«Армата», или Долгий путь к танку нового поколения

18 ноября 2017 в 10:00
Источник: Дмитрий Татаринов. Фото: Виталий Кузьмин

«Армата», или Долгий путь к танку нового поколения

Источник: Дмитрий Татаринов. Фото: Виталий Кузьмин

В 2015 году на параде в Москве наконец-то был официально представлен новейший российский танк Т-14 «Армата». Люди, интересующиеся бронетанковой тематикой, первые фото увидели незадолго до 9 мая (с репетиций парада) либо еще раньше (с испытательного полигона УКБТМ). Но там машина была частично укрыта от глаз брезентом. Интерес к новому танку со стороны фанатов и простых обывателей был очень сильным. Военные эксперты и блогеры гадали о его общем облике, вооружении, бронировании и прочих технических характеристиках. Что же представляет из себя эта таинственная «Армата»? Чем она хороша и действительно ли стала самым передовым и мощным танком в мире?

Первые шаги «Арматы»

СССР долгое время оставался лидером мирового танкостроения, и многие передовые разработки и технические решения в области БТТ родом оттуда. После создания и развертывания производства танков второго послевоенного поколения (Т-64, Т-72 и Т-80) ведущие конструкторские бюро Советского Союза получили задание создать танк нового, уже третьего поколения. Эти работы велись в Харькове, Ленинграде, Тагиле и Омске. После ряда ОКР в КБ убедились, что танки традиционной конструкции не обеспечивали качественного прироста технических характеристик, и было принято решение о разработке танка новой, нестандартной компоновки. Дальше всех в области разработок продвинулись харьковские и ленинградские инженеры.

До распада СССР полностью довести и испытать новый танк не удалось. В девяностые годы практически все работы в связи развалом страны, экономическими потрясениями и урезанием бюджета ВПК были свернуты, а многие наработки — утеряны. Новые исследования возобновились лишь в начале 2000-х в Уральском конструкторском бюро машиностроения (УКБТ) в рамках ОКР «Совершенствование-88». Их результатом стал объект 195 — очень необычный и мощный танк, засекреченный и сейчас (настолько, что пиратские фото этой машины в сети можно пересчитать по пальцам).

Объект 195 на испытательном полигоне. Фото: yuki.la

Объект 195 был гораздо больше серийных Т-72 и Т-80, вооружен 152-миллиметровой пушкой. Именно эта машина стала отцом нынешней «Арматы». Споры по поводу причин отказа от Т-95 в пользу «Арматы» идут до сих пор. Наиболее объективными считаются значительная сложность и стоимость нового танка, а также его «избыточность» в плане вооружения и бронирования в нынешних условиях. К субъективным некоторые эксперты относят кадровые изменения в МО, ГАБТУ и УКБТМ/УВЗ и желание новых руководителей присвоить лавры создателей нового танка себе, при этом считая открытие проекта «Армата» ошибкой.

Конструкция

Главное, что отличает «Армату» от существующих отечественных и зарубежных танков, — это новая так называемая лафетная компоновка. В танках традиционной конструкции экипаж размещается как в корпусе (механик-водитель), так и в башне (командир, наводчик орудия, заряжающий, если таковой имеется). В «Армате» же все члены экипажа танка располагаются в передней части корпуса, в изолированной капсуле. Это позволяет резко повысить безопасность экипажа за счет отделения его от боекомплекта и топлива.

Кабина танка изнутри

За капсулой с экипажем расположено изолированное боевое отделение (БО) с пушкой в необитаемой башне и автоматом заряжания, на корме — моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с двигателем, коробкой передач и топливными баками.

У подобной компоновки наряду с неоспоримыми достоинствами есть и недостатки. Для эффективной работы экипажа необходимы передовые и дорогостоящие системы технического зрения и система управления огнем (СУО). Отделение управления «Арматы» напоминает, скорее, не танк, а кабину космического корабля из фантастических фильмов. При этом практически полностью отсутствует возможность вести обзор по старинке — своими глазами.

