Дата 24 октября 2003 года вошла в историю как день, когда авиация чуть ли не впервые шагнула назад: Concorde в последний раз приземлился в аэропорту Хитроу, завершив 27-летнюю историю коммерческих перевозок на сверхзвуковых скоростях. Против лайнера сыграло все: дороговизна обслуживания, высокая стоимость билетов, рост цен на топливо, единственная катастрофа тремя годами ранее в Париже. С тех пор несколько компаний работают над возрождением идеи «Конкорда» и советского Ту-144. Пусть время этих самолетов прошло, но пассажирские перелеты на скоростях быстрее звука однозначно вернутся — по крайней мере, нынешние конструкторы настроены решительно.
Проблемы Concorde давно озвучены. Лайнер был во всех смыслах «слишком»: слишком «прожорливый», слишком дорогой, слишком крупный. По большей части Air France и British Airways он нужен был сугубо для имиджа. Теперь же все будет иначе. Новое поколение сверхзвуковых самолетов делают не для статуса авиакомпаний, а ради прибыли, и концепция у лайнеров другая. Всего о намерении выпустить сверхзвуковые самолеты для пассажирских перевозок заявили три американские компании — Aerion Supersonic, Spike Aerospace и Boom Supersonic.
Компания Aerion появилась одной из первых. Она не стала замахиваться на регулярные перевозки, как было в случае с Concorde и Ту-144. По версии стартапа, будущее сверхзвуковых самолетов — бизнес-авиация. В пользу этой теории много доводов. Во-первых, на Concorde и так летали лишь очень состоятельные люди — те, кто не задумываясь платил на несколько тысяч долларов больше ради экономии трех часов. Во-вторых, самолет на 10—12 пассажиров создать немного проще. В-третьих, он будет дешевле громадины вместимостью под сотню человек.
Результатом стал AS2. Бизнес-джет рассчитан примерно на дюжину пассажиров, однако компания предусматривает разные компоновки салона. Поскольку не исключены покупки частными лицами, нужно предусмотреть любую прихоть клиента, способного выложить мешок со $120 миллионами — компания озвучивала именно такую сумму за финальный вариант AS2.
Максимальная скорость составит 1,4 Маха. Это около 1700 км/ч, но многое зависит от конкретных условий: Мах не является постоянной величиной. Дальность полета ожидается на уровне 7500 километров, что подходит под главное применение сверхзвуковых самолетов — максимально быстрый перелет через Атлантику. Как и в случае с Concorde, полеты будут проходить на значительно большей высоте — примерно 18 тысяч метров против 9—11 тысяч у обычных самолетов. Важная особенность: Aerion заявляет, что на земле не будет слышен хлопок в момент преодоления самолетом звукового барьера.
К слову, в США с 1973 года пассажирским лайнерам запрещено летать на скорости выше 1 Маха над территорией страны. Странный запрет, учитывая, что с конца 2003 года таких самолетов вообще нет на рейсах, а другие гражданские лайнеры при всем желании не могут преодолеть скорость звука (разве что в пикé). Теперь Федеральное управление гражданской авиации США может принимать решение о допуске подобных самолетов к полетам.
Можно было бы заявить, что Aerion делает красивые рендеры AS2 и клянчит у инвесторов деньги, но на деле все куда серьезнее и реалистичнее. Компания заключила договоры с GE Aviation и Honeywell Aerospace на поставку двигателей и оборудования для кабины, в разработке судна участвует Lockheed Martin. Более того, Aerion еще в 2015 году получила заказ на 20 самолетов от Flexjet — авиакомпании, которая занимается частными перевозками. Судя по информации на сайте, сделка до сих пор актуальна: Flexjet получит в распоряжение AS2 уже в 2023 году. А в ближайшие 12 месяцев судно должно совершить первый полет, после чего предстоит двухлетняя сертификация.
Еще более амбициозные планы у Boom Supersonic. Компания работает над Overture вместимостью около 50 человек в конфигурации с одним классом (у Concorde было порядка ста мест). Также есть планы выпустить лайнер с двумя салонами — бизнес и первый класс. Об экономе никто и не заикается: перелеты на сверхзвуковых скоростях если и сравняются по цене с билетами на обычные рейсы, то очень нескоро. Однако руководитель Boom Technology Блейк Шолль уверяет: «Для такого перелета не нужно быть в списке Forbes». Якобы стоимость билета будет сопоставима с ценой на обычный бизнес-класс.
Появившаяся в 2014 году компания привлекла больше $140 миллионов. Сумма для авиапроизводителя (еще и создателя суперсовременного лайнера) небольшая, но Boom Supersonic уже собрала прототип XB-1 — маленького самолета, на котором будет обкатывать наработки. Первый полет состоится в этом году.
