«Впечатления „ух как рвануло!“ не было». Белорусские стартапы рассказали об участии в акселераторах

9347
12 ноября 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: pexels.com

«Впечатления „ух как рвануло!“ не было». Белорусские стартапы рассказали об участии в акселераторах

Автор: Станислав Иванейко. Фото: pexels.com

Что только для стартапов ни придумали: есть — загибаем пальцы — менторы, инвестиционные компании, фонды, бизнес-ангелы, акселераторы, инкубаторы… и вроде все, но это не точно. Акселераторы, например, обещают консультации экспертов, нетворкинг, свежий взгляд на проект. Участие в программе обычно платное. Так ли все хорошо, как кажется со стороны? Onliner поговорил с белорусами, чьи стартапы участвовали в программах крупных акселераторов. Мнения оказались разными.

Содержание

PingFin. «Если в вас не проинвестировали миллион, участвовать нужно»

Приложение для учета персональных расходов прошло в польский акселератор Huge Thing. Основатель проекта Юлия Локоткова говорит, что пройти отбор было не слишком сложно. Во-первых, акселератор специализируется на финтех-проектах, а значит, PingFin подходил по профилю. Во-вторых, приложение к моменту отбора вышло на рынок и уже имело первых пользователей (так называемый трекшен), что однозначно повышало шансы на попадание в акселератор. Заявка подавалась через F6S — это что-то вроде маркетплейса для стартапов и тех, кто с ними работает.

Рекомендую стартапам создать там профиль — один раз заполнил, и дальше очень легко подаваться. Многие акселераторы ищут проекты через эту платформу, поэтому есть шанс, что вас заметят.

После заявки было несколько собеседований — примерно как при трудоустройстве: уровень английского, какие ожидания от программы и все в таком духе. Отбор для личного знакомства с акселератором прошли 17 команд, но постепенно пять стартапов отсеялись. Из Беларуси был только PingFin.

Huge Thing дает средства и нужные контакты, но не берет долю стартапа. Где выгода для акселератора?

— В Польше есть государственная программа поддержки предпринимательства, но им интересны еще и зарубежные проекты — особенно из стран СНГ. Стране интересен трансфер технологий. То есть фактически акселератор дает государственные деньги. Из требований — релокация и создание местного юрлица.

Изображение: pexels.com

За время акселерации разработчики PingFin пересмотрели бизнес-модель. Сейчас компания планирует продавать ретейлу статистику о покупках и предпочтениях пользователей — все данные, конечно, будут анонимизированы.

— Есть ли смысл участвовать в акселераторе на поздней стадии развития? 

— Если вы считаете себя стартапом и в вас еще не проинвестировали первый миллион, то участвовать однозначно можно и нужно. На мой взгляд, как раз и надо участвовать, когда у вас уже есть MVP. В отличие от многих ребят, которые пришли только с идеей, мы могли демонстрировать конкретный продукт и получать четкие рекомендации по его улучшению. Когда у вас есть только идея, можно обсудить ее с менторами, а еще лучше — с потенциальными потребителями, провести сustomer development и так далее.

Clevetura (Pleasier). Выбрали ПВТ вместо эстонской юрисдикции

Стартап разрабатывает клавиатуру, в которой кнопки представляют собой сенсорную поверхность. Компания недавно стала резидентом ПВТ и скоро обещает показать финальный вариант своего продукта. В прошлом году команда попала в эстонский акселератор BuildIt.

— Мы искали «хардовый» акселератор — хотели улучшить свою экспертизу. Была мысль, что такой акселератор способен быстро эту экспертизу нарастить. Пробовали подаваться во все, какие только смогли найти. В итоге прошли отбор в BuildIt, — говорит сооснователь проекта Михаил Крупенков.

Валентин Сокол и Михаил Крупенков

Реальность оказалась немного не такой, как ожидала команда: «Акселератор просил в обязательном порядке эстонскую юрисдикцию. Ничего плохого про нее сказать не могу, но это просто несоответствие интересов BuildIt и наших потенциальных инвесторов из Беларуси, которые хотели юрисдикцию белорусскую. Ситуация абсолютно нормальная: люди стремятся вкладывать деньги в рамках того законодательства, которое они понимают и в котором работают. Так получилось, что ПВТ дает очень серьезные преимущества относительно стандартных законов Эстонии. Наши ребята это понимают, а эстонцы — нет».