Место водителя и наводчика

Вооружение

Основным вооружением «Арматы» является новая 125-миллиметровая пушка с индексом 2А82. При сохранении существующего калибра она может использовать как старые боеприпасы для орудия 2А46 танков Т-72 и Т-80, так и новые, специально разработанные снаряды. При использовании новых типов выстрелов повышенной мощности пушка 2А82 превосходит существующие отечественные и импортные танковые орудия такого калибра почти на треть. Разработчиками «Арматы» заявляется возможность установки (при необходимости) на танк орудия калибра 152 мм, как на объекте 195, без существенных переделок.

Основными типами снарядов должны стать совершенно новые боеприпасы сверхвысокого удлинения «Вакуум», обеспечивающие гарантированное поражение любого современного танка противника в лоб, а также чуть менее мощные снаряды «Свинец-1» и «Свинец-2», совместимые с танками Т-72/90, с бронепробиваемостью около 700 мм стали на расстоянии 2 км. Для борьбы с пехотой противника, легкой бронетехникой, зданиями и сооружениями применятся новый многорежимный осколочно-фугасный снаряд «Тельник» с траекторным воздушным подрывом. Предполагается и традиционное для отечественных танков наличие в БК новой танковой управляемой ракеты (ТУР).

ОФС «Тельник». Фото: http://andrei-bt.livejournal.com/

Общий боекомплект составляет 40 снарядов, из которых 32 размещены в автомате заряжания, заявленная скорострельность — до 10 выстрелов в минуту.

С орудием спарен пулемет калибра 7,62 мм. Кстати, отсутствие спаренного пулемета на Т-14 долгое время вызывало оживленные споры. Но спаренный пулемет, по заявлениям создателей, все-таки есть. Еще один пулемет размещен на панорамном прицеле командира. На представленной версии «Арматы» там стоит 7,62-миллиметровый пулемет, но имеется возможность размещения пулемета и большего калибра.

«Армата» получила новую, очень современную интегрированную СУО. Прицелы наводчика орудия (НО) и командира танка (КТ) оснащены теле- и тепловизионными камерами. Изображение с них выводится на многофункциональные дисплеи высокого разрешения (по два у каждого).

На эти же мониторы выводится информация танковой информационно-управляющей системы (ТИУС) о техническом состоянии узлов и агрегатов танка, неисправностях, полученных повреждениях, а также данные навигационных систем GPS/ГЛОНАСС и автоматизированной системы управления войсками (АСУВ).

Место командира

СУО Т-14 оснащена автоматом сопровождения цели (АСЦ) и позволяет вести прицельный огонь в любое время суток как с места, так и в движении. Панорамный прицел командира дает возможность осуществлять круговой обзор и вести огонь из сопряженного с ней пулемета и основного орудия. Реализован режим «охотник-стрелок». С высокой вероятностью можно утверждать, что поставщиком прицелов и других элементов СУО Т-14 «Армата» является белорусское предприятие ОАО «Пеленг», производящее прицелы «Эсса» и «Сосна-У» с камерами ТПВ для Т-90А и Т-72Б3 МО РФ.

Защита

Пожалуй, самые кардинальные изменения по сравнению с серийными танками коснулись живучести Т-14 благодаря комплексному подходу и применению многоуровневой системы защиты.

Были проведены работы по снижению тепловой и радиолокационной заметности танка, что привело к большей сложности его обнаружения в ИК- и РЛ-поле. Если «Армата» все же обнаружена противником и подвергается атаке, то в дело вступает внешний уровень — комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит». Он включает в себя пассивные и активные средства борьбы с атакующими боеприпасами.

КАЗ «Афганит». Фото: http://btvt.info/

«Армата» оснащена индикаторами лазерного облучения и многофункциональной РЛС, элементы которой размещены на башне. В случае облучения Т-14 лазером системы наведения ПТРК и пуска по нему управляемой ракеты активируется комплекс оптико-электронного подавления. Он обеспечивает постановку многоспектральных завес путем отстрела ложных ИК- и РЛ-целей, маскирующих «Армату» (в том числе в верхней полусфере) и способных сбить вражескую ТУР с наведения.