Сейчас вовсю идет работа над Boom Overture. Озвученные цифры воодушевляют: дальность полета — 8300 километров, скорость — 2,2 Маха, хлопок при достижении сверхзвуковой скорости обещают сделать в 30 раз тише по сравнению с Concorde, расстояние между Лондоном и Нью-Йорком самолет преодолеет за 3 часа 15 минут вместо семи часов — это даже на 15 минут быстрее «Конкорда». Цена Overture составит порядка $200 миллионов. Предзаказы уже оставили Japan Airlines, Virgin Group и еще несколько авиакомпаний.
Проект Spike Aerospace выглядит наиболее футуристично. Взять хотя бы тот факт, что пассажирский салон Spike S-512 Quiet Supersonic Jet будет без иллюминаторов. Вместо них производитель установит панорамные дисплеи. Наружные камеры передадут шикарный вид за бортом, а при необходимости пассажиры смогут вывести на экран свой контент — например, презентации. Похожую идею представила Emirates для интерьера Boeing 777-300ER летом прошлого года.
По концепции Spike S-512 близок к Aerion AS2 — небольшой самолет для бизнес-авиации, рассчитанный на 12—18 пассажиров. Скорость судна составит 1,6 Маха. «Можно быстро добраться из Парижа в Дубай на шопинг и развлечения, а потом вернуться домой к ужину», — обещает Spike Aerospace. При дальности полета почти в 10 тысяч километров самолет долетит практически куда угодно и сделает это очень быстро. Например, судну не понадобится дозаправка на рейсах Лондон — Гонконг или Нью-Йорк — Дубай.
Известно, что компания уже строит несколько прототипов для испытаний, а полет полномасштабной модели ожидается примерно в 2021 году. Еще через два года заказчикам отправятся первые экземпляры Spike S-512.
Концерн определенно хочет отыграться за пропущенную дуэль с Concorde. В 1960-е компания работала над сверхзвуковым Boeing 2707, который должен был во всем превзойти англо-французский лайнер: предполагалось, что американский самолет будет вмещать около 270 пассажиров и лететь со скоростью 2,7 Маха. Но программу свернули в 1971 году из-за слишком больших затрат на разработку и вопросов с экологической безопасностью.
Теперь Boeing взялась делать сразу гиперзвуковой самолет, способный развить скорость выше 5 Махов (порядка 6000 км/ч). Это звучит совсем уж невероятно, однако летом компания показала концепт.
Инженеры концерна заявляют, что лайнер можно будет использовать в военных и гражданских целях. Над проектом работает целая команда, то есть показанный самолет — не просто фантазия дизайнеров. Старший технический директор компании Грег Хислоп настроен оптимистично: «Это может быть не так сложно, как думают люди. Но будет все равно трудно».
Если сверхзвуковые лайнеры будут летать на высоте около 18 тысяч метров, то гиперзвуковому самолету нужно подняться еще выше — примерно на 30 километров от земли. Это лишь добавляет конструкторам головной боли: в случае декомпрессии на подобной высоте все на борту мгновенно погибнут. А выдавать пассажирам скафандры — значит убить комфорт от перелета. Но в Boeing уже придумали решение. По задумке давление в салоне будет сохраняться даже при разгерметизации. На вопрос «как?» инженеры пока не отвечают.
Скорость в 5 Махов взята не с потолка. Для такого самолета не понадобится изобретать новые материалы: подойдут титановые сплавы, которые применяются в современных лайнерах. А вот еще более быстрый самолет уже потребует разработки других материалов и гиперзвуковые двигатели.
Вездесущий Китай и здесь не остается в стороне: тамошние специалисты уже протестировали уменьшенную модель гиперзвукового лайнера — говорят, благодаря скорости более 6000 км/ч перелет из Пекина до Нью-Йорка займет всего пару часов. Известно, что самолет получит четыре крыла для уменьшения тряски при турбулентности. Но все это пока из разряда красивых слухов: проект держат в секрете и никому не показывают, да и непонятно, какие двигатели будут использоваться.
Красивое будущее могут зарубить «зеленые». Международный совет по экологически чистому транспорту (ICCT) проанализировал строящиеся сверхзвуковые самолеты и решил, что в пересчете на одного пассажира такие лайнеры будут сжигать в 5—7 раз больше топлива по сравнению с обычными суднами. Следовательно, выбросы углекислого газа тоже окажутся приличными, плюс высокий шум при взлете и преодолении скорости звука.
Судя по всему, производители не смогут отмахнуться от подобных исследований: именно ICCT в 2014 году взялась изучать дизельные Volkswagen, что обернулось одним из крупнейших (и дорогих) скандалов в истории автопрома. Но паника преждевременна: пока что сверхзвуковые самолеты нового поколения только готовятся к возвращению, и у производителей серьезные планы по развитию перелетов на скорости быстрее звука. В ближайшие годы станет ясно, как им удастся обойти негодования экологов.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by