покупателю

При этом изображения оказываются куда более шокирующими, а текстовый посыл может сводиться к призыву бросить, угрожающим последствиям или обычному названию заболевания. Далеко за примером ходить не надо. В Беларуси первые пачки со страшилками стали появляться в 2016 году, а в ноябре 2017-го они стали стандартным требованием для всех производителей из стран, состоящих в Евразийском экономическом союзе. Картинки занимают половину лицевой стороны пачки и половину оборотной. На них красочно изображены гангрена, инсульт, новообразования, мучительная смерть и т. д. без каких-либо мотивирующих призывов. Согласитесь, по сравнению с многими примерами выше наши сигареты все еще выглядят стильненько.

Грязно-зеленый и никакого спуску брендам

В Великобритании в 2016 году по примеру Франции и Австралии пошли еще дальше. Больше никаких красочных надписей и вычурных логотипов: жирный белый шрифт на черном фоне («Курение вызывает рак горла», например), страшная картинка, скромное название бренда под ними и мерзкий темно-коричневый цвет Pantone 448C.

Для сравнения можно посмотреть, как аналогичные упаковки выглядят в Австралии. Например, на лицевой части одной из пачек размещена натуралистичная фотография истощенного 34-летнего Брайана, который страдает от рака легких. Там же есть его фотография за 10 недель до этого. На оборотной стороне вкратце рассказывается история: Брайан начал курить подростком, никогда не задумывался о том, что это может его убить. В результате он скончался спустя 47 дней после постановки диагноза.

«Он хотел, чтобы другие узнали: „Вот что будет с вами, если вы курите“», — читаем на упаковке. Там же находятся контакты организации, которая помогает людям бороться с никотиновой зависимостью.

Австралийские сигареты до и после введения новых требований к упаковкам

За разработкой такой упаковки стоит хорошая исследовательская подготовка. Были протестированы восемь различных цветов. И темно-коричневый Pantone 448C был признан наименее привлекательным. Четко регулируется и написание бренда на упаковке: шрифт Lucida Sans, не больше 14 типографских пунктов, светло-серый цвет и только первая буква в каждом слове может быть заглавной. Крышку гроба табачного креативного маркетинга заколотили максимально плотно.

Ни о каком уникальном дизайне и говорить не приходится. Маркетинговые исследования показали, что инновационная форма упаковок, их размер и принцип открытия сказывались на уровне привлекательности брендов. В результате размеры, форма и способ открытия сигаретных пачек также были унифицированы. Мягкие пачки, которые участникам исследований казались более мужественными, оказались вовсе запрещены.

Эти требования в Австралии вступили в силу в конце 2012 года. Оказались ли они эффективными? Согласно открытым данным исследований, в 2010 году в стране курило 18% населения. В 2018-м доля курильщиков упала ниже 14%. Помогло ли в этом ужесточение требований к внешнему виду сигаретных пачек? Да, но это лишь одна часть более комплексных мер, принимаемых различными государствами для снижения уровня потребления табака. Пугающие графические изображения определенно несут свой вклад в сокращающуюся популяцию курильщиков. И в подтверждение тому есть соответствующие исследования.

Текст или страшная картинка?

В 2014 году в США провели исследование касательно влияния устрашающих изображений на изменение поведения курильщиков.

В исследовании приняли участие более 2000 человек. Одной части участников выдавали сигаретные пачки с устрашающими изображениями, у второй же части на пачках были нанесены только текстовые предупреждения. Изображения включали четыре картинки, которые были предложены FDA девять лет назад и подвергались наименьшей критике со стороны адвокатов табачной индустрии. А четыре текстовых предупреждения были утверждены еще в 1985 году. Они сообщали, что в сигаретах содержится углекислый газ, курение может вызывать заболевания и осложнения при беременности и что отказ от курения сокращает риски для здоровья.

Участники исследования раз в неделю наведывались к ученым с запасом сигарет на ближайшие восемь дней. Их пачки оклеивали этими предупреждающими надписями. Параллельно курильщики проходили компьютерный опрос. В конце каждого визита вместе с обклеенными пачками сигарет участникам выдавали в среднем по $190.

Курить больше не круто?

Исследование продолжалось четыре недели. Мысли об отказе от курения с высокой частотой больше регистрировались у участников из первой группы (5,7% против 3,8%). Из-за картинок больше людей думало о том, чтобы пропустить сигаретку, у них чаще возникали негативные эмоциональные реакции на табак, мысли о вреде курения.

В конце участников спросили, предпринимали ли они попытки отказаться от курения с момента начала исследования. И процент ответивших положительно был чуть выше именно в первой группе (40% против 34%). Конечно, в рамках исследования такой результат кажется незначительным. Однако в масштабах популяции отдельно взятой страны эффект будет куда более заметным.

Другой взгляд

Правда, существуют и альтернативные мнения. В Университете Иллинойса в 2016 году провели исследование, согласно которому благие намерения в борьбе с табаком могут быть напрасными. А заядлые курильщики могут воспринимать эти картинки как угрозу их свободе, праву выбора и самостоятельности. Результаты данного исследования были опубликованы в журнале Communication Research.

— Это их раздражает, заставляет выражать негативное отношение к упаковке, полагать, что ими манипулируют, — заявил один из авторов исследования. — В конечном счете это также заставляет их думать, что источник — в данном случае правительство, обязывающее клеить такие наклейки, — чрезмерно властвует, лезет не в свое дело.

Такой отклик сильнее всего исходит от людей с высоким уровнем психологической реакции. Им можно нанести больше вреда подобными действиями, хотя они могут сильнее других нуждаться в помощи при отказе от курения.

Стоит отметить, что в этом исследовании принимали участие 435 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, причем только 17,5% из них были курильщиками. Половине участников выдали пачки сигарет с картинками, другой половине — с текстом.

Авторы данного исследования напоминают, что в других странах устрашающие картинки работали в связке с повышением цен на сигареты и запретами на курение. А потому складывать все яйца в одну корзину не стоит: страшные картинки — это не панацея при борьбе с табакокурением. К тому же некоторые заядлые курильщики покупают силиконовые чехлы для пачек сигарет либо портсигары. Ведь если не видишь проблемы, то ее как будто бы и нет.


Одно известно точно: чем чаще людям напоминают о вреде курения и его последствиях, тем чаще у них возникают мысли об отказе от этой безусловно вредной привычки. И тем меньше вероятность, что молодое поколение захочет взять в рот раковую палочку, потерявшую свою статусность и гламур. Особенно если стимулировать этот отказ повышением цены на опасное удовольствие.

А как по-вашему, страшные картинки помогают бороться с курением в Беларуси?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Да
Нет

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by