50 миллионов фунтов и прятки по всему миру. История «Большого ограбления поезда»

24 декабря 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: bbc.co.uk

50 миллионов фунтов и прятки по всему миру. История «Большого ограбления поезда»

Автор: Станислав Иванейко. Фото: bbc.co.uk

Вряд ли банда из 15 человек догадывалась, что их налет на почтовый поезд с 2,6 млн фунтов назовут в честь легендарного фильма 1903 года — «Большое ограбление поезда». На тот момент это было крупнейшее преступление в Англии в плане суммы добычи. На преступников устроили настоящую облаву, однако некоторым участникам банды удалось годами скрываться от правосудия и тратить фактически ничейные деньги. Onliner.by изучил историю одного из самых масштабных ограблений в истории.

Грабежи как стиль жизни

Брюс Рейнольдс в юности планировал стать военным и даже подавал документы в Королевский флот, однако ему отказали: подвело слабое зрение. Зато медкомиссию не нужно было проходить в криминальных кругах, и Брюсу это явно понравилось: еще до совершеннолетия он начал промышлять кражами и в итоге загремел в тюрьму. После освобождения Рейнольдс продолжил «карьеру», постепенно добравшись до более крупных ограблений, и к 1963 году у него созрел грандиозный план.

Организатор ограбления Брюс Рейнольдс. Изображение: independent.co.uk

Идея Брюса заключалась в ограблении почтового поезда, который перевозил на утилизацию ветхие купюры мелкого номинала. Номера банкнот еще не успели переписать, потому отследить их было невозможно. На мелочь при расчете обычно не обращают внимания, к тому же эти деньги не могли ни у кого вызвать подозрений: они ведь настоящие, хоть и заметно потертые. Словом, идеальная находка для преступников. Тем более что это деньги не честных налогоплательщиков из банковского хранилища — банкноты все равно должны были сжечь, а так они хотя бы послужили еще немного.

Целью стал поезд, следовавший из Глазго в Лондон. К нему был прицеплен вагон с 128 мешками купюр. В поезде ехали работники почты, которые перебирали письма и посылки прямо в пути для экономии времени. Кроме них, в вагоне с деньгами были инкассаторы — по сути, только они и могли доставить неудобства вооруженной банде налетчиков.

Рейнольдс, до этого совершивший не одно нападение, в том числе и на инкассаторскую машину, отлично понимал нюансы подобного налета. Он подошел к делу основательно: привлек больше дюжины специалистов разного профиля. Каждый отвечал за свою часть операции: кто-то должен был держать на мушке инкассаторов, кто-то — вести фургон с кучей денег. План преступники разработали предельно тщательно, это не было поверхностным налетом «на авось». Однако, как это обычно бывает, на след преступников вывела банальная человеческая ошибка.

Допустимые потери

Когда 8 августа 1963 года на часах было примерно 3:25, машинист поезда увидел красный сигнал светофора и мигающий желтый. На самом деле поезду горел зеленый свет, но налетчики закрыли часть светофора и подали нужные им сигналы. Транспорт замедлился, а один из членов экипажа сошел с поезда и направился к телефону: требовалось узнать, что случилось на путях. Выяснить он ничего не успел — грабители напали на него. Кроме того, бандиты перерезали все телефонные кабели в округе, так что у них была солидная фора, прежде чем кто-либо сможет сообщить об ограблении в полицию.

Изображение: blog.nrm.org.uk

Грабители были в одежде железнодорожных рабочих и до последнего не вызывали подозрений у экипажа поезда, хоть на головах у них были шлемы и лыжные маски. Впрочем, на улице стояла глухая ночь — тяжело было понять, что происходит вокруг. Пробравшись в кабину поезда, налетчики разбили голову машинисту Джеку Миллсу. Он им был не нужен, поскольку один из участников ограбления умел управлять тепловозами. Однако в критический момент грабитель перенервничал и фактически оказался бесполезен.

Команда Рейнольдса привела раненого машиниста в чувство (от полученных травм он не смог оправиться до конца жизни), чтобы тот отогнал железнодорожный состав на мост Бридего-бридж — именно там и планировалось обчистить вагон с 128 мешками денег. Инкассаторы совершили несколько фатальных ошибок. Во-первых, проморгали само нападение на поезд: если это простительно для работников почты, то охранников внеплановая остановка поезда должна была насторожить. Во-вторых, они не заперли дверь, и грабителям даже не пришлось ломать или взрывать ее. Налетчики ворвались в вагон и застали инкассаторов врасплох. Их без труда связали. Далее наступала новая фаза операции.

