Завершился показ мини-сериала «Чернобыль» американской компании HBO и британской Sky. Всего пять серий примерно по часу каждая. Вероятно, проект будет претендовать на какие-нибудь награды, которых удостаиваются телешоу, — за саундтрек ли, игру актеров или еще что-нибудь. Это не слишком важно — подобные «Чернобылю» сериалы были и остаются редкостью, отчего их ценность куда выше остальных драм про вымышленную историю, взрывающиеся галактики, фэнтезийных драконов и так далее.
Нет, мы ни в коем случае не обесцениваем «остальные». Просто «Чернобыль» оказался слишком близким к реальности, и потому он совсем не походит на другие телешоу. По этой причине ему можно простить пластиковые окна в домах, упрощения и даже некоторое количество «клюквы», плюшевых собачек, постоянно звучащее обращение «товарищ», неправильный Минск, чрезвычайное обилие водки (но, подчеркнем, не пьянства — его нет), голых шахтеров и «американский» суд.
Кто-то обязательно узнает что-то новое, о чем раньше и догадываться не мог. Другой почерпнет информацию, посчитав ее правдивой, однако на деле заметная часть из показанного — драматизация и видение происходившего в 80-х годах прошлого века западными сценаристами и продюсерами. В рецензии на первые два эпизода мы уже поднимали этот вопрос: нужно быть аккуратнее с фактами и их перетасовкой, иначе можно создать новую историю. С «Чернобылем» так и произошло (хотя все зависит от точки зрения).
Борьбу с аварией на ЧАЭС здесь называют войной, на которой погибнут тысячи, если не десятки тысяч человек. Речь в данном случае идет не только о погибших ликвидаторах — «война» затронула куда больше людей.
Некоторые (или многие) образы в сериале носят собирательный характер. Нельзя показать всех тех, кто был вынужден покинуть родные места, но можно передать через экран приблизительные чувства тех, кто уезжал с насиженного места навсегда, не зная этого. Тех, кто заставлял их это сделать, тех, кто «ликвидировал последствия», тех, кто противостоял распространению информации.
Так появился эпизод со старой женщиной в дряхлом курятнике и военным, требующем бросить все и уехать. Она пережила революцию, войну, смерть братьев и повидала много зла за свою долгую жизнь. «Я не собираюсь бежать от того, чего не вижу», — примерно так бабушка с отрешенным взглядом описывает собственное отношение к радиации и незримым опасностям, которые она несет. Потом слышен выстрел, сделанный от отчаяния, — переспорить женщину не выходит, а приказ надо исполнять. Это не один случай, это описание череды одинаковых историй.
Люди продолжают пребывать в полном неверии и недоверии — много тайн, секретов, на фоне маячит КГБ. Ученый из Минска — Ульяна Хомюк — человек, который докапывается до истины. Она стала одной из первых, кто почувствовал неладное, она начала связывать воедино детали произошедшего и искать им объяснения. Вымышленный персонаж нужен «Чернобылю», чтобы озвучить гипотезы и версии событий, приведших к аварии. Она стала всеми теми учеными, которые пытались найти правду, — это очевидно еще до финального эпизода.
Вторая половина сериала немного иная — в противовес тишине и тихому неуязвимому хищнику приходят страдания и радиация, которые начинают звучать и демонстрировать свое нутро: стрекот счетчиков Гейгера, гниющие заживо жертвы облучения, брошенные населенные пункты и отстрел домашних животных, похороны погибших, находящихся в свинцовых гробах в растворе бетона. Выглядит жутко и страшно, и иногда авторов сериала «заносит на поворотах» — так считают реальные участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Есть и другие «ложки дегтя». Заметно, что некоторые моменты сняты в угоду западному зрителю — «так понятнее»: суд с присяжными, речи «обвинителей», обращенные к ним. Выглядит немного чуждо, однако это лучший способ передать слова тех, кто пытался, несмотря на угрозы со стороны КГБ («вы умрете не как ученый, Легасов», «ваши показания не будут приняты», «вы ни с кем не заговорите о Чернобыле» и так далее), сказать правду.