Стартап выбрал вариант с Беларусью и уехал из Эстонии через две недели после начала программы. В целом, к акселераторам у Михаила отношение скептическое:

— По-моему, это для компаний, которые не знают, что делать дальше. Если же у тебя есть план, то не думаю, что тебе нужен акселератор. У меня не было впечатления во время BuildIt типа «ух как рвануло!». Возможно, если бы остались до конца, все сложилось бы по-другому. Но по итогу мы в Минске сделали намного больше, чем там.

PigPug. «Довольны или нет — пока сложно сказать»

Это еще один «железный» стартап — команда делает нейрогарнитуру и платформу под нее. Комплекс в игровой форме должен помочь детям справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. PigPug получил поддержку Startup Health — акселератор специализируется на связанных с медициной стартапах и считается одним из самых авторитетных в своей области.

Изображение: pigpug.co

Команда целенаправленно подавалась в Startup Health именно из-за профильной специализации акселератора. Пока что, говорит руководитель PigPug Виталий Карпейчик, впечатления не сформировались: «Мы там месяц. Довольны или нет — пока сложно сказать».

Говорят, акселератор дает в первую очередь знакомства и связи — в случае с PigPug все именно так и вышло. К тому же искала команда именно полезные контакты в индустрии. За свои компетенции Startup Health берет 2—8% стартапа.

Stringershub. Появились сильные компетенции и партнеры

В начале этого года белорусская платформа Stringershub (сводит медиа и очевидцев каких-либо событий) оказалась в американском акселераторе Starta. Основатель проекта Яков Бута говорит, что пройти отбор было легко:

— По сути, это они нас нашли. На каком-то мероприятии один из партнеров Starta предложил пообщаться на эту тему. Собственно, начались переговоры. Мы никакие анкеты не заполняли. Знаю, что некоторые ребята делали питчи, но нас все миновало. Было только несколько созвонов по Skype.

Изображение: stringershub.com

У акселератора есть постоянные и приходящие менторы. Основатель стартапа может с ними общаться в зависимости от текущих целей: надо улучшить продажи — тебе вот к этому специалисту, нужно усовершенствовать техническую часть — обращайся к такому эксперту. Плюс мероприятия от самого Starta.

— Стадия у нас была не совсем подходящая — продукт еще не запустили. Мы могли только на пальцах объяснять, что получится в результате. В Starta имеет смысл ехать с уже готовым продуктом, который нужно масштабировать на американский рынок.

За участие в программе стартапу придется отдать долю в 7%. Дополнительный процент позволяет рассчитывать на инвестиции. Стоило оно того?

— Да, однозначно. У нас появились сильные компетенции и партнеры. Стали уверенно чувствовать себя на переговорах с инвесторами: они понимают, что кто-то уже изучил проект, вложил деньги — особенно если это сделал акселератор, который вызывает доверие на рынке.

Сейчас Stringershub запустился и готовится закрыть инвестиционный раунд.

FastBuy. Времени писать код не будет, лучше заниматься продажами

Этот сервис должен убрать очереди на кассах: берете с полки товары, сканируете смартфоном штрихкоды и сразу все оплачиваете в приложении. FastBuy, как и Stringershub, оказался в Starta Accelerator, но уже в другом наборе.

Сооснователь и руководитель стартапа Егор Афанасенко говорит, что с представителями акселератора познакомился в Минске — на конференции Emerge.

— Самое главное — показать, что продукт будет востребован в США и у вас есть что продавать: проект готов или на стадии MVP, — считает он.

В Starta команда познакомилась со многими продуктовыми магазинами и сетями Нью-Йорка: «Мы получили положительный фидбэк, с несколькими сетями говорим о старте „пилота“. Многие готовы подключиться, когда FastBuy уже будет работать где-то в городе».

Специалисты акселератора иногда предлагают изменить концепцию стартапов, но в случае с этим продуктом изначально все было хорошо: «Мы получали только положительные отзывы, поэтому совершенствовали продукт, занимались продажами».

Изображение: pexels.com

В случае с B2B-стартапом, говорит Егор, лучше всего подавать заявку в акселератор, когда продукт уже готов: «Тут почти не будет времени, чтобы писать код. Лучше потратить три месяца на продажи».

Сейчас FastBuy ведет переговоры с несколькими сетями и ищет ресурсы для роста: либо другой акселератор, либо инвестиции.

Ноутбуки в каталоге Onliner

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by