Под мостом грабителей уже ждали грузовик и два внедорожника. Налетчикам потребовалось всего несколько минут, чтобы перебросить из вагона в кузов грузовой машины 120 мешков с деньгами примерно на 2,6 млн фунтов. С учетом инфляции на 2017 год это почти 51 млн фунтов — неудивительно, что ограбление стало крупнейшим в Великобритании. Если разделить, на каждого участника приходится по 3,4 млн.

Машинист поезда Джек Миллс. Изображение: mirror.co.uk

Автомобили двинулись в сторону фермы неподалеку, которую заблаговременно арендовал Рейнольдс. Ожидалось, что грабители пересидят там некоторое время, пока масштабная поисковая операция не уляжется. Но полиция бросила силы как раз в нужном направлении — к той самой ферме. Грабители прослушивали переговоры и поняли, что нужно срочно сворачиваться.

Банде удалось уйти, но они оставили после себя несколько улик. Налетчики коротали время за «Монополией», на которой остались отпечатки пальцев. В частности, были следы рук Роя Джеймса — профессионального автогонщика. Из-за этого даже негласно считалось, что в ограблении как-то замешан экс-глава «Формулы-1» Берни Экклстоун. Однако позднее бизнесмен положил слухам конец, пошутив, что «в поезде было недостаточно денег» для его интереса к подобному ограблению. Также сам Рейнольдс оставил отпечаток пальца: полиция обнаружила его на бутылке из-под соуса.

Жизнь в бегах

После этой находки и без того непростая жизнь налетчиков заметно осложнилась: полиция без труда определила, кто оставил отпечатки пальцев, и преступникам требовалось сидеть тише воды ниже травы. Следователи сразу поняли, что в налете участвовали профессионалы. Людей, способных провернуть такое дело, в Англии не слишком много — и некоторые из них уже были в поле зрения полиции. В течение нескольких месяцев многие участники ограбления попались правоохранительным органам.

Часть банды, ограбившей поезд. Брюс Рейнольдс — по центру в очках. Изображение: baltimoresun.com

Среди них оказался один из самых известных фигурантов того дела — Ронни Биггс. Его и остальных грабителей приговорили к 30 годам заключения. Однако Биггсу понадобилось всего около года, чтобы вернуться на свободу: он сбежал из тюрьмы во Францию, где купил новые документы и сделал пластическую операцию. Затем Ронни добрался до Австралии, где несколько лет жил со своей семьей.

Жизнь Биггса била ключом. В конце шестидесятых полиция вышла на его след, и Ронни пришлось бежать из Австралии в Бразилию. Там грабитель осел примерно на 30 лет, пока его не потянуло в родную Англию из-за проблем со здоровьем. В 2001 году британская полиция арестовала и отправила грабителя в тюрьму. Биггса выпустили спустя восемь лет, когда его самочувствие еще больше ухудшилось.

Также долгое время оставался на свободе Рейнольдс. Полиция не смогла взять его по горячим следам, несмотря на то что он был у копов под носом: Брюс почти год после ограбления жил в Лондоне, пока Скотленд-Ярд искал его. Далее грабитель по фальшивым документам уехал с деньгами в Мексику, куда позднее переехали еще несколько участников «Большого ограбления поезда». Затем Рейнольдс перебрался в Канаду. У него начались финансовые проблемы: его доля за годы в бегах почти иссякла. Брюс решился на возвращение в Англию, чтобы собрать команду для нового дела. Однако там он все же попался полиции и оказался за решеткой.

Ронни Биггс. Изображение: thesun.co.uk

Если Биггс, судя по фактам биографии, больше не стремился к криминальным делам, то Рейнольдс был неисправим. После выхода из тюрьмы в 1978 году он ввязался в торговлю наркотиками и снова попал в тюрьму, откуда вышел через несколько лет. К тому времени денег от ограбления поезда у него совсем не осталось. В середине девяностых Брюс принялся писать мемуары и выпустил три книги. Рейнольдс умер в 2013 году, тогда же скончался и Биггс — им было 81 и 84 года соответственно.


Почти все осужденные участники «Большого ограбления поезда» вышли из тюрем спустя около 10 лет заключения. Многих уже нет в живых. Одни впоследствии занялись легальным бизнесом (держали рестораны, цветочные магазины), другие словно растворились, третьи продолжили криминальную жизнь и вновь попадали за решетку.

Рейнольдс вспоминал, что никогда не сожалел о выбранном образе жизни, однако раскаивался в причинении вреда машинисту поезда (на самом деле Миллса ударил не организатор ограбления), который остался недееспособным и умер в 1970 году. Что касается украденных денег, то найдено не было практически ничего: участники ограбления успели спрятать и растратить свои доли, прежде чем до них добралась полиция.

Счетчики банкнот и монет в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by