Если же этого не произошло либо Т-14 подвергся обстрелу кинетическим боеприпасом, в дело вступает активная часть «Афганита» — пусковые установки с контрбоеприпасами, размещенные по периметру башни в передней полусфере.

Фото: Naked Science

Радар «Арматы» вычисляет скорость и траекторию атакующего снаряда и дает сигнал системе на отстрел поражающего элемента, после чего на определенном расстоянии атакующий боеприпас уничтожается полностью либо значительно ослабляется его ударное свойство.

Если «Афганиту» по каким-то причинам не удалось полностью уничтожить атакующий снаряд, его встречает комбинированная многослойная танковая броня, покрытая элементами динамической защиты (ДЗ) нового типа.

По утверждению разработчиков, лобовая броня Т-14 способна выдерживать попадание не только существующих, но и перспективных кумулятивных и кинетических боеприпасов противника. По экспертным оценкам, стойкость лобового бронирования корпуса может достигать до 1000 мм стального эквивалента с учетом ВДЗ.

Большое внимание было уделено защите традиционно более слабых бортовых проекций и крыши танка. Практически весь борт и значительная часть башни тоже покрыты элементами ДЗ. Отделение МТО защищено решетчатыми экранами.

К танкам предыдущего поколения (Т-64, Т-72, Т-80, Т-90) постоянно предъявлялись обоснованные претензии по поводу низкой выживаемости после пробития и очень высокой взрыво- и пожароопасности. В сети можно отыскать огромное количество фото танков с оторванными после детонации боекомплекта башнями. В «Армате» этот недостаток попытались исправить. Лафетная компоновка и размещение экипажа в капсуле позволили применить беспрецедентные меры по обеспечению его безопасности. Так, спереди экипаж прикрыт толстой лобовой броней. Сзади он отделен от боевого отделения со снарядами бронеперегородкой. Полностью необитаемое боевое отделение с автоматом заряжания снабжено вышибными панелями и очень мощной системой пожаротушения. Таким образом, можно сказать, что «Армата» будет очень крепким орешком для противника, а ее экипаж может надеяться на то, что их боевая машина сохранит им жизнь даже в самых тяжелых условиях.

Подвижность

Для тяжелой гусеничной платформы «Арматы», как и для объекта 195, была выбрана семикатковая схема шасси. Подвеска активная, с изменяемой жесткостью. Сердцем «Арматы» является Х-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель 12Н360.

Двигатель 12Н360

Известно, что мощность двигателя может изменяться от 1200 до 1800 л. с. в зависимости от степени форсировки и ресурса. Коробка передач — планетарная, с возможностью автоматического переключения. Подвеска и двигатель позволяют разгонять «Армату» на шоссе до скорости свыше 80 км/ч. Возросла и скорость на пересеченной местности. Данные о состоянии двигателя, трансмиссии и параметрах хода выводятся механику-водителю на дисплей, расположенный прямо на штурвале.

Двигатель и трансмиссия «Арматы» по последней танковой моде объединены в единый силовой блок, что позволяет осуществлять быструю замену всего МТО в полевых условиях в случае серьезной поломки. Общая емкость топливных баков составляет порядка 2000 литров.


На первый взгляд, серьезного конкурента у «Арматы» нет. Вместе с тем целый ряд систем ОБТ Т-14 и «Арматы» в целом еще не прошли проверку временем, и говорить о полностью боеспособной машине пока преждевременно.

Следует также отметить, что проект «Армата» включает в себя не только танк Т-14. Это общая тяжелая гусеничная платформа для целого семейства машин поля боя. Так, кроме ОБТ, уже были анонсированы ТБМП (тяжелая БМП Т-15 «Барбарис») и БРЭМ Т-16. Эти машины уже есть в виде опытных образцов.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by