Какой сериал без любви? В «Чернобыле» она тоже есть, но соответствует всему происходящему вокруг: страшная и без счастливого конца. Любовь слепая, безграничная, с полным непониманием случившегося, потому и адресованы ее слова существу без кожи: «Я люблю тебя». Потом появляется печальный образ Люси, за которым вновь стоит не одна судьба, а многие.
«Когда я начал смотреть, подумал, что скоро все превратится в боевик», — говорит Сергей Сухоруков, который занимался ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС в Могилевской области. Так, в общем-то, и получилось: зритель любит глазами, и продюсеры показали ему все с самой неприглядной стороны — с облезающей кожей, отмирающими тканями и людьми, которые до конца не понимают, отчего старуха с косой пришла за ними.
Отчасти в «Чернобыле» появляется ощущение глобальной вовлеченности в процесс всех эшелонов власти, громадного количества задействованных военных и гражданских. Когда-то удается, когда-то нет. Поэтому создается впечатление, что генераторами идей и руководителями процесса выступали всего несколько человек (пускай десяток). Есть место и героизации участников, но вряд ли кто-то скажет, что это неправильно.
Однако рассказать обо всех тонкостях, упомянуть всех участников невозможно. Одни считают главным процесс сброса графита с крыши реакторного блока, другие — работу шахтеров, пробивавшихся сквозь грунт, третьи вспоминают, что без работы «водолазов» современного мира не было бы. И все спорят между собой, добавляя новые, не упомянутые в сериале детали. А еще есть поиск виноватых, оценка степени их ответственности — в очередной раз оказывается, что «правда» может быть неопределенной.
«Кто-то попал под раздачу, хотя на деле они не понимали, что именно произошло, — персонал был не готов. Другие были виноваты куда более очевидно, но и они не причина, а лишь часть ее», — говорит Сергей Сухоруков. По его словам, «копать» нужно намного глубже и раньше — еще до того, как была запущена атомная электростанция (об этом говорят и в сериале): «Ведь уже был печальный опыт, самый известный — в Челябинске-40 (речь о Кыштымской аварии. — Прим. Onliner)».
Непосредственно процессом ликвидации последствий аварии руководили не случайные люди — «умные и понимающие, что делать». «Сегодня можно критиковать кого угодно и за что угодно — мол, нужно было сделать так-то и так, а не вот так, но это неверный подход», — добавляет наш собеседник.
Каждую минуту «Чернобыля» интересно изучать досконально, выясняя, как было на самом деле. Действительно ли области над реактором получили имена Катя, Нина и Маша? В самом ли деле там работал переоборудованный луноход, а робот из капиталистической ФРГ оказался не таким успешным? Правда ли, что тысячи солдат, которых в сериале назвали «биороботами», вышли на «самое опасное место на Земле» (так называл смертоносную «Машу» экранный Борис Щербина)? «Яйценоска» — это выдумка сценариста или свинцовые «стринги» действительно называли именно так? Может, не эти вопросы конкретно — «Чернобыль» просто мотивирует вспомнить или узнать.
Инженерные огрехи здесь соседствуют с политическими и желанием властей сохранить баланс (как в работе атомного реактора), однако результат оказывается тем же — плачевным. Оказывается, что приказом реакцию не остановить, даже если «официальная позиция советского государства — здесь невозможна ядерная катастрофа».
При желании, вероятно, телешоу можно растянуть еще на 5—10 серий, что позволило бы сделать историю более полной. Но и в этом случае учесть все нельзя. «Чернобыль» нельзя назвать квинтэссенцией смысла, однако авторы сериала проделали огромную работу по созданию атмосферы советского прошлого. Финальный эпизод предпринял попытку расставить все точки над «i», вернувшись к тому, с чего все началось, а врезка перед титрами поясняет некоторые моменты — в том числе те, которые вызвали претензии со стороны зрителей как недостоверные.
Обойдемся без оценки, а лишь озвучим рекомендацию: смотреть «Чернобыль» надо.
Все серии сериала «Чернобыль» можно посмотреть на VOKA в русскоязычной, а скоро и в белорусскоязычной озвучке.
Спецпроект подготовлен при поддержке унитарного предприятия «Велком», УНП 101528843.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by