13 мая 2019 в 21:00
Автор: Виталий Олехнович

Диджей, поставь «Рейны из Кастамере». Обсуждаем лучший эпизод «Игры престолов» последних сезонов

Автор: Виталий Олехнович

Как прелестен, как жесток, как кровав, как трогателен и как логичен предпоследний эпизод «Игры престолов». Чтобы понять эту логику, нужно воспринимать сериал в отрыве от книги. Нужно воспринимать его в отрыве от наследия Мартина. Нужно воспринимать его в парадигме голливудских блокбастеров. Лишь тогда есть шанс не сойти с ума.

В заметке присутствуют спойлеры к первым четырем эпизодам «Игры престолов»!

С чем мы подошли к пятому эпизоду «Игры престолов»? Железный трон оказался между двумя одинокими женщинами. И как на них скажется это одиночество, демонстрируют нам в эпизоде под названием «Колокола».

В заложниках у Серсеи за стенами Королевской Гавани оказались тысячи горожан. Они не спешат сдавать город чужестранке на драконе, о которой ходят довольно стремные слухи. Да и страшные воспоминания о Безумном короле, родственнике Дейенерис, в людской памяти еще не стерлись.

Что касается Дейенерис, то она пережила несколько страшных ударов: войско дотракийцев знатно поредело в мясорубке с зомби, Джорах Мормонт погиб у нее на руках, голова любимой подруги Миссандеи на ее глазах упала со стен Королевской Гавани, а второй дракон (один из трех ее детей) был убит во время глупой морской заварушки. Поход за троном, принадлежащим ей по праву, лишается не только главной опоры, но и этих прав. Трон ускользает, друзей становится все меньше. И самопровозглашенной королеве нужно определиться, как быть с этим тронным узлом.

Предпоследний эпизод получился эпичным. В нем хватает как сцен массовых баталий, так и личных второстепенных историй, которые найдут свою концовку перед финалом. В «Колоколах» отлично все: и актерская игра, и прекрасная режиссура, и впечатляющая операторская работа, и трогательная музыка в подходящий момент, и пробирающая до мурашек постановка. Провисает лишь сценарий. Что для вас важнее? Ответ на этот вопрос и будет вердиктом этому эпизоду и, вероятно, всему сериалу.

В России пятый эпизод показывали в отдельных кинотеатрах. И очень жаль, что так не случилось у нас.

Отбросив всякий хайп, нужно признать, что эту картинку не стыдно было бы покрутить на больших экранах. Развлечение получилось на славу. По крайней мере, осадочек после темного третьего эпизода полностью стерт из памяти буйством красок и спецэффектов в «Колоколах». Конечно, есть определенный и весьма неподходящий момент, когда дешевизна CGI вылезает наружу, но в остальном все выглядит прилично и красиво.

Стоит отметить, что, сравнивая пятый и третий эпизод, мы вспоминаем их по отдельности, не оправдывая весь сезон. На него нужно будет взглянуть через неделю, когда история получит официальную концовку и все вопросы будут закрыты. Тогда можно будет подводить итог. Пока же в отрыве от остального сезона пятый эпизод выглядит наиболее сочным, его хочется хвалить.

За что можно и нужно отругать создателей сериала, так это за спешку в финальном сезоне. Трансформацию одного из главных героев за четыре эпизода они продемонстрировали чересчур быстро. А потому не самые наблюдательные зрители могли не отследить надлом персонажа, не прочувствовать всех его душевных метаний. Да и не хватило той самой черты, последней капли, которая могла бы оправдать половину эпизода. Ленивыми зрителями, коих большинство, такое резкое изменение характера героя без видимых причин воспринимается просто: создатели убивают «Игру престолов». Отсутствие времени заставляет со многими классными персонажами попрощаться чересчур быстро.

Такое мнение в огромных количествах дублируется на фанатских сайтах. Преданные зрители не могут простить того, что делают с их героями, позабыв, что «Игра престолов» — это не ситком с хорошей концовкой, что его герои — это не черные и белые фигуры на шахматной доске, а те же люди. И иногда даже закоренелые злодеи могут пустить слезу, а святые — дать волю внутренним демонам.

И это недопонимание между зрителем и создателями сериала — полностью вина последних. Достаточно вспомнить, как в первых сезонах мы присутствовали при глубоко личных эпизодах, которые раскрывали человеческое в героях и их мотивацию. Вспомните откровенный диалог Серсеи и Роберта Баратеона о том, как они стали заложниками брака по расчету и политических игр, вспомните времена, когда Арья прислуживала Тайвину Ланнистеру в его цитадели и выслушивала наставления. Этих сцен и сюжетных линий не было в книгах Джорджа Мартина, их придумали Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс для того, чтобы персонажи ожили, а их поступки обрели мотивацию. И тогда это у них получилось достоверно.

Но сейчас писатели обленились, устали придумывать диалоги. И получается, что в этом сезоне все реже мы становимся свидетелями проникновенных и глубоких разговоров по душам, которые бы знакомили нас с трансформацией героев поближе. Не заметить того, как Джон Сноу охладел к своей королеве, нельзя. Но он все никак не соберется с силами и не выйдет на откровенный диалог о том, что кровосмешение его пугает. Признайтесь, ведь раздражает, когда персонаж не хочет сделать очевидный шаг для того, чтобы предотвратить катастрофу.


Пятый эпизод восьмого сезона «Игры престолов» не оставит равнодушным никого и вобьет еще один клин в фанатское сообщество сериала. Но он уже является телевизионным каноном. Остается лишь ждать финала и надеяться, что Джордж Мартин не умрет раньше времени и допишет в конце-то концов цикл «Песни Льда и Пламени», где мы сможем утолить свой голод касательно близости с героями, где сможем попрощаться с ними достойно.

Читайте также:

газовый, ручной, BCE, время действия: 6 с, дальность: 2 м

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by