Такая красивая и унылая «Алита». Рецензия на блокбастер Роберта Родригеса

38 761
14 февраля 2019 в 8:00

Такая красивая и унылая «Алита». Рецензия на блокбастер Роберта Родригеса

«Алита: Боевой ангел» — это один из долгостроев, который обещал и сильно старался стать крутым фильмом. Над блокбастером работала о-го-го какая команда! И это плюс. Но и тревожных звоночков в виде нескольких переносов даты релиза хватало. Получилось же… Ну, получилось как получилось. Вряд ли Роберт Родригес, друг и товарищ Квентина Тарантино, будет гордиться такой работой.

Что нужно знать перед просмотром

«Алита: Боевой ангел» — киноадаптация почти одноименной японской манги. Эта рецензия точно не для малочисленных фанатов рисованного оригинала, которые и так посмотрят ленту. Мы же сходили в кинотеатр безо всякого бэкграунда об азиатском прошлом прародителя проекта. Уверены, абсолютное большинство зрителей будет точно так же смотреть на подвиги Алиты, знать не зная, что у картины, оказывается, есть богатый (или нет?) фундамент.

Мешает ли это восприятию кино? И да, и нет. С одной стороны, перед нами вполне самодостаточное зрелище, не требующее глубинных знаний о персонажах. С другой — фильм порождает некоторые вопросы, на которые не дает ответов. Что за война? Какую роль в ней сыграл Марс? Откуда взялось и чем обусловлено разделение общества и мира на свалку и небесный город?

Как бы то ни было, мы «Алиту» ждали еще с прошлого года. По слухам на съемки были угроханы баснословные 200 миллионов долларов! За экранизацию хотел взяться сам Джеймс Кэмерон, который в 2000-е скрепя сердце отложил проект ради «Аватара». В конце концов он решился спродюсировать картину, а в кресло режиссера уселся Роберт Родригес.

Все это только добавляло интерес к ленте. Во-первых, Кэмерон. Понятное дело, что автор «Терминаторов», «Чужих» и прочих «Титаников» ерунду снимать не станет. Во-вторых, Родригес. Маэстро стиля, подаривший мировому кинематографу «Отчаянного», «От заката до рассвета» и «Город грехов», тоже должен держать планку. При этом вспоминать о «Детях шпионов» как-то не принято. А надо, потому что «Боевой ангел» куда ближе к самым детским работам техасского режиссера. И 200 миллионов долларов бюджета лишь помогли раскрасить унылую картинку.

«Алита» огорчает

Рядом со мной в кино сидела пара среднего возраста. Время от времени мужчина, словно оправдываясь перед женщиной, разводил руками, фыркал и хватался за голову. Ох, как я его понимаю!

И ладно бы сюжет — его-то как раз можно простить и принять. Да, клишированная до дергающегося глаза киберпанк-история о добре и зле. Да, жесткое классовое деление общества и попытки преодолеть накопившиеся социальные проблемы. Ага, еще тема взросления и первой любви для самых маленьких. Плохими сюжетами нынче не удивить. Но что будет, если хромую историю еще и отвратительно подать?

«Алита» чересчур активно пытается угодить то любителям киберпанка, то поклонникам «Сумерек» да «Голодных игр». Причем делает это внезапно, вразнобой и обычно совершенно не к месту. Этот регулярный диссонанс, возникающий от неправдоподобности текущей ситуации и обильно брызнувших во все стороны розовых соплей, сбивает с толку не раз, не два и даже не три.

Вот, например, сама Алита. Глазастая девчонка еще недавно мусором валялась на свалке, однако теперь лежит в теплой постельке с новым кибернетическим телом. Роботесса ничего не помнит о своем прошлом, но голову не теряет, моментально осваиваясь в принявшем ее новом мире. Она примеряет на себя образ пубертатной девицы с частой сменой настроения и набором типичных для девушек этого возраста проблем. То есть она не пытается задуматься о том, что в разобранном виде делала на мусорке, как получилось, что ты чувствуешь и мыслишь, но при этом ни разу не человек. Вместо того чтобы хотя бы попытаться осознать ужасное положение, в котором она оказалась, Алита счастливо жмурится от вкуса шоколада, в мгновение ока находит бойфренда, успешно пробует себя в аналоге местного футбола и вопреки наказу «папеньки» гуляет допоздна.

Так и хочется воскликнуть: «Не верю!» Хотя кто знает это далекое-далекое киберпанковское будущее. Вдруг там все это в норме вещей?

Увы, но местами разочаровывает и самое главное — графика, спецэффекты, анимация. Лицо самой Алиты почему-то временами совсем-совсем очевидно смоделировано на компьютере, хотя в других эпизодах почти как живое. Все-таки еще не достигли виртуальные технологии этапа полного сходства с реальностью.

То же касается боевых сцен. Там, где сражаются два персонажа, все замечательно. Но как только число киборгов в заварушке увеличивается, вот вам балаган и мельтешение на уровне «Трансформеров».

«Алита» вдохновляет

Разумеется, «Боевой ангел» — это не трэш-трэш-трэш, место которому на свалке кинематографа. Порой это кино нет-нет да и порадует глаз. Несмотря на некоторые графические огрехи, «Алита» — это красивый фильм. Здесь потрясающий дизайн города, машин и киборгов. Именно то, что пытается нарисовать сознание при упоминании киберпанка.

Дизайн большинства местных киборгов великолепен

Сражения один на один, как уже упоминалось выше, безоговорочно хороши — зрелищны и хореографичны. Образ самой Алиты с первых кадров подается максимально мимимишным, оттого героиню воспринимаешь скорее как милого диснеевского зверька. Такого, что в каждом мультике призван вызывать реакцию «So cute!».

Не знаем, стоит ли это относить к достоинствам ленты. Все же местные герои донельзя клишированные. Они никак не развиваются в рамках изначально прописанных ролей, остаются статичными. С другой стороны, если подходить к «Алите» как к детскому фильму, то и так сойдет.

Алита иногда совсем уж мультяшная

Можно было бы лучше

Ходят слухи, что задержка выхода «Алиты» связана с решением боссов студии Fox. Мол, они ужаснулись увиденному и немедленно отложили релиз. Что ж, понимаем их. Еще год блокбастер пилили-пилили, но…

Наверное, это кино можно было сделать лучше. Убрать любовные робострадания, вырезать все лишнее, добавить фирменной взрослой «родригесовщины», еще раз хорошенько все перемонтировать и переписать сценарий. А может, изначально все так и было?

Нынешний же «Боевой ангел» — это зрелищная киберпанк-сказка с дико провисающим сюжетом и сценарием. Многое можно было бы вытащить экшеном и визуалом. Но из недавних попыток этот трюк удался разве что «Аквамену», до которого большеглазой девочке очень далеко.

5
Оценка Onliner
Пусть лучше «Алита» остается тем, чем была — мангой для фанатов. CGI-анимация с элементами кино вышла унылой и вторичной. На одних же спецэффектах не выедешь, когда перед глазами нет примера в виде «Аквамена».
Нравится
Дизайн
Местами экшен
Местами графика
Мимимишность главной героини
Не нравится
Клише на клише
Местами экшен
Местами графика
Плоские герои
сухая уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 55 Вт, сила всасывания 1800 Па, пылесборник 0.42 л, с турбощеткой, навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты
Снят с продажи